В статье приводится общая характеристика рентабельности и методика ее расчета, сущность и система основных показателей рентабельности на предприятии, обоснована актуальность и востребованность применения показателей прибыли для системы экономического анализа на предприятия в условиях современной экономики, определены пути повышения рентабельности на предприятии.
Ключевые слова: прибыль, рентабельность, показатели рентабельности, финансовая эффективность предприятия.
В условиях современной рыночной экономики предприятие, как хозяйствующих субъект, становится основным выразителем экономических отношений на микроуровне. Становясь звеном экономического потребления, любая организация должна иметь перед собой четкую и ясную цель деятельности, подкрепленную системой постоянного получения заказов на свою продукцию и отвечающую на вопрос о способах и методах извлечения прибыли для предприятия. Экономические механизмы рыночной экономики, особенно на современном этапе развития, значительно усложняют для организации процесс перманентного получения прибыли из-за постоянной конфронтации с конкурентами, а также из-за изменения структуры и размеров финансовых потоков в случае непредсказуемых изменений во внутренней и внешней среде предприятия.
С целью успешного ведения хозяйственно-экономической деятельности предприятию необходимо делать постоянный упор на математизацию основных показателей результативности своих работ. В ходе управления и регламентирования деятельности финансовой системы внутри предприятия, руководство, отвечающее за непосредственное управление экономической эффективностью деятельности, обязано констатировать с целью учета ряд показателей, расчет которых помогает финансовым службам измерять и сформировывать выводы о доходности организации, ее финансовом состоянии, перспективах роста, результативности деятельности и т. д. Одним из важнейших обобщающих показателей эффективности использования ресурсов на предприятии является рентабельность. Именно показатель рентабельности входит в основное статистическое звено, позволяющее делать предварительные выводы о финансовых возможностях предприятия и маркировать наиболее очевидные финансовые риски, связанные с ухудшением состояния показателя в динамике.
Итак, рентабельность — это относительный показатель эффективности экономической деятельности и прибыльности предприятия [1]. Особенностью показателя рентабельности является то, что основной прилагаемой при расчетах переменной здесь является прибыль предприятия — ключевой финансовый показатель деятельности организации и, в целом, экономический смысл его существования в рыночной среде. Показатель прибыли в организации в наибольшей мере подходит для оценки производственно-хозяйственной деятельности предприятий, т. к. выражает в результаты хозяйственной деятельности через вычисления в гибкой стоимостной форме. Показатели прибыли характеризуют абсолютный финансовый эффект хозяйственной деятельности предприятия. А рентабельность определяет относительный размер прибыли, используемый для объективной оценки конечных финансовых результатов [2].
Иными словами, экономический смысл показателей рентабельности заключается в том, что они характеризуют прибыль, получаемую с 1 руб. затрат, вложенных в предприятие. Уровень рентабельности вычисляется с помощью относительных показателей — коэффициентов, имеющих различную структуру в зависимости от того, какой числовой показатель деятельности будет служить базисом для сравнения. Для примера рассмотрим классическую формулу общей рентабельности производства:
=, где
ВП — валовая прибыль за отчетный период, руб.;
С — производственная себестоимость произведенной продукции за отчетный период, руб.
Из примера математической записи, представленной выше, можно в целом вывести логику толкования и дешифровки экономического смысла рентабельности: чем выше показатель прибыли деятельности предприятия (числитель), и чем меньше затрат было использовано для ее достижения (знаменатель), тем выше в конечном итоге оказывается рентабельность (частное от деления), а значит, и экономическая эффективность, функционирования предприятия и его отдельных хозяйственных составляющих. Независимые переменные, рассчитываемые в формулах рентабельности, одновременно с этим являются ее экономическими резервами, изменение которых приведет и к количественной трансформации зависимой переменной — увеличению или снижению рентабельности.
Снижение показателя рентабельности напротив свидетельствует об убыточной деятельности предприятия, уменьшению уровня доходов и наращиванию затрат на производство и реализацию, что нарушает процесс окупаемости вложенных инвестиций. Иногда в производственной практике возможно ведение нулевого уровня рентабельности, когда предприятие тратит на производство продукции столько же, сколько получает от его продажи, т. е. в математическом смысле прибыль в этой модели равна нулю и предприятие не получает дополнительных средств на расширение производства и инициацию новых фондов, а лишь покрывает убытки в периоде.
Для расширенной аналитики уровня и состояния ведения финансового менеджмента внутри компании, а также для комплексного планирования и контроллинга расходования денежных средств внутри субъекта, финансовое управление компании прибегает к расчету и составлению целого набора показателей рентабельности с целью определения уровня безубыточности всех абсолютных бизнес-показателей, существующих на предприятии. Так, показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:
− показатели, характеризующие прибыльность продаж;
− показатели, характеризующие прибыльность активов предприятия;
− показатели, характеризующие окупаемость издержек производства;
− показатели, характеризующие доходность капитала и его частей [3].
Методика расчета показателей различается лишь по степени изменения объекта сравнения. При калькуляции показателей рентабельности переменной частью выражения становится лишь та дробная часть, на которую делится прибыль: показатель делителя зависит от целей исследования и меняется в соответствии с ними, делимое в формуле всегда остается логически неизменным. Ниже приведены формулы математического расчета для основных показателей рентабельности [4]:
Рентабельность продаж:
(ROS) =, где
ПП — прибыль от продаж за отчетный период, руб.;
В — выручка от реализации за отчетный период, руб.
Рентабельность активов (оборотных и внеоборотных):
(ROA) =, где
ЧП — чистая прибыль (прибыль после налогообложения) за отчетный период, руб.;
— средняя для расчетного периода балансовая стоимость текущих активов, руб.
Рентабельность продукции:
(ROM) =, где
ПС — полная себестоимость произведенной продукции, руб.;
— управленческие расходы на момент расчетного периода, руб.;
— коммерческие расходы на момент расчетного периода, руб.
Рентабельность собственного капитала:
(ROE) =, где
— средняя для расчетного периода величина собственного капитала, руб.
Расчеты некоторых показателей рентабельности имеет существенное значение для внешних пользователей, заинтересованных в финансировании предприятия. Это имеет ключевой смысл, когда показатели рентабельности рассчитываются внешними владельцами активов наперед, до момента принятия решения о финансировании: к этой категории обычно относятся инвесторы, прогнозирующие окупаемость вложенных средств с помощью показателей экономической эффективности. Если предприятие предоставляет потенциальным инвесторам расчетные данные о рентабельности инвестиций и инвестированного капитала, то оно становится более привлекательным для финансирования, что особенно важно в условиях конкурентной рыночной экономики.
Рентабельность инвестированного капитала:
(ROIC) =, где
ИК — величина инвестированного капитала на момент расчетного периода, руб.;
ДК — долгосрочные кредиты на момент расчетного периода, руб.
Определившись в контексте работы с сущностью рентабельности, а также определив её основные показатели, стоит сделать вывод о необходимости организации системы управления рентабельностью в условиях рыночной экономики. Эффективное и рациональное использование экономических ресурсов на предприятии достигается лишь при четко слаженной системе планирования и определения целевых показателей, критериев эффективности, а также при постоянном моделировании схем управления рентабельностью. В условиях рыночной экономики комплексный анализ финансовой эффективности предприятия играет решающую роль в условиях конкурентной борьбы, поэтому тщательный анализ службами управления структуры активов и источников финансирования, постоянный поиск путей повышения эффективности деятельности и резервов роста рентабельности, напрямую помогает организации задавать стратегические цели и гибко воспринимать изменения, происходящие в экономической среде.
Таким образом, показатель рентабельности в рамках экономического анализа на предприятии при комплексном подходе дает достаточно широкое представление о прибыльности или убыточности предприятия в сравнении с другими отдельными величинами, влияющими на производственный процесс и хозяйственную деятельность предприятия в целом [5]. Основываясь на экономическом выражении формул рентабельности, можно вывести основные резервы для увеличения числового значения данного показателя:
- увеличение величины прибыли и снижение себестоимости;
- увеличение эффективного использования основных фондов;
- увеличение эффективного использования оборотных средств.
Литература:
- Быкова Н. Н. Понятие рентабельности предприятия // Молодой ученый. — 2016. — № 29. — С. 372–374;
- Эйхлер Л. В. Финансовый менеджмент: актуальные вопросы управления финансами предприятий/: учебное пособие Омск: СибАДИ 2013. –154 с.- C.43;
- Анализ показателей рентабельности [Интернет-ресурс] URL: https://helpiks.org/2–62384.html (Дата обращения:16.09.19);
- Красильникова, Л. Е. Экономический анализ: учебное пособие / Л. Е. Красильникова, Э. Г. Сысуева, М-во с.-х. РФ, федеральное гос. бюджетное образов. учреждение высшего образования «Пермская гос. с.-х. акад. им. акад. Д. Н. Прянишникова», фак. экон. фин. и коммерции. — Пермь: ИПЦ «Прокростъ», 2016. — 298 с. — С.228;
- Хмелевая C. А. Пути повышения рентабельности производства продукции на предприятии // Менеджер: ДонАУиГС — 2016. — № 3(77), С.229–234.