В настоящей статье исследуется проблема оценки качества общего образования. На основе изучения международного, государственного и регионального опыта (Самарской области), автор приходит к выводу о сложности и многоаспектности проблемы качества общего образования. Выделяются критерии оценки качества, сформулированные в законодательстве, науке, а также, по результатам анкетирования учеников и учителей.
Ключевые слова: общее образование, система образования, международные, национальные, региональные исследования качества образования; самообследование; условия образования.
This article analyses the problem of assessing the quality of general education. Based on the study of international, state and regional experience (Samara region), the author comes to the conclusion about the complexity and multidimensionality of the problem of the quality of general education. The criteria for assessing the quality, formulated in legislation, science, as well as the results of the questionnaire survey of students and teachers are highlighted.
Keywords: general education, education system, international, national, regional studies of the quality of education; self-examination; conditions of education.
Как известно, образование всегда являлось важнейшей сферой жизни общества, поскольку с его развитием создаются интеллектуальный и культурный слои общества. Важнейшим элементом в системе образования в Российской Федерации является общее образование, которое включает в себя дошкольное, начальное общее, основное общее и среднее (полное) общее образования.
Под влиянием социально-экономических условий, наблюдается тенденция повышения требований к выпускнику общеобразовательного учебного заведения. Это обусловливает необходимость в выработке критериев оценки и повышении качества общего образования.
Проблема качества образования существует в нашей стране на протяжении длительного периода времени и была предметом исследования многих ученых. Тем не менее, единого мнения относительно критериев оценки качества образования, среди исследователей до настоящего времени не сложилось, что дало почву для разработки некоторыми авторами теоретических критериев определения качества образования. Например, Л. Л. Редько выделяет среди таких критериев: нацеленность образовательной системы на результат, заключающийся в достижении максимальной эффективности; взаимосвязь обучения и воспитания в образовательной деятельности; создание условий эффективного развития личности обучающихся в учреждениях общего образования; готовность в выборе профессии; формирование желания у обучающегося к последующему образованию, труду, семейной жизни, исполнению гражданского долга, потребности в качественном проведении досуга [2]. В. В. Сериков включает в анализируемое понятие: законодательные требования; исторические и культурные традиции; теорию и методологию в формировании образовательной системы; компетентность педагогических работников; актуальность образования с точки зрения соответствия потребностям общества и государства; технологическая оснащенность образовательных учреждений; общая степень подготовленности выпускников [3].
Определение качества образования заключается прежде всего, в многогранности знаний и умений, благодаря которым у человека формируются компетенции, необходимые для жизни в обществе, осознанного выбора определенной профессии и дальнейшего образования. Именно эти задачи призвано решать общее образование.
Результат образования и качество образовательного процесса в целом находятся в тесной взаимосвязи. Сама категория «результат образования» является весьма оценочной, и в некоторых аспектах, не поддающейся оценке с учетом разработанных критериев.
В Российской Федерации на федеральном уровне разработан План мероприятий «Дорожная карта», утвержденный Распоряжением Правительства от 30.04.2014 г. № 722-р. В данном документе среди прочего были определены основные направления развития общего образования для повышения его эффективности. Документ предусматривает внедрение федеральных государственных образовательных стандартов на всех уровнях общего образования. Именно соответствие образования требованиям государственных стандартов признается в статье 2 Федерального закона № 273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» [1] как один из основных критериев его качества. В государственных стандартах находит отражение система государственных и общественных ценностей и убеждений, способствующих достижению стабильности и конкурентоспособности экономики.
Общественные потребности в качественном образовании выражаются в рейтингах общеобразовательных организации, в повышении общего уровня общественной культуры, воспитанности и образованности, в повышении числа выпускников, подходящих осознанно к выбору профессии.
В рамках настоящего исследования было проведено анкетирование, в котором приняло участие 76 учеников 9 и 11 классов из пяти общеобразовательных учреждений, расположенных на территории Самарской области. На вопрос о том, из чего, по их мнению, складывается качество образования, наиболее популярными ответами были: содержание учебных предметов; уровень понимания предмета; профессиональный уровень преподавателей; получение знаний для сдачи ЕГЭ.
Проанализированные виды объективно существующих в настоящее время оценочных процедур общего образования позволяет выделить следующие:
– государственная итоговая аттестация (проводится по итогам 9 классов обучения, результатом является получение основного общего образования);
– единые государственные экзамены (проводятся по итогам 11 классов обучения, результатом является получение среднего общего образования);
– национальные исследования качества образования (НИКО), в том числе, проведение Всероссийских проверочных работ для учащихся 5–11 классов по различным учебным предметам;
– международные исследования (PIAAC, PISA, PIRLS, TIMSS, TALIS), позволяющие выявить и сравнить изменения, происходящие в системах образования разных стран, а также оценить эффективность стратегических решений в области образования.
Кроме того, на основании п. 13 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ, в образовательных учреждениях должно проводиться самообследование и обеспечиваться функционирование внутренней системы оценки качества образования. В качестве основополагающей идеи данной системы выступает формирование соответствующей структуры, с привлечением специалистов из органов местного самоуправления и представителей общественности. Кроме того, необходима разработка единой концепции и методологии к оценке достижений учащихся и условий, оказывающих непосредственное влияние на качество и результаты деятельности образовательного учреждения.
В Самарской области разработана и используется региональная система оценки качества образования (РСОКО). В 2018 году Министерством образования и науки Самарской области (далее — министерство) в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ было организовано проведение независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности общеобразовательными организациями Самарской области.
Функциями по проведению независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность, в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ наделён общественный совет, по независимой оценке, качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность (далее — Общественный совет). Состав данного Общественного совета был утвержден 21 февраля 2018 года на заседании Общественной палаты Самарской области.
Оказание услуги по сбору, обобщению и анализу информации для проведения Общественным советом в 2018 году независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность, осуществлялось организацией-оператором АНО «Центр исследований рынка труда», с которой в соответствии с законодательством Российской Федерации министерством был заключен государственный контракт.
Для оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями использовалась:
1) информация об условиях осуществления образовательной деятельности организациями на основе общедоступной информации (в том числе данные, размещенные в помещениях на информационных стендах, на официальных сайтах оцениваемых организаций и т. д.);
2) результаты анализа статистической информации министерства образования и науки Самарской области и оцениваемых организаций;
3) результаты анкетирования 3 категорий получателей услуг: представителей общественности, учащихся и родителей (законных представителей).
Всего участие в 2018 году в независимой оценке качества условий осуществления образовательной деятельности общеобразовательными организациями Самарской области приняли порядка 44000 потребителей услуг в 538 общеобразовательных организациях Самарской области [4].
Исследование результатов проведенной в Самарской области независимой оценки показало, что она проводилась централизованно на основе полученных результатов деятельности общеобразовательных организаций. Однако, по нашему мнению, использование общедоступной информации не всегда позволяет провести объективную оценку и исследовать реальные условия, созданные в общеобразовательной организации. Поэтому, преимущественно, такая оценка не способна в полной мере отразить все показатели общеобразовательных учреждений.
Таким образом, существуют определенные противоречия, возникающие между потребностью в получении объективной информации о качестве общего образования и недостаточной разработанностью инструментария по получению такой информации [5].
К условиям оценки качества деятельности образовательной организации следует отнести:
– условия, формулируемые в федеральном и региональном законодательстве;
– уровень компетентности работников, непосредственно осуществляющих педагогическую и управленческую деятельность в общеобразовательных организациях, позволяющий обеспечить необходимый уровень анализа и интерпретации данных, полученных в ходе оценки качества образования;
– материально-техническая основа учреждения, наличие коммуникационных и технических средств, объединенных в единую локальную сеть, автоматизированная система обработки информации;
– мотивация субъектов, осуществляющих образовательную и оценочную деятельность в функционировании оценочной системы общего образования;
– распределение прав и обязанностей оценки качества общего образования с последующим отражением в нормативных правовых актах;
– актуальность информации, получаемой в ходе оценки.
Подводя итог настоящей статье отметим, что в Российской Федерации проблема качества образования является решающим фактором развития потенциала личности, социально-экономического прогресса. Данная проблема носит государственный характер, поскольку оказывает непосредственное влияние на авторитет государства. Качество результатов образования находится во взаимосвязи с качеством организации образовательного процесса и условий, создаваемых в конкретном образовательном учреждении. В этой связи, необходима комплексная оценка всех составляющих качества образования.
В ходе исследования были выявлены три основных подхода к оценке качества образования:
– оценка на основе разрабатываемых на международном, федеральном и региональном уровне критериев, позволяющая определить степень достижения обучающимися определенного минимального результата обучения, соответствующего потребностям общества и образовательным стандартам;
– индивидуально ориентированная оценка, воспринимающая в качестве результата образовательного процесса общий уровень развития ученика и объем усвоенного им материала по сравнению с его начальным уровнем;
– статистический, основанный на средних показателях деятельности общеобразовательных учреждений.
Как значимый педагогический феномен, отражающий современный социальный заказ общеобразовательной системе, качество образования может интерпретировано на основе широкого подхода к определению составляющих его компонентов, в которых отражаются уровень организации и осуществления образовательного процесса, а также, создаваемых для этого условий и конкретных достигнутых результатов, отвечающих потребностям государства, общества и самих потребителей образовательных услуг.
Литература:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 17.06.2019) «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета, N 303, 31.12.2012.
- Проблемы модернизации образования: региональный контекст: Монография / Рук. Авт. Коллектива В. Н. Грузков. Отв. редакторы: В. Н. Грузков, Д. Е. Давыдянц. — Ставрополь: Сервис‐школа, 2013. — 392 с.
- Сериков В. В. Общая педагогика: Избр. лекции. — Волгоград: Перемена, 2004. — 278 с.
- Результаты независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности в 2018 году. Министерство образования и науки Самарской области [Электронный ресурс] // Доступ: https://educat.samregion.ru/activity/regionalnaya_sistema_otsenki_kachestva_obrazovaniya_rsoko/rezultaty_nezavisimoy_otsenki_kachestva_usloviy_osushchestvleniya_obrazovatelnoy_deyatelnosti_v_2018/ (Дата обращения: 20.07.2019 г.).
- Осипова М. Б. К проблеме создания системы школьной оценки качества образования // Научный журнал «Дискурс». — 2018. — No 1 (15). С. 95–110.