Методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
− формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию;
− активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
− построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся.
Учебная ситуация как способ реализации деятельностного подхода является сегодня одной из важнейших проблем организации учебной деятельности на уроках, в частности на уроках английского языка. В основе Стандарта второго поколения лежит системно-деятельностный подход, способом реализации которого является учебная ситуация.
Учебная ситуация как способ реализации деятельностного подхода позволяет интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения более увлекательным, более интересным, поэтому более эффективным.
Учебная ситуация — это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т. д., частично — запоминают.
Цель учебной ситуации на уроке состоит в построении такой среды, которая бы позволила ученикам творчески реализовать себя и получить собственную продукцию определенного качества.
Мы знаем, что дети любят играть и не любят заниматься неинтересными для них делами. Им не нравится сидеть на скучных уроках, запоминать массу информации, а затем ее пересказывать. Поэтому, включение учебной ситуации в образовательный процесс позволяет создать такую среду на уроке, которая даёт возможность каждому ребенку найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности.
Домашняя учебная работа школьников является неотъемлемой частью учебного процесса на каждом уровне образования и выступает одной из существенных форм его организации. От того, насколько успешно идет приготовление домашних заданий, часто зависит и успешность учения в целом.
Необходимо помнить, что каждый этап учебной деятельности решает какую-либо задачу. В рамках реализации ФГОС этот вид деятельности школьника предусматривает достижение не только предметных результатов, но и личностных.
Домашняя учебная работа — форма организации учебного процесса, самостоятельная учебная работа учащихся по повторению и более глубокому усвоению изучаемого материала и его применению на практике, развитию творческих способностей и дарований, совершенствованию учебных умений и навыков, выполняемая вне класса без непосредственного руководства учителя, но под его опосредованным влиянием.
В отличие от самостоятельной работы на уроке, в домашней работе ученик сам определяет время выполнения задания, выбирает наиболее приемлемый для него ритм и темп работы.
Домашнее задание тоже может стать ситуацией, мотивирующей ребенка к изучению материала. С этой целью можно использовать такие приемы, как:
− особое задание. Продвинутые ученики получают право на выполнение особого задания. Учитель всячески подчеркивает свое уважение к решению ученика воспользоваться этим правом.
− творческое домашнее задание. Составить кроссворд для одноклассников, сочинить стихотворение, песню, презентацию.
− обсуждаем домашнее задание. Вместе с учащимися обсуждаем вопрос: каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был качественно закреплен. При этом, естественно, изученный материал еще раз просматривается.
− идеальное задание. Задания никакого нет, но функция домашней работы выполняется. Детям предлагается выполнить работу по их собственному выбору и пониманию. Одни просто выполнят упражнения из рабочей тетради, другие подберут пример или нарисуют иллюстрацию к изучаемой теме.
Учащиеся ГКОУ школы-интерната № 1выполняли особое задание итворческое домашнее задание. Учащиеся 4 классов выполняли задание по учебнику В. П. Кузовлева «English» 4 класс стр.8 упр.4 «What have you got in your house\flat?». Учащиеся 3 классов выполняли задание по учебнику В. П. Кузовлева «English» 3 класс стр.8 упр.4 «What is your favourite toy?»
Дети обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т. д., запоминают. Такое домашнее задание, которое позволяет ученикам творчески реализовать себя и получить собственную продукцию определенного качества, даёт возможность каждому ребенку найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности.
Литература:
1. Атанов Г. А. С чего начинать внедрение деятельностного подхода в обучении. — Донецк: изд-во ДонГУ, 2004.
2. Шубина Т. И. Деятельностный метод в школе http://festival.1september.ru/articles/527236/
3. Благодер В. Г. Научно-практический семинар по теме: «Учебная ситуация как способ реализации деятельностного подхода при обучении младших школьников» https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2014/07/10/uchebnaya-situatsiya-kak-sposob