В данной статье рассмотрены виды, содержание и особенности инновационной деятельности педагога в современном информационном обществе. Раскрыты и проанализированы требования к содержанию, целям и механизмам реализации педагогического образования в соответствии с Профессиональным стандартом педагога и Концепцией поддержки развития образования. Описаны такие виды инновационной деятельности педагога как деятельность по обновлению содержания образовательных программ и совершенствованию организации образовательного процесса, деятельность по применению инновационных образовательных и оценочных технологий, деятельность по обеспечению сетевого взаимодействия и мобильности.
Ключевые слова: инновация, модернизация, инновационная деятельность, педагог, педагогическое образование.
This article deals with the contents, types and features of innovative activity of the teacher in modern information society. The requirements to the purposes, the contents and mechanisms of realization of pedagogical education according to the Professional standard of the teacher and the Concept of support of a development of education are analyzed. Many types of the teacher’s innovative activity are mentioned, for instance, activities for the educational programs updating and the organization of educational process improvement, application of innovative educational activities and estimated technologies, activities for ensuring network interaction and the academic mobility.
Keywords: innovation, modernization, innovative activity, teacher, pedagogical education.
В современном обществе одной из направляющих сил экономического роста страны становится образование. Все сферы жизни в России проходят этап глобализации, а это значит, что в данных условиях основной задачей каждого образовательного учреждения является формирование обновленного образа современного учителя — универсального профессионала, мобильного, отличающегося конструктивностью, гибкостью и адаптивностью, готового искусно преподносить свой предмет, а также самообразовываться, осваивать новые пути решения педагогических задач, эффективно взаимодействовать с различными участниками образовательного процесса. [1, с. 1]. Для описания основных идей, формирующих контур требований к процессу и результату профессиональной педагогической подготовки, обратимся к проектам Профессионального стандарта педагога и Концепции поддержки развития образования.
Проект Профессионального стандарта учителя систематизирует концептуальные идеи образа, роли и функций педагога в современной школе. Стандарт демонстрирует требования к квалификации преподавателя. Процесс профессиональной подготовки учителей должен ориентироваться требования внутреннего стандарта образовательного учреждения, и специфику реализуемых в нем образовательных программ. Соответственно, программы профессиональной подготовки учителей формируют у будущего педагога все базовые компетенции. Программы профессиональной подготовки учителей также могут быть дополнены в соответствии со спецификой конкретного образовательного учреждения.
Согласно Профессиональному стандарту педагога основной целью профессиональной педагогической подготовки является развитие способности обучаться, самообразовываться и соответствовать современным потребностям общества. Обучение должно носить непрерывный характер и быть направленным на совершенствование собственной педагогической деятельности. Способность к самообразованию проявляется в готовности к изменениям, адаптации к современным требованиям, активности и мобильности, способности к инновационной деятельности, педагогической креативности. Программы профессиональной подготовки должны обязательно включать достаточный объем разнообразных практик, обязательную научно-исследовательскую и проектную деятельность, так как это активно развивает способность к саморазвитию.
В настоящее время «все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия» [2, с.2].
Инновационная деятельность преподавателя обуславливается преобразованием педагогического опыта педагога для создания новых педагогических систем, открытием неизвестных закономерностей, поиском новых идей, методов, средств педагогической деятельности. Следовательно, инновационная деятельность педагога — это целенаправленная деятельность по использованию разнообразных инноваций для повышения качества профессиональной подготовки [4, с.69].
Для содержания инновационной деятельности педагога крайне важно непрерывное преобразование образовательных программ и путей их освоения за счет разнообразных новшеств. Инновационная деятельность учителя — это главный аспект качественного изменения системы педагогического образования. В его основе лежит отказ от стереотипов в профессии, креатив, выход за рамки существующих механизмов, поиск и нахождение новых творческих подходов к решению профессиональных задач.
В настоящее время стремительно меняются функции учителя: преподаватель преобразуется из лектора, который транслирует знания и является образцом умений в помощника, который учит активной самостоятельной деятельности, приобретает роль эксперта, консультанта, иными словами учит добывать знания самостоятельно и правильно работать с информацией. В связи с этим содержание педагогической деятельности все больше приобретает инновационный характер, что проявляется в снижении значения традиционных форм работы. Появилась необходимость выделить контактные формы работы педагога:
− возрастание роли методической и научно-исследовательской работы, а также обеспечение самостоятельной работы обучающихся;
− необходимость гибкости и индивидуализации образовательного процесса;
− применение ИКТ и реализация индивидуальных образовательных траекторий учеников;
− создании условий для академической мобильности обучающихся [3, с.225].
Итак, педагогическая деятельность все больше приобретает черты инновационной деятельности, которая позволяющей решать задачи, ранее не встречавшиеся в образовательной практике. Если проанализировать содержание и функции современного преподавателя, то можно сформулировать следующие виды инновационной деятельности педагога:
- Деятельность по совершенствованию осуществления образовательного процесса. Данная деятельность способствует гибкости, доступности, непрерывности образовательных программ, а также подразумевает создание условий для реализации различных образовательных траекторий, повышения доступа к образовательным продуктам с использованием ИКТ и сетевых ресурсов.
- Деятельность по преобразованию содержания образовательных программ. Содержание современных образовательных программ должно отвечать региональным требования, запросам учащихся, родителей, работодателей, сетевых партнеров и проектироваться от образовательных результатов. Соответственно этот вид деятельности направлен на создание востребованных междисциплинарных образовательных программ, предполагающих различные уровни усвоения и различные траектории овладения. [6, с.31].
- Деятельность по применению инновационных образовательных и оценочных технологий, которая направлена на эффективное использование в образовательном процессе разнообразных образовательных технологий (проблемное обучение, развитие критического мышления, дискуссии, тренинги, проектное обучение, кейс-стади и пр.) [3, с.223]. Кроме того, технологии оценки результатов обучения тоже изменяются — происходит ориентация на освоение не знаний, а компетенций, успешность обучения определяется динамикой результатов конкретного обучающегося, расширяется использование средств взаимо- и самооценки [3, с.223]. У учителя появляется необходимость использовать такие современные средства оценивания как рейтинговая система, тестирование, портфолио, экспертные оценки, маршрутный лист, самоанализ, оценочный лист и др.
- Деятельность, направленная на обеспечение сетевого взаимодействия и академической мобильности. Эта инновационная деятельность предполагает участие преподавателя в сетевом взаимодействии в форме совместных образовательных, исследовательских, социальных проектах. Что касается академической мобильности, то это способ обмена опытом, освоения новых образовательных программ и технологий, повышения культурного развития.
Таким образом, инновационная деятельность педагога — это крайне важное и необходимое условие высококачественного педагогического образования, так как она обеспечивает полноценную реализацию востребованных программ подготовки преподавателей. Данная деятельность направлена на удовлетворение спроса на качественное педагогическое образование, обеспечивает формирование необходимых компетенций и развитие личности учащихся, способствует развитию системы педагогического образования. Известный факт — профессионализм педагога проявляется в инновациях. За счет инновационных процессов изменяются не только отдельные компоненты — цели, содержание, методы и технологии обучения, но, что более важно, сам учитель. Учитель-профессионал, учитель — «инноватор» должен понимать, что перед ним не просто ученик, а равноправный партнер процесса обучения.
Литература:
- Банщикова Н. Г. Инновационная деятельность учителя иностранного языка в условиях модернизации образования// Проблемы модернизации системы обучения иностранным языкам. Сборник статей международной научно-практической конференции. Сургут,2002. URL: http://74214s002.edusite.ru/p66aa1.html (дата обращения: 03.08.2019).
- Ваганова О. И., Ермакова О. Е. Оценка образовательных результатов бакалавров профессионального обучения // Вестник Мининского университета. 2015. № 3.
- Концепция поддержки развития педагогического образования (проект) [Электронный ресурс] // Минобрнауки.рф: [сайт]. [2011]. URL: http://минобрнауки.рф/документы/3871/файл/2676/Концепция поддержки развития педагогического образования 11 12 13.doc (дата обращения 16.09.2019).
- Профессиональный стандарт педагога (проект) [Электронный ресурс] // Минобрнауки.рф: [сайт]. [2011]. URL: http://минобрнауки.рф/документы/3071 (дата обращения 16.09.2019).
- Прохорова М. П. Инновационная деятельность педагога профессионального обучения // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2008. Т. 14. № 1. С. 68–72
- Фильченкова И. Ф. Воронин Д. И. Инновационные подходы к управлению основными образовательными программами высшего образования //Современные проблемы науки и образования. 2014. № 1. С. 31.