Перед современным образованием встала важная задача подготовки инициативных, готовых к инновациям специалистов, способных системно мыслить и действовать, самостоятельно принимать ответственные решения, анализируя их возможные последствия.
Одним из путей решения поставленной задачи стал метод проектов, на который, согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, делает ставку государство.
В отечественной педагогической науке принято отождествлять понятия проектных технологий и метода проектов в обучении. Сам по себе метод проектов не является принципиальным новшеством в мировой педагогике.
Современные исследователи определяют суть метода проектов следующим образом — способ стимулировать интерес студентов к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний [2].
Проектирование в образовании имеет в своей основе общие определения, принципы и этапы с проектированием в других сферах общественной жизни.
В обобщенном понимании, проект (согласно новому стандарту [3]) — уникальный набор процессов, состоящих из скоординированных и управляемых задач с начальной и конечной датами, предпринятых для достижения цели. Достижение цели проекта требует получения результатов, соответствующих определённым заранее требованиям, в том числе ограничения на получения результатов, таких как время, деньги и ресурсы.
Проект в обучении можетиспользоваться как одна из форм самообразовательной деятельности; служить альтернативным способом организации учебного курса; интегрироваться в традиционную систему обучения [4].
В работе над проектом можно выделить следующие этапы:
− разработка идей начинается с анализа ситуации, проблем для вхождения в ситуацию проектирования;
− формулировка идей, которые, по мнению проектировщика, могут способствовать решению проблем. Идеи разрабатываются, конкретизируются в рамках определенной системы ценностей образования;
− в соответствии с идеями и ценностями определяется цель проекта в идеальном варианте, формулируются различные подходы к решению данной проблемы;
− оцениваются предлагаемые варианты для решения данных проблем и выбираются наиболее эффективные. Эти действия позволяют подготовить концепцию проекта, затем подготавливается процесс реализации проекта;
− конкретизируются задачи, которые необходимо решать для реализации замысла проекта, определяются условия, средства для достижения цели, варианты управления в проекте и система взаимодействия участников проектирования. Разрабатывается тактика действия, создаются планы для решения задач по различным направлениям, определяются способы оценки достижения, возможны варианты коррекции проектов;
− реализация проекта, а также организация педагогической деятельности с постоянным анализом, диагностикой, оцениванием, коррекцией и доработкой проекта;
− обобщение результатов проекта [5].
Выбор тематической направленности студенческих проектов происходит либо в целях углубления теоретических знаний, либо несет в себе практическую ценность для участников проекта. И в том, и в другом случае преподаватель исполняет роль направляющего, модератора деятельности студента или группы студентов.
При должном уровне культуры использования проектных технологий студент учится:
− самостоятельному анализу и выбору интересующей его сферы деятельности;
− оценивать свои возможности на практике;
− обосновывать и предпринимать шаги для достижения цели, брать на себя ответственность;
− различным формам взаимодействия (с коллегами, руководителем и т. п.);
− оценивать результаты с точки зрения практической значимости конечного продукта для общества в целом.
Однако зачастую в российских вузах студенческие проекты не несут в себе практической пользы и мало связаны с актуальными проблемами той или иной научной области. К примеру, в некоторых технических университетах и институтах обучение ведется по устаревшим стандартам, к тому же, наблюдается нехватка современного оборудования и приборов для практических занятий. Без энтузиазма преподавателя и тяги к самообразованию самого студента процесс обучения становится бессмысленным. Кроме того, большинство студентов вузов не занимаются проектированием без особой на то надобности (необходимость сдачи курсовой или дипломной работы). Это говорит о низком уровне мотивации к обучению и овладению навыками будущей профессии.
Одним из способов мотивирования преподавателей и студентов к активному использованию обозначенного метода обучения является предоставление возможности финансирования исследовательских и других проектов посредством грантовой поддержки. В случае победы в конкурсе на выделение гранта студент и преподаватель получают средства на реализацию подготовленной идеи, полностью либо частично покрывающие затраты, а в некоторых случаях — и возможность выезда за рубеж, также оплаченную грантодателем.
Собственно, грант — это форма спонсорской поддержки проекта, идеи которого предлагаются, разрабатываются и воплощаются в жизнь автором заявки на грант. Он, обычно, предоставляется на безвозмездной основе и не предусматривает вмешательства грантодателя в работу над проектом или изменения права интеллектуальной и материальной собственности исследователя на результаты его научной работы. Эффективность работы по проекту и правильность расходования выделенных средств контролируется с помощью системы периодических отчетов грантодержателей [6]. Как правило, перед присвоением грантов происходит конкурсный отбор экспертным советом с целью выбора наиболее достойного проекта.
В нашей стране можно выделить 4 типа грантов:
- Гранты государственных и негосударственных фондов, поддерживающих фундаментальные научные исследования.
- Именные стипендии.
- Гранты конкретных организаций для исследования и решения проблемы самой организации.
- Федеральные целевые программы для поддержки инновационных проектов.
В Тувинском государственном университете присутствуют все типы грантов. Однако наиболее доступными для студентов являются именные стипендии, на которые, впрочем, реализовать крупный проект не представляется возможным из-за небольшого объема выделяемых финансов.
В конкурсах на гранты различных фондов студентам приходится конкурировать с опытными учеными, что существенно усложняет задачу.
Исследования на базе конкретного предприятия не столь популярны в студенческой среде в силу того, что чаще всего цель организации — не фундаментальное исследование, а конкретная бизнес-задача, решением которой чаще всего занимаются лаборатории и НИИ.
В свою очередь федеральные программы рассчитаны на решение крупных региональных проблем, и выделяемые средства прямо пропорциональны ответственности участников проекта. Над подобного уровня проектами могут трудиться специально созданные проектные организации. Но ничто не мешает студенту участвовать в его реализации.
Всё же представленных способов грантовой поддержки студенчества недостаточно. Необходимо создавать на базе университетов специализированные лаборатории, осуществляющие поиск и подготовку проектных решений как по заказу федеральных органов власти, так и для фундаментальных разработок в своей области. Как мы видим из вышеобозначенного, крупным исследовательским организациям предоставляется гораздо больше шансов для получения крупных грантов. Студент, работающий над практически значимыми проектами, получит более глубокий и ценный опыт по сравнению со студентом, обученным по традиционной системе образования.
Говоря о внедрении проектных технологий в вузы, нельзя игнорировать возможности, предоставляемые грантовой системой. К тому же, реализация грантовых программ выгодна университету не только в плане привлечения средств, но и для повышения научно-исследовательского статуса учебного заведения.
Только при взаимодействии вузов с организациями, заинтересованными в научных исследованиях, может быть воплощена в жизнь идея выпуска профессионала, имеющего опыт не только в теоретических, но и в практических вопросах и готового к самостоятельному решению проблем уже знакомой ему сферы деятельности.
Литература:
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Полат Е. С. [и др.]. М.: Академия, 1999. 272 с.
- ГОСТ Р ISO 21500:2012 Руководство по менеджменту проектирования. Общие требования. Введ. впервые; дата введ. 03.09.2012. М.: Стандартинформ. 44 с.
- Кочетурова Н. Метод проектов в обучении языку: теория и практика: эл. ресурс НГТУ. URL: http://www.itlt.edu.nstu.ru/article4.php#section7 (дата обращения: 27.03.2013)
- Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: материалы Всероссийской научно-методической конференции. Оренбургский гос. ун-т. / Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2012. 2927 с.
- Иванов А. Студент и гранты: руководство к действию // Наука и технологии России — STRF.ru. 21.05.07. URL: http://www.strf.ru/organization.aspx?CatalogId=379&d_no=12147 (дата обращения: 24.08.2019).
- Организация проектного обучения в вузах России: практические рекомендации. Кострова Ю. С. [Текст]//Дискуссия: журнал научных публикаций. 2012.№ 5. С.143–145.
- Проектные технологии в обучении студентов вузов. Гладилова В. В. [Электронный ресурс]//www.conf.sfu-kras.ru. (Дата обращения 26.08.2019)