Ситуация выбора в образовательном процессе средней школы как условие саморазвития личности учащегося | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №38 (276) сентябрь 2019 г.

Дата публикации: 22.09.2019

Статья просмотрена: 197 раз

Библиографическое описание:

Вечканова, М. В. Ситуация выбора в образовательном процессе средней школы как условие саморазвития личности учащегося / М. В. Вечканова, О. И. Лапицкий. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 38 (276). — С. 148-149. — URL: https://moluch.ru/archive/276/62514/ (дата обращения: 16.10.2024).



На современном этапе в условиях социальных и экономических изменений в стране жизнь человека требует постоянного выбора. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, которая дает возможность, в отличие от традиционной единообразной образовательной системы, удовлетворить образовательные потребности ребенка, семьи, государства, общества. Сегодня образовательный маршрут школьника может меняться на различных ступенях образования. Учащиеся и их родители ставятся в ситуации выбора при переходе из начальной школы в основную, из основной в среднюю. Однако, как свидетельствуют эмпирические данные, в реальной жизни осуществлять выбор школьникам сложно, так как у них отсутствует опыт принятия решений, доведения начатого до конца, оценки и коррекции собственных действий. Другими словами, проблема выбора в школьном возрасте оказывается весьма актуальной, но не всегда успешно решаемой. В связи с этим требуется целенаправленная и систематическая работа педагогов по оказанию помощи школьникам, в ситуациях выбора.

Нами было проведено первичное исследование, реализация лекционного материала, направленного на саморазвитие и вторичное исследование стремления к саморазвитию, взглядов на жизненные ситуации и жизнь в целом, уровня целеустремленности, креативности, а также отношение к другим людям, склонность оказывать содействие и помощь другим. Исследование выполнено на базе МАОУ «Алексеевская гимназия г. Благовещенска». Выборку испытуемых составили учащиеся 8–9-х классов.

Для решения поставленных задач использовался следующий комплекс методик: «Тест-анкета самооценки способностей к самообразованию и саморазвитию личности» Н. П. Лукашевич; «Опросник на изучение отношения к самостоятельности и творчеству»; методика «Самоанализ личности» О. И. Моткова в модификации Т. А. Мироновой [1].

В результате первичного исследования «Тест-анкета самооценки способностей к самообразованию и саморазвитию личности» Н. П. Лукашевич показала, что учащиеся оценивают свои способности к саморазвитию невысоко, испытывают стремление глубже познать себя самого. Также отмечена потребность в познании принципов, правил, методах самообразования и саморазвития.

Школьников заботит то, что с ними станет в будущем.

По методике «Опросник на изучение отношения к самостоятельности и творчеству было выявлено, что учащиеся считают, что каждый человек в каком-либо деле может преуспеть. Также большинство школьников считают, что для того, чтобы проявить себя, им необходима подходящая возможность. Немалый процент учащихся (40 %) желали бы действовать самостоятельно, без посторонней помощи.

Методика О. И. Моткова в модификации Т. А. Мироновой «Самоанализ личности» показала, что большинство школьников уважительно относятся к большинству людей. Также они желали бы, чтобы их труд приносил пользу людям. Большинство учащихся, в зависимости от обстоятельств, изобретают свой подход к делу, свои способы работы.

На основании полученных результатов первичной диагностики учащихся нами был разработан лекционный материал, направленный на саморазвитие школьников. Целью реализации лекционного курса является формирование и развитие личностных и социальных навыков, навыков самопознания и саморазвития. Задачи курса следующие: 1) построение адекватной Я-концепции; 2) развитие навыков саморегуляции; 3) развитие критического мышления; 4) развитие навыков принятия обоснованных решений; 5) приобретение опыта выхода из различных ситуаций; 6) формирование навыков преодоления стресса; 7) развитие навыков эффективного общения и конструктивного взаимодействия. Программа лекционного курса рассчитана на 12 занятий по 2 часа в неделю.

Учащиеся получали возможность выставления самооценок за готовность к уроку, определяя степень сложности, характер выполнения задания. Все виды учебной работы также предварительно оценивались самими учащимися на основе критериев и эталонов. Критерии отметок разрабатывались совместно с учащимися.

В ходе вторичного исследования по методике Н. П. Лукашевич «Тест-анкета самооценки способностей к самообразованию и саморазвитию личности» показала, что учащиеся начали оценивать свои способности к саморазвитию адекватно. Также учащиеся стали больше и глубже задумываться о причинах своих промахов, неудач.

Понизился процент школьников, заинтересованных в своем будущем.

По методике «Опросник на изучение отношения к самостоятельности и творчеству было выявлено повышение процента школьников, считающих, что в любом деле можно себя проявить; снижение количества приверженцев мнения о том, что «для того, чтобы проявить себя, мне необходима подходящая возможность».

Вызывает затруднение вопрос «лучше действовать неверно, но самому, чем правильно, но по чужой подсказке».

По методике О. И. Моткова в модификации Т. А. Мироновой «Самоанализ личности» отмечено повышение процента согласных с утверждением: «хочу, чтобы мой труд приносил пользу людям». Также повысился уровень изобретательности в делах, поиск своих способов и методов работы.

Отмечено повышение ответственности детей к делам группы, класса. Изменилось отношение к делам: больший процент учащихся стараются любую работу сделать интересной и полезной».

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что ситуации выбора в образовательном процессе средней школы можно рассматривать как условие саморазвития личности учащихся, если: учащимся будет предоставлено право выбора уровня выполнения заданий в образовательном процессе; занятия в образовательном процессе будут включать ситуации выбора, связанные с учебно-познавательной деятельностью: групповые или индивидуальные работы; работы устного или письменного выполнения, подтвердилась.

Литература:

  1. Лукашевич, Н. П. Теория и практика менеджмента. Учеб. пособие. 2-е изд., испр. / Н. П. Лукашевич. — К.: МАУП, 2002. — 360 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ситуация выбора, изучение отношения, образовательный процесс, Тест-анкета самооценки способностей, учащийся, большинство школьников, лекционный курс, лекционный материал, методика, подходящая возможность.


Похожие статьи

Учебно-исследовательская деятельность студентов как условие становления субъектности будущего учителя

Формирование коммуникативной компетентности как условие профессиональной подготовки студентов в педагогическом вузе

О компонентах процесса творческого саморазвития личности обучающегося

Педагогические условия самореализации будущего учителя в процессе педагогической практики

Формирование поликультурных умений школьника в образовательном процессе

Роль личности педагога в образовательном процессе

Методическая работа в ДОУ как фактор управления качеством воспитательно-образовательного процесса

Психологическая компетентность современного педагога как условие качественного освоения образовательной программы

Трудовой спор как среда формирования правовой культуры руководителя образовательной организации

Возможности педагогики сотрудничества в формировании культуры самостоятельной работы студента-педагога

Похожие статьи

Учебно-исследовательская деятельность студентов как условие становления субъектности будущего учителя

Формирование коммуникативной компетентности как условие профессиональной подготовки студентов в педагогическом вузе

О компонентах процесса творческого саморазвития личности обучающегося

Педагогические условия самореализации будущего учителя в процессе педагогической практики

Формирование поликультурных умений школьника в образовательном процессе

Роль личности педагога в образовательном процессе

Методическая работа в ДОУ как фактор управления качеством воспитательно-образовательного процесса

Психологическая компетентность современного педагога как условие качественного освоения образовательной программы

Трудовой спор как среда формирования правовой культуры руководителя образовательной организации

Возможности педагогики сотрудничества в формировании культуры самостоятельной работы студента-педагога

Задать вопрос