Меры пресечения, применяемые для предотвращения незаконной добычи янтаря | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №38 (276) сентябрь 2019 г.

Дата публикации: 23.09.2019

Статья просмотрена: 164 раза

Библиографическое описание:

Захарова, В. А. Меры пресечения, применяемые для предотвращения незаконной добычи янтаря / В. А. Захарова, В. С. Монина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 38 (276). — С. 20-22. — URL: https://moluch.ru/archive/276/62522/ (дата обращения: 18.12.2024).



По Конституции РФ янтарь, как и другие полезные ископаемые, является государственным достоянием, принадлежит всему народу. Его разработка и добыча, а также экспорт, как и различных других природных ресурсов, относиться к основным средствам наполнения федерального и регионального бюджетов.

На территории Калининградского региона находится до 90 % мировых запасов янтаря. По оценке экспертов, ежегодная мировая добыча янтаря составляет 500–800 тонн. Из них более 65 % приходится на долю России, а остальные разработки осуществляют Украина, Литва, Латвия и Польша.

Государство, которому принадлежит 100 % акций «Калининградского янтарного комбината» (КЯК), вкладывает средства в его развитие в размере около 50 млн. долларов. Часть этих денег пойдет для осуществления борьбы с лица, занимающиеся незаконной добычей и сбытом янтаря так называемыми, «чёрными старателями». Они ежегодно нелегально добывают и вывозят за границу до 150 тонн «солнечного камня», являющегося общенародным достоянием РФ. Незаконной добычей и обработкой янтаря занимаются до нескольких тысяч жителей Калининградского региона и приезжих граждан. Ущерб от такой деятельности причиняется бюджетам всех уровней. Его размер, по официальным данным, исчисляется в несколько десятков миллиардов рублей, [7] и сопоставим с областным бюджетом Калининградской области.

По экспертной оценке, специалистов «чёрные старатели» фактически ежегодно добывают около 150 тонн янтаря-сырца и даже более. Это более 35 % от объёма официальной легальной добычи, который составляет 450–500 тонн. В 2018 году объём добычи КЯК составил 500 тонн, что является рекордным за последние более чем 40 лет. [1]

Добычей янтаря в Калининградской области «чёрные старатели» занимаются последние более 70 лет. Их основными способами добычи «солнечного камня» являются выкапывание, вымывают помпами из глубин земли, ловля сачками в море после штормов, ныряние с аквалангами на дно Балтийского моря.

Основными районами незаконной разработки янтаря является посёлок Янтарный, окрестности посёлков Муромское и Филино, и мелководный прибрежный шельф по периметру морского побережья.

Чтобы защитить природных ресурсов от «чёрных старателей», в районах расположения основного месторождение «солнечного камня» поселке Янтарный, создается сложная система безопасности. Для развития янтарного производства государство вкладывает большие средства, инвестируя в создание уникальных производственных мощностей, стоимость которых оцениваются около 5,5 миллиарда рублей. Расходы на борьбу с нелегальными добытчиками янтаря также входят и эту сумму. Большое значение для этой борьбы в последнее время, приобретают установленные законодательством РФ, как меры уголовного, так и административного пресечения правонарушений и преступлений.

Рассматривая весь комплекс мер пресечения, установленный уголовными и административными нормативными актами, остановимся только на тех мерах, которые применяются правоохранительными органами для предотвращения незаконной добычи янтаря в Калининградском регионе.

Традиционно в правовой литературе выделяются следующие виды мер административного пресечения:

1 группу составляют общие меры пресечения, к которым принадлежат:

− задержание лица;

− принудительное лечение нуждающихся в нем граждан;

− административный надзор за лицами, ранее осужденными;

− предписание об устранении нарушения;

− запрет на эксплуатацию объектов, технических устройств;

− остановка работ до устранения нарушений и некоторые другие.

Из этих перечисленных мер для предотвращения незаконного оборота янтаря сотрудники внутренних органов применяют только превентивное задержание лица, предписание об устранении нарушения, запрет на эксплуатацию объектов, технических устройств.

2 группу составляют специальные меры пресечения, к которым относятся:

− средства физического действия на нарушителей в виде приемов специальной борьбы или использования специально обученных собак;

− применение воздействия на нарушителей технических средств в виде резиновых дубинок, специальных газов, наручников и других;

− для задержания нарушителей или пресечения преступлений применение оружия.

Все указанные меры пресечения применяются сотрудники внутренних органов для предотвращения незаконного оборота янтаря

3 группу составляют специальные меры пресечения, установленные процессуальным законодательством, к которым можно отнести:

− принудительное доставление в специальные учреждения;

− привод нарушителей;

− личный досмотр граждан и их вещей;

− изъятие различных вещей и документов, являющихся предметом правонарушения;

− отстранение от управления транспортными средствами нарушителей правил дорожного движения;

− задержание технического транспортного средства, применяемого при совершении правонарушений;

− замена ареста исправительными работами. [4, с. 115]

Все они, за исключением меры замена ареста исправительными работами, применяются сотрудники внутренних органов для предотвращения незаконного оборота янтаря.

К административным правонарушениям в янтарной сфере, в виде самовольной добычи и сбыте незаконно добытого янтарного сырья, также относятся и их транспортировка или хранение в целях сбыта в натуральном или переработанном виде. Для предотвращения этих деяний и применяются специальные меры пресечения. Эти процессуальные основания, по их применению, закреплены и в последних изменениях Кодекса об административных правонарушениях РФ, усиливших многократно размер административной ответственности. [2]

Таблица 1

Задержания иизъятия при рейдах по предотвращению незаконной добычи янтаря

п/п

Страна

Годы

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

1.

Кол-во мероприятий (рейдов)

225

345

247

200

32

2.

Протоколов нарушения по ст. 7.5 КоАП РФ (друг. ст.)

350

(113)

1109

(48)

3.

Сумма штрафов

(млн. руб.)

2,7

8

8,7

3,5

13

4.

Задержано (чел.)

463

1229 (В карьере-800)

2300

2100

696 (В карьере 251

36

5.

Изъято янтаря (кг)

31,6

142

242

27

215

17

6.

Изъято других средств (шт.)

Мотопомп-117; Электрогенератор-1; Экскаваторов-6

Мотопомп-163

Бульдозеров-5; Экскаваторов-25

Мотопомп-173;

Бульдозеров-5; Экскаваторов-14

Мотопомп-380

Автомобилей -5;

Тракторов-1, Гидроциклов1

Экскаваторов-4

Различной техники-307

Мотопомп-94;

Бульдозеров-1;

Различной техники-270

Различной техники- 151

7.

Ущерб почвам (руб.)

1,3 млн.

8.

Кол-во преступлений (шт.)

20

9

20

17

В таблице № 1 приведены результаты деятельности правоохранительных органов по предотвращению незаконной добычи янтаря и статистика применения ими мер административного пресечения.

Анализируя представленные в таблице административные меры пресечения, можно сделать выводы:

  1. Основными мерами пресечения, применяемыми правоохранительными органами, являются общие меры, такие как превентивное задержание и запрещение эксплуатации различных технических средств, используемых для незаконной добычи янтаря.
  2. Основными мерами пресечения, применяемыми правоохранительными органами, являются процессуальные меры пресечения, такие как задержание и изъятие, а также доставление, привод и личный досмотр вещей.

Однако эффективность данных мер пресечения явно недостаточно. По данным Калининградских областных органов внутренних дел, начиная с 2016 года, ежегодно привлекается к административной ответственности более одной тысячи незаконных добытчиков янтаря. Каждый год сотрудники внутренних органов конфискует примерно 25 тонн янтаря. За последние три года стоимость изъятого янтаря дошла до 5 миллиардов рублей. [6, с. 4] Это только по официально представленным данным. Фактически же эти цифры в разы больше.

Незаконной добычей янтаря также занимаются и морские копатели, которые ничем не отличаются от тех, кто лопатами и помпами уродует земли в приморских районах. Ужесточение административного наказания за незаконную добычу янтаря-сырца (с 2018 года штрафы для физических лиц были увеличены до 200–500 тыс. руб.), только перераспределили потоки незаконных копателей в сторону моря. [5, с. 119] В море проще уйти от любой ответственности, представившись дайвером-любителем.

Все это свидетельствует о недостаточности использования мер пресечения, применяемые для предотвращения незаконной добычи янтаря.

Поэтому, Правительством РФ разработан законопроект об установлении уголовной ответственности за самовольную добычу янтаря или других полудрагоценных камней. В нем предусматривается статья 191 Уголовного кодекса, определяющая ответственность за совершение действий по незаконному обороту драгоценных камней и связанных с самовольной добычей янтарем. Наказание за преступления по статье 191 УК РФ составит до пяти лет лишения свободы. [3]

Литература:

  1. Аксенова А. И. Янтарный комбинат в Калининграде продал на первом аукционе года янтарь на 104 млн. рублей. // ТАСС. https://tass.ru/ekonomika/6121182
  2. ФЗ № 414 от 20.12.2017 «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях».
  3. Распоряжение Правительства РФ от 28.02.2019 № 297-р.
  4. Бахрах Д. Н. Административное право России: Учебник для вузов. // М., 2015. С.452
  5. Волчецкая Т. С., Малевский Г. М., Ренер Н. А. Противодействие незаконному обороту янтаря в Калининградской области // Балтийский регион. 2017. Т. 9. № 4. С. 114–128
  6. Козлова Н. «Штрафы и наказания за незаконную добычу янтаря в 2019 году будут значительно ужесточены. Не время собирать камни». // Российская газета № 43(7801) от 26.02.2019.
  7. Раскин А. «Золотая смола. Как в России нелегально добывают и вывозят янтарь». // РИА Новости. 25.12.2018.
Основные термины (генерируются автоматически): незаконная добыча янтаря, Калининградский регион, незаконный оборот янтаря, орган, предотвращение, специальная мера пресечения, административная ответственность, административное пресечение, Калининградская область, незаконная добыча.


Похожие статьи

Ухищрения, применяемые для сокрытия запрещенных предметов в исправительных учреждениях

Особенности допроса, задержания и ареста несовершеннолетних подозреваемых в совершении преступлений

Особенности установления обстоятельств, подлежащих установлению при расследовании изнасилований

Выявление и раскрытие мошенничеств, совершаемых юридическим лицом

Актуальные проблемы квалификации преступлений о легализации доходов, полученных преступным путем

Применение и исполнение уголовного наказания в виде ареста в отношении гражданских лиц

Меры противодействия рейдерским захватам имущества

Выявление, предупреждение и пресечение молодежной экстремистской деятельности

Использование результатов оперативно-розыскной деятельности по делам коррупционной направленности в сфере здравоохранения

Уголовно-правовой анализ оснований освобождения от уголовной ответственности участников незаконных вооруженных формирований

Похожие статьи

Ухищрения, применяемые для сокрытия запрещенных предметов в исправительных учреждениях

Особенности допроса, задержания и ареста несовершеннолетних подозреваемых в совершении преступлений

Особенности установления обстоятельств, подлежащих установлению при расследовании изнасилований

Выявление и раскрытие мошенничеств, совершаемых юридическим лицом

Актуальные проблемы квалификации преступлений о легализации доходов, полученных преступным путем

Применение и исполнение уголовного наказания в виде ареста в отношении гражданских лиц

Меры противодействия рейдерским захватам имущества

Выявление, предупреждение и пресечение молодежной экстремистской деятельности

Использование результатов оперативно-розыскной деятельности по делам коррупционной направленности в сфере здравоохранения

Уголовно-правовой анализ оснований освобождения от уголовной ответственности участников незаконных вооруженных формирований

Задать вопрос