В статье рассмотрена необходимость использования медиаобразовательных технологий в формировании художественного вкуса младших школьников в системе музыкального образования в школе на современном этапе. Рассматриваются некоторые аспекты использования школьниками медиаресурсов. Рассмотрены целевые ориентиры организации педагогического процесса в этом направлении.
Ключевые слова: медиаобразование, воспитание, музыка, школьники, вкус, художественный, образование
Жизнь современного младшего школьника трудно представить без музыки на основе информационного медиавзаимодействия.
Телефоны и их приложения, музыкальные приложения, игры, сопровождаемые музыкальными этюдами, социальные сети, ведение своего блога, чат и другое. Ребенок сейчас чаще задаст интересующий его вопрос «Гуглу» или «Сири», нежели родителям и учителям. В то же время такое самообразование может искривлять вкус, снижать познавательную деятельность, поскольку есть риск получения ненаучной и неправдивой информацию, искажать музыкальный вкус при ориентации выбора для прослушивания произведений «модных» в определенной среде, референтной группе, субкультуре.
Согласно масштабному исследованию, проведенному Институтом современных медиа (MOMRI) на основании данных уникального комплекса из 25 исследований, посвященных тематике детского, подросткового и молодежного медиапотребления, 8 из 10 детей регулярно слушают аудиоконтент (82 % — несколько раз в неделю или чаще). Прослушивание музыки входит в число распространенных и любимых детьми форматов проведения свободного времени. Наиболее распространено прослушивание музыки на ТВ (27 %) и через Интернет (26 %). «Абсолютное большинство детей 9–12 лет часто слушают музыку, в основном на телефоне в наушниках, чаще слушают онлайн через VK (ВКонтакте) «в школе на уроках тоже иногда слушают музыку. Для части детей и младших подростков проводниками в мир музыки становятся старшие братья и сестры». В рассматриваемых исследованиях принял участие 7181 родитель из Москвы и регионов России, 3226 детей, подростков и молодежи в возрасте от 2 до 25 лет [3,c.2].
Именно поэтому существует необходимость обучения выбору и рациональному использованию средств социального взаимодействия и прежде всего, музыкальных, развития вкуса на основе приобщения младшего школьника к медиаобразованию с его использованием в школе на уроках музыки, прежде всего.
Развитие художественного музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создает фундамент культуры человека.
Сегодня ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что музыка является неотъемлемой частью духовного богатства общества. Её эстетическое и воспитательное влияние на человека огромно. С детства музыка способствует формированию духовного мира ребенка, развитию его интеллекта, воспитанию добрых чувств.
Для настоящей музыки нет ничего невозможного, необходимо лишь желать её слушать и уметь её слушать. Музыкальное восприятие есть сложный (эмоциональный с одной стороны и интеллектуальный с другой) процесс познания и оценки музыкального произведения. Для ребенка оно представляет большую трудность, по сравнению с восприятием других видов искусств (поэзия, живопись). Как помочь ребенку войти в мир музыки, услышать её, пережить и понять — эта задача всегда стояла пред педагогами-музыкантами.
Традиционная методика музыкального обучения, существовавшая долгие годы в нашей стране, отдавала слушанию музыки большую роль, считая необходимым знакомить детей с разнообразными, сложными по построению произведениями, как на уроках музыки, так и на внеурочных занятиях, в системе дополнительного образования.
Музыкально-педагогическое наследие Д. Б. Кабалевского и актуальные проблемы современного музыкального образования Чайковского, Э. Грига, Р. Шумана и др., современных отечественных композиторов — Д. Д. Шостаковича, С. С. Прокофьева, Д. Б. Кабалевского и произведений народного творчества. Выдающийся композитор и педагог Д. Б. Кабалевский считал, что дети способны воспринимать, запоминать и воспроизводить достаточно сложную музыку.
Главное — заинтересовать детей музыкой, увлечь их своей любовью. Музыка станет ближе и понятнее, если будет связана с другими сторонами жизни детей. «…Именно в сочетании (а не раздельном существовании!) музыки, литературы, изобразительного искусства таятся огромные возможности развития художественной культуры учащихся» " [4, c.233]. Добавим сюда и средства медиакоммуникаций, используемые в медиаобразовательных технологиях в современной школе.
Медиаобразовательные технологии используют в своей основе средства медиакоммуникаций. В понятие медиакоммуникаций входят такие виды коммуникации как: печатная реклама, журналы, газеты, фотографии, кино, телевидение, интернет, приложения для телефонов, компьютерные игры, социальные сети. Медиакоммуникации — это информационное взаимодействие между социальными субъектами (личностями, группами, организациями и т. д.), основанное на производстве, распространении и потреблении массовой информации» [2,c.2].
Развитие творческого вкуса, как одной из основных черт личности нашло свое отражение в Стандарте начальной школы и является одной из ведущих задач модернизации российского образования. Стандарт устанавливает требования к личностным образовательным результатам, «включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению».
В контексте медиакоммуникационного образования музыка относится к группе сенсо-ориентированных предметов, где главным фактором выступает механизм обособления личности («я — в мире»), потому что музыка не только познается, но и является одной из форм познания мира. Личностно-ориентированная технология характеризуется гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью, постановкой цели разносторонним, свободным и творческим развитием ребенка.
Именно поэтому, такая технология предусматривает, что ученик, превращаясь в субъекта учебно-воспитательной работы. Должен овладеть основными этапами деятельности: ориентация — определение цели — проектирование — организация — реализация — контроль — коррекция — оценка [1,c.132].
Ключевыми же признаками такого обучения являются использование субъектного опыта ученика, реализация субъект-субъектных отношений, деятельностная основа учебно-воспитательного процесса. Важнейшим в этом процессе, является роль учителя музыки по подбору репертуара интересного и развивающего. Использование визуализации музыки средствами медиакоммуникации: мультфильмы, презентации, интерактивные музыкальные игры с медиа-сопровождением и др.
Родители и педагоги должны предоставить возможность ребенку узнать и полюбить «настоящую» музыку. И в младшем школьном возрасте большая роль отводится в этом семье. Но институт семьи в настоящее время работает крайне неэффективно, так как развивается в совершенно новой общественной ситуации. Родители, заботясь о материальном обеспечении семьи, все меньше и меньше уделяют внимания своим чадам, общение между ними может составлять не больше пяти минут в день. Порой, чтобы «откреститься» от занятий с ребенком, родители с малолетнего возраста сами приобщают своих детей к телевидению, компьютерным играм и сети Интернет. Следовательно, в сложившихся условиях современная семья, особенно молодые родители, также нуждается в квалифицированной помощи со стороны школы.
Основы музыкальной культуры ребенка закладываются, прежде всего, на уроках музыки в школе. Именно здесь ребенок приобщается к прекрасному искусству, но его вкус, подбор слушаемой музыки часто формируется в виртуальной среде или под воздействием вкусов родителей и референтных групп. Все увиденное и услышанное в период детства усваивается быстро и легко, запоминается на долгие годы. Первые встречи с музыкой оставляют в душе ребенка любовь к ней на всю жизнь. Годы жизни, когда ребенок особенно чуток ко всему окружающему, решающие в его музыкальном и эстетическом развитии. Потому важно не упустить их ни родителям, ни учителям.
Литература:
- Волчегорская Е. Ю. Личностно ориентированное эстетическое воспитание учеников: методология, теория, практика: дисс. … докт. пед. наук: спец. 13.00.01 / Волчегорская Е. Ю. — Челябинск, 2017. — 346 с.
- Войтик, Е. А. К вопросу определения медиакоммуникации как понятия [Электронный ресурс]: методические рекомндации. — Режим доступа: http://jf.spbu.ru/upload/files/file_1404673983_9431.pdf (дата обращения: 19.05.2019)
3. Дети. Медиапотребление.2017 отчет MOMRI Электронный ресурс: http://cyberpsy.ru/articles/children_media_2017_momri/(дата обращения 12.09.2019)
- Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке. — М.: Просвещение, 1977.