В статье представлен опыт работы по приобщению детей дошкольного возраста к русским народным традициям средствами театрализованной деятельности и устного народного творчества.
Ключевые слова: народные традиции, театрализованная деятельность, культура, традиции, игры, дети.
Каждый народ имеет свои культурные традиции, многие из них, став всеобщим наследием человечества, чтутся и оберегаются. Понятие «традиции» вбирает в себя идейно — нравственные принципы, социальные установки и нормы поведения, идеи и убеждения, представления и взгляды.
В настоящее время нарушаются традиции, рвутся нити, которые связывали старшее и младшее поколения, поэтому очень важно возродить преемственность поколений, сформировать у детей нравственные устои, патриотические настроения, сохранить связь с прошлым, поэтому нам, педагогам, необходимо проводить большую работу направлении приобщения детей дошкольного возраста к русским народным традициям.
Великий русский педагог К. Д. Ушинский высоко оценивал воспитательный потенциал народной педагогики. Хорошо зная народные обычаи, обряды, традиции, он пришёл к выводу, что мудрость предков — зеркало для потомков.
Нравственные ценности, которые сейчас являются источником воспитания доброты у детей, формировались веками. Они представлены такими чертами культурного человека как гостеприимство, единство слова и дела, отзывчивость, взаимопомощь, справедливость, бережное отношение, скромность, приветливость, щедрость.
Народная культура — предмет, который человек постигает на протяжении всей своей жизни. Чем раньше начнётся процесс знакомства с народной культурой, тем лучших результатов можно добиться.
На наш взгляд, дети должны впитывать культуру своего народа через театрализованную деятельность, колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, сказки, загадки, пословицы и поговорки.
Театрализованная деятельность в детском саду — это хорошая возможность для раскрытия творческого потенциала ребенка, так как самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка — это путь через фантазирование, сочинительство, игру. Среди условий ознакомления детей старшего дошкольного возраста с культурными традициями выделяют соблюдение принципа средового подхода, предполагающего создание обогащенного пространства предметно-развивающей среды, обеспечивающей погружение ребенка в социально-культурный опыт народа.
С этой целью в группе собрана подборка русских народных сказок, зона настольно — печатных и дидактических игр по сюжетам народных сказок, что способствует привитию интереса детей к театрализованной деятельности. Есть кукольный театр, пальчиковый театр, театр на руке, теневой театр и настольный театр по сюжетам русских народных сказок. Дети испытывают любовь к инсценировкам сказок, их увлекает вымысел сказки, быстрая смена событий, приключенческий характер описываемых событий. В группе детского сада создаются специальные игровые ситуации, способствующие формированию доброжелательности, доброты, дружелюбия. Постепенно у детей формируется опыт правильной оценки хороших и плохих поступков.
Педагогам необходимо стимулировать и поощрять желание ребенка познавать культуру своего народа через сказки, пословицы, поговорки, произведения народного декоративного творчества. Среди методов приобщения детей к русским народным традициям выделяем:
– театрализованную деятельность, тематические занятия, беседы, занятия-путешествия, занятия-викторины;
– дидактические игры;
– вопросы поискового характера;
– игровая деятельность (подвижные игры, игры-забавы, игры нашего двора и т. д.);
– рассматривание иллюстраций, фотографий, картин народных праздников;
– чтение сказок, потешек, загадок, закличек и др.;
– индивидуальные беседы.
Подробнее хотелось бы остановиться на одном очень полюбившемся всем детям направлении работы. Детям очень интересно рассматривать внешний облик и слушать истории предметов, которые использовал человек в быту раньше, в давние времена. С этой целью проводятся игры-путешествия (например, в прошлое посуды, утюга, стиральной машины и прочих вещей). С огромным удовольствием дети рассматривают самовар, слушают рассказ о его назначении, а после разыгрывают фрагмент театральной постановки (например, «Вечер у самовара», «Истории дядюшки самовара», «Невероятное чаепитие»).
Неоценимым богатством являются народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков — их быте, труде, мировоззрении. Игры всегда были непременным элементом народных обрядовых праздников. Фольклорные игры, песни, хороводы, уходящие своими корнями в древность, помогают детям прикоснуться к великому народному искусству, почувствовать глубину и красоту русских обычаев и обрядов.
Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции. Главным показателем успешности праздника является эмоциональная окрашенность атмосферы. Эту атмосферу определяет естественность поведения маленьких актеров, заинтересованность, радостные эмоции, рождаемые действиями персонажей. С этой целью в процессе организации и проведения праздника мы не только показываем готовые, хорошо отрепетированные театральные постановки, но и включаем в сценарий игры-импровизации, постановки-импровизации, подвижные народные игры.
Особое место в народных праздниках занимает народный фольклор, который отражает различные виды музыкальной деятельности куда входит: слушание народной музыки, музыкально — фольклорные игры, пение народных песен, народная хореография (танцы, хороводы), игра на музыкальных инструментах.
Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к нравственным общечеловеческим ценностям. Особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о доброте, красоте, правде, храбрости, трудолюбии как нигде сохранились в устном народном творчестве.
В процессе приобщения к национальным традициям большая роль отводится родителям. Работа с родителями ведется в направлении ознакомления их с традициями народных праздников и принципами организации воспитания в семье, направленного на приобщение детей к традиционной народной культуре.
С этой целью традиционно организуются такие формы работы с родителями, как беседы и консультации о роли театрализованной деятельности и фольклора в воспитании детей, о роли и видах подвижных игр на детских семейных праздниках.
Методы работы с родителями: беседы, анкетирование, круглый стол, мастер — классы, родительские собрания.
Совместное участие в театрализованных и творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей.
Таким образом, результатами проведенной работы приобщению детей дошкольного возраста к русским народным традициям через театрализованную деятельность и устное народное творчество являются:
– использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок;
– умение играть в русские народные подвижные игры, используя считалки;
– знание сказок и сказочных героев, умение узнавать их в произведениях изобразительного искусства;
– осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи);
– знание истории русского народного костюма, головных уборов;
– используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности;
– бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.
Литература:
- Куприна Л. С., Бударина Т. А., Маркеева О. А., Корепанова О. Н. Приобщение детей к истокам русской культуры: Конспекты занятий и сценарии календарно — обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / 3-е издание., перераб. И дополн.– СПб: «ДЕТСТВО — ПРЕСС», 2003–400 с.
- Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников / Е. И. Удальцова. — Минск: Нар. Асвета, 1976. — 128 с.