В данной статье анализируются некоторые проблемы нормативной регламентации компетенции полиции в рамках ее правового положения и предложены пути их решения.
Ключевые слова: общественный порядок, правовое положение, мораль, нормативная регламентация, компетенция.
К компетенции полиции отнесена охрана общественного порядка, а также обеспечение общественного порядка на улицах, стадионах, в парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах, морских и речных портах и иных общественных местах [1].
В то же время определение термина «общественный порядок» не закреплено в федеральном законодательстве. В учебной и научной литературе под общественным порядком предлагают понимать «установленные нормативными правовыми актами, общепринятыми нормами морали, обычаями и традициями правила поведения граждан в общественных местах» [2].
Однако полиция не имеет права охранять общественный порядок в той его части, в какой его правила поведения закреплены не в правовых актах, а в нормах морали, обычаях и традициях — которые предлагают признавать составляющими общественного порядка. Этот вывод подтверждается требованиям статьи 6 Федерального закона «О полиции». В соответствии с ними полиция вправе осуществлять свою работу исключительно в точном соответствии с положениями законов [1].
Таким образом, наблюдается явное противоречие между определением термина «общественный порядок» в специальной литературе (включающем в содержание данного понятия не только правовые нормы), и использованием вышеуказанного определения в нормативных актах, которые закрепляют компетенцию полиции. Так, полиции запрещается применять специальные средства «при пресечении незаконных …митингов, демонстраций, шествий …ненасильственного характера, которые не нарушают общественный порядок, работу транспорта, средств связи и организаций» [1]. Учитывая предлагаемое в специальной литературе понятие «общественный порядок» получается, что если при проведении незаконного митинга граждане нарушат предусмотренные традициями или моралью норму общественного порядка, которая не закреплена в законах, полиция может для пресечения данного митинга применить специальные средства (палки специальные и так далее)?
Полагаю, что такое вызванное недостаточной эффективностью нормативной регламентации компетенции полиции противоречие необходимо устранить. Представляется целесообразным:
− закрепить в законодательстве такое определение термина «общественный порядок», под которым будет пониматься исключительно установленные нормативными правовыми актами (а не нормами морали, традициями или обычаями) правила поведения граждан в общественных местах;
− учитывать при разработке нормативных положений о компетенции полиции по охране общественного порядка именно это, а не предлагаемое в учебной литературе определение;
− либо использовать при закреплении компетенции полиции вместо термина «общественный порядок», понятие «правопорядок в общественных местах», который все больше начинает применяться в последние годы.
Кроме того, сравнение положений нормативных актов и статистических данных позволяет утверждать о наличии следующей проблемы. Дело в том, что закрепление в законодательстве расширения компетенция полиции не обеспечивается соответствующим увеличением штата полиции, который сможет выполнять правоохранительную деятельность в рамках данной компетенции в полном объеме. Проанализировав нормативные акты, можно заметить, что в настоящее время компетенция полиции включает почти все виды непосредственно правоохранительной деятельности МВД России. При этом она постоянно увеличивается. Так, к примеру, в связи с упразднением Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков и Федеральной миграционной службы (ФМС), полиции переданы обязанности, ранее входившие в компетенцию этих упраздненных служб. Что нашло отражение в дополнении ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О полиции» пунктами 43 и 44, а также редактировании п. 33 этой части.
Например, ранее полиция лишь участвовала в осуществлении контроля:
− за соблюдением гражданами нашего государства (в том числе, должностными лицами) правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту жительства и пребывания,
− за соблюдением иностранными гражданами (лицами без гражданства) порядка проживания и временного пребывания в России, въезда в нашу страну, выезда из нее и транзитного проезда через территорию Российской Федерации.
В настоящее время этот контроль полиция обязана осуществлять в полном объеме.
Отметим, что для выполнения обязанностей, которые ранее входили в компетенцию упраздненных Федеральных служб, сформированы новые подразделения полиции. Например, в полиции в МВД по Республике Башкортостан сформированы Управление по контролю за оборотом наркотиков и Управление по вопросам миграции [3].
Однако штатную численность, например, ФМС не передали полиции в полном объеме, а сократили на 30 процентов. Более того, штатная численность органов внутренних дел, включающих полицию, существенно уменьшается. То есть, с одной стороны, полиция должна выполнять все возложенные на нее обязанности в соответствии со своей увеличивающейся компетенцией. Однако, с другой стороны, очевидна проблема выполнения их качественно и в полном объеме при фактическом сокращении штатной численности полиции [4], [5]. Так, Министр внутренних дел генерал полиции В. А. Колокольцев подчеркнул, что обеспечение общественной безопасности и правопорядка осуществляется в условиях вышеуказанного сокращения численности личного состава. В ходе указанных мероприятий были сокращены штатные единицы МВД РФ, включая подразделения полиции. По мнению В. А. Колокольцева, причиной ухудшения некоторых показателей правоохранительной деятельности является именно существенное увеличение служебной нагрузки на участковых уполномоченных полиции, оперативных работников и других сотрудников. По утверждению Министра, на сегодняшний день «согласно экспертным оценкам, органы внутренних дел уже достигли предельной, если можно так выразиться, «пропускной способности». Очевидно, что это утверждение относится и непосредственно к полиции, которая в системе МВД России выполняет почти все правоохранительные полномочия органов внутренних дел.
Таким образом, вышеизложенное позволяет обосновывать вывод, согласно которому для эффективного выполнения полицией в полном объеме своих обязанностей в соответствии с ее компетенцией необходимо решить указанную проблему. В частности, целесообразна такая нормативная регламентация компетенции полиции в рамках ее правового положения, которая будет обеспечивать ее реализацию необходимой штатной численностью полиции.
Литература:
- О полиции: Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 18.07.2019)
- Волков А. М., Дугенец А. С. Административное право. — М.: ИД ФОРУМ: ИНФРА-М, 2015. — 288 с.
- Структура Министерства внутренних дел по Республике Башкортостан // Официальный интернет-сайт МВД по Республике Башкортостан [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://02.xn--b1aew.xn--p1ai/
- О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации: Указ Президента РФ от 05.05.2014 г. N 300 (ред. от 01.10.2018)
- О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции: Указ Президента РФ от 05.04.2016 N 156 (ред. от 15.05.2018)