Приобщение детей дошкольного возраста к русским народным традициям через театрализованную деятельность и устное народное творчество | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №38 (276) сентябрь 2019 г.

Дата публикации: 19.09.2019

Статья просмотрена: 1328 раз

Библиографическое описание:

Николаева, Т. А. Приобщение детей дошкольного возраста к русским народным традициям через театрализованную деятельность и устное народное творчество / Т. А. Николаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 38 (276). — С. 167-169. — URL: https://moluch.ru/archive/276/62472/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье представлен опыт работы по приобщению детей дошкольного возраста к русским народным традициям средствами театрализованной деятельности и устного народного творчества.

Ключевые слова: народные традиции, театрализованная деятельность, культура, традиции, игры, дети.

Каждый народ имеет свои культурные традиции, многие из них, став всеобщим наследием человечества, чтутся и оберегаются. Понятие «традиции» вбирает в себя идейно — нравственные принципы, социальные установки и нормы поведения, идеи и убеждения, представления и взгляды.

В настоящее время нарушаются традиции, рвутся нити, которые связывали старшее и младшее поколения, поэтому очень важно возродить преемственность поколений, сформировать у детей нравственные устои, патриотические настроения, сохранить связь с прошлым, поэтому нам, педагогам, необходимо проводить большую работу направлении приобщения детей дошкольного возраста к русским народным традициям.

Великий русский педагог К. Д. Ушинский высоко оценивал воспитательный потенциал народной педагогики. Хорошо зная народные обычаи, обряды, традиции, он пришёл к выводу, что мудрость предков — зеркало для потомков.

Нравственные ценности, которые сейчас являются источником воспитания доброты у детей, формировались веками. Они представлены такими чертами культурного человека как гостеприимство, единство слова и дела, отзывчивость, взаимопомощь, справедливость, бережное отношение, скромность, приветливость, щедрость.

Народная культура — предмет, который человек постигает на протяжении всей своей жизни. Чем раньше начнётся процесс знакомства с народной культурой, тем лучших результатов можно добиться.

На наш взгляд, дети должны впитывать культуру своего народа через театрализованную деятельность, колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, сказки, загадки, пословицы и поговорки.

Театрализованная деятельность в детском саду — это хорошая возможность для раскрытия творческого потенциала ребенка, так как самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка — это путь через фантазирование, сочинительство, игру. Среди условий ознакомления детей старшего дошкольного возраста с культурными традициями выделяют соблюдение принципа средового подхода, предполагающего создание обогащенного пространства предметно-развивающей среды, обеспечивающей погружение ребенка в социально-культурный опыт народа.

С этой целью в группе собрана подборка русских народных сказок, зона настольно — печатных и дидактических игр по сюжетам народных сказок, что способствует привитию интереса детей к театрализованной деятельности. Есть кукольный театр, пальчиковый театр, театр на руке, теневой театр и настольный театр по сюжетам русских народных сказок. Дети испытывают любовь к инсценировкам сказок, их увлекает вымысел сказки, быстрая смена событий, приключенческий характер описываемых событий. В группе детского сада создаются специальные игровые ситуации, способствующие формированию доброжелательности, доброты, дружелюбия. Постепенно у детей формируется опыт правильной оценки хороших и плохих поступков.

Педагогам необходимо стимулировать и поощрять желание ребенка познавать культуру своего народа через сказки, пословицы, поговорки, произведения народного декоративного творчества. Среди методов приобщения детей к русским народным традициям выделяем:

– театрализованную деятельность, тематические занятия, беседы, занятия-путешествия, занятия-викторины;

– дидактические игры;

– вопросы поискового характера;

– игровая деятельность (подвижные игры, игры-забавы, игры нашего двора и т. д.);

– рассматривание иллюстраций, фотографий, картин народных праздников;

– чтение сказок, потешек, загадок, закличек и др.;

– индивидуальные беседы.

Подробнее хотелось бы остановиться на одном очень полюбившемся всем детям направлении работы. Детям очень интересно рассматривать внешний облик и слушать истории предметов, которые использовал человек в быту раньше, в давние времена. С этой целью проводятся игры-путешествия (например, в прошлое посуды, утюга, стиральной машины и прочих вещей). С огромным удовольствием дети рассматривают самовар, слушают рассказ о его назначении, а после разыгрывают фрагмент театральной постановки (например, «Вечер у самовара», «Истории дядюшки самовара», «Невероятное чаепитие»).

Неоценимым богатством являются народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков — их быте, труде, мировоззрении. Игры всегда были непременным элементом народных обрядовых праздников. Фольклорные игры, песни, хороводы, уходящие своими корнями в древность, помогают детям прикоснуться к великому народному искусству, почувствовать глубину и красоту русских обычаев и обрядов.

Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции. Главным показателем успешности праздника является эмоциональная окрашенность атмосферы. Эту атмосферу определяет естественность поведения маленьких актеров, заинтересованность, радостные эмоции, рождаемые действиями персонажей. С этой целью в процессе организации и проведения праздника мы не только показываем готовые, хорошо отрепетированные театральные постановки, но и включаем в сценарий игры-импровизации, постановки-импровизации, подвижные народные игры.

Особое место в народных праздниках занимает народный фольклор, который отражает различные виды музыкальной деятельности куда входит: слушание народной музыки, музыкально — фольклорные игры, пение народных песен, народная хореография (танцы, хороводы), игра на музыкальных инструментах.

Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к нравственным общечеловеческим ценностям. Особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о доброте, красоте, правде, храбрости, трудолюбии как нигде сохранились в устном народном творчестве.

В процессе приобщения к национальным традициям большая роль отводится родителям. Работа с родителями ведется в направлении ознакомления их с традициями народных праздников и принципами организации воспитания в семье, направленного на приобщение детей к традиционной народной культуре.

С этой целью традиционно организуются такие формы работы с родителями, как беседы и консультации о роли театрализованной деятельности и фольклора в воспитании детей, о роли и видах подвижных игр на детских семейных праздниках.

Методы работы с родителями: беседы, анкетирование, круглый стол, мастер — классы, родительские собрания.

Совместное участие в театрализованных и творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей.

Таким образом, результатами проведенной работы приобщению детей дошкольного возраста к русским народным традициям через театрализованную деятельность и устное народное творчество являются:

– использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок;

– умение играть в русские народные подвижные игры, используя считалки;

– знание сказок и сказочных героев, умение узнавать их в произведениях изобразительного искусства;

– осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи);

– знание истории русского народного костюма, головных уборов;

– используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности;

– бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.

Литература:

  1. Куприна Л. С., Бударина Т. А., Маркеева О. А., Корепанова О. Н. Приобщение детей к истокам русской культуры: Конспекты занятий и сценарии календарно — обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / 3-е издание., перераб. И дополн.– СПб: «ДЕТСТВО — ПРЕСС», 2003–400 с.
  2. Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников / Е. И. Удальцова. — Минск: Нар. Асвета, 1976. — 128 с.
Основные термины (генерируются автоматически): театрализованная деятельность, игра, приобщение детей, ребенок, традиция, устное народное творчество, дошкольный возраст, народная культура, праздник, детский сад.


Похожие статьи

Музыкальный фольклор как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

В статье обоснована актуальность приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре посредством музыкального фольклора, охарактеризованы особенности музыкального фольклора, названы его жанры. Основное внимание уделено педагогическим ус...

Формирование основ народной культуры — воспитание любви к родному краю

В статье раскрывается вопрос о развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русской народной культуре в процессе ознакомления с календарными праздниками, обрядами и декоративно-прикладным искусством.

Приобщение детей к истокам русского народного творчества в процессе обучения игре на деревянных ложках

Статья посвящена значению традиционной русской народной музыки в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста. В тексте идёт речь о способах приобщения детей дошкольного возраста к истокам русского народного творчества. Рассматривается опыт Д.А....

Использование кубанских народных игр как эффективное средство духовно-нравственного воспитания дошкольников

В статье рассматриваются актуальные вопросы воспитания у детей духовно-нравственных и патриотических чувств средствами народной культуры (устного народного творчества, народных игр, музыкального фольклора, декоративно-прикладного искусства, народных ...

Педагогические условия приобщения детей старшего дошкольного возраста к культуре бурятского народа

В статье рассматривается актуальность и сущность процесса приобщения детей к народной культуре, условия приобщения к народной культуре.

Народная тряпичная кукла как средство нравственного воспитания и приобщения к семейным ценностям (на основе опыта работы)

В статье раскрывается актуальность культурно-исторической и педагогической ценности тряпичной народной куклы в воспитании нравственности у детей. Веками лучшие традиции оттачивались и передавались из поколения в поколение как эталоны красоты, образцы...

Этапы построения занятия по народной хореографии у учащихся фольклорных отделений детской школы искусств

В статье дается характеристика основных этапов построения занятия, по народно-бытовой хореографии у учащихся ДШИ. Данная разработка создана на основе личного опыта, а так же с использованием теоретических и практических разработок выдающихся преподав...

Развитие культуры речи у дошкольников и младших школьников посредством использования словесной игры со скороговорками

В статье рассматривается использование словесной игры со скороговорками для развития артикуляционного аппарата у дошкольников и младших школьников и формирования культуры речи при реализации дополнительных общеобразовательных программ в детских школа...

Использование устного народного творчества в работе со старшими дошкольниками как средство дошкольного образования

В статье раскрывается работа по приобщению дошкольников к истокам народной культуры.

Театрализованная деятельность с детьми дошкольного возраста

В статье автор представляет опыт работы развития коммуникативных навыков через театрализованную деятельность у детей старшего дошкольного возраста.

Похожие статьи

Музыкальный фольклор как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

В статье обоснована актуальность приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре посредством музыкального фольклора, охарактеризованы особенности музыкального фольклора, названы его жанры. Основное внимание уделено педагогическим ус...

Формирование основ народной культуры — воспитание любви к родному краю

В статье раскрывается вопрос о развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русской народной культуре в процессе ознакомления с календарными праздниками, обрядами и декоративно-прикладным искусством.

Приобщение детей к истокам русского народного творчества в процессе обучения игре на деревянных ложках

Статья посвящена значению традиционной русской народной музыки в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста. В тексте идёт речь о способах приобщения детей дошкольного возраста к истокам русского народного творчества. Рассматривается опыт Д.А....

Использование кубанских народных игр как эффективное средство духовно-нравственного воспитания дошкольников

В статье рассматриваются актуальные вопросы воспитания у детей духовно-нравственных и патриотических чувств средствами народной культуры (устного народного творчества, народных игр, музыкального фольклора, декоративно-прикладного искусства, народных ...

Педагогические условия приобщения детей старшего дошкольного возраста к культуре бурятского народа

В статье рассматривается актуальность и сущность процесса приобщения детей к народной культуре, условия приобщения к народной культуре.

Народная тряпичная кукла как средство нравственного воспитания и приобщения к семейным ценностям (на основе опыта работы)

В статье раскрывается актуальность культурно-исторической и педагогической ценности тряпичной народной куклы в воспитании нравственности у детей. Веками лучшие традиции оттачивались и передавались из поколения в поколение как эталоны красоты, образцы...

Этапы построения занятия по народной хореографии у учащихся фольклорных отделений детской школы искусств

В статье дается характеристика основных этапов построения занятия, по народно-бытовой хореографии у учащихся ДШИ. Данная разработка создана на основе личного опыта, а так же с использованием теоретических и практических разработок выдающихся преподав...

Развитие культуры речи у дошкольников и младших школьников посредством использования словесной игры со скороговорками

В статье рассматривается использование словесной игры со скороговорками для развития артикуляционного аппарата у дошкольников и младших школьников и формирования культуры речи при реализации дополнительных общеобразовательных программ в детских школа...

Использование устного народного творчества в работе со старшими дошкольниками как средство дошкольного образования

В статье раскрывается работа по приобщению дошкольников к истокам народной культуры.

Театрализованная деятельность с детьми дошкольного возраста

В статье автор представляет опыт работы развития коммуникативных навыков через театрализованную деятельность у детей старшего дошкольного возраста.

Задать вопрос