По Конституции РФ янтарь, как и другие полезные ископаемые, является государственным достоянием, принадлежит всему народу. Его разработка и добыча, а также экспорт, как и различных других природных ресурсов, относиться к основным средствам наполнения федерального и регионального бюджетов.
На территории Калининградского региона находится до 90 % мировых запасов янтаря. По оценке экспертов, ежегодная мировая добыча янтаря составляет 500–800 тонн. Из них более 65 % приходится на долю России, а остальные разработки осуществляют Украина, Литва, Латвия и Польша.
Государство, которому принадлежит 100 % акций «Калининградского янтарного комбината» (КЯК), вкладывает средства в его развитие в размере около 50 млн. долларов. Часть этих денег пойдет для осуществления борьбы с лица, занимающиеся незаконной добычей и сбытом янтаря так называемыми, «чёрными старателями». Они ежегодно нелегально добывают и вывозят за границу до 150 тонн «солнечного камня», являющегося общенародным достоянием РФ. Незаконной добычей и обработкой янтаря занимаются до нескольких тысяч жителей Калининградского региона и приезжих граждан. Ущерб от такой деятельности причиняется бюджетам всех уровней. Его размер, по официальным данным, исчисляется в несколько десятков миллиардов рублей, [7] и сопоставим с областным бюджетом Калининградской области.
По экспертной оценке, специалистов «чёрные старатели» фактически ежегодно добывают около 150 тонн янтаря-сырца и даже более. Это более 35 % от объёма официальной легальной добычи, который составляет 450–500 тонн. В 2018 году объём добычи КЯК составил 500 тонн, что является рекордным за последние более чем 40 лет. [1]
Добычей янтаря в Калининградской области «чёрные старатели» занимаются последние более 70 лет. Их основными способами добычи «солнечного камня» являются выкапывание, вымывают помпами из глубин земли, ловля сачками в море после штормов, ныряние с аквалангами на дно Балтийского моря.
Основными районами незаконной разработки янтаря является посёлок Янтарный, окрестности посёлков Муромское и Филино, и мелководный прибрежный шельф по периметру морского побережья.
Чтобы защитить природных ресурсов от «чёрных старателей», в районах расположения основного месторождение «солнечного камня» поселке Янтарный, создается сложная система безопасности. Для развития янтарного производства государство вкладывает большие средства, инвестируя в создание уникальных производственных мощностей, стоимость которых оцениваются около 5,5 миллиарда рублей. Расходы на борьбу с нелегальными добытчиками янтаря также входят и эту сумму. Большое значение для этой борьбы в последнее время, приобретают установленные законодательством РФ, как меры уголовного, так и административного пресечения правонарушений и преступлений.
Рассматривая весь комплекс мер пресечения, установленный уголовными и административными нормативными актами, остановимся только на тех мерах, которые применяются правоохранительными органами для предотвращения незаконной добычи янтаря в Калининградском регионе.
Традиционно в правовой литературе выделяются следующие виды мер административного пресечения:
1 группу составляют общие меры пресечения, к которым принадлежат:
− задержание лица;
− принудительное лечение нуждающихся в нем граждан;
− административный надзор за лицами, ранее осужденными;
− предписание об устранении нарушения;
− запрет на эксплуатацию объектов, технических устройств;
− остановка работ до устранения нарушений и некоторые другие.
Из этих перечисленных мер для предотвращения незаконного оборота янтаря сотрудники внутренних органов применяют только превентивное задержание лица, предписание об устранении нарушения, запрет на эксплуатацию объектов, технических устройств.
2 группу составляют специальные меры пресечения, к которым относятся:
− средства физического действия на нарушителей в виде приемов специальной борьбы или использования специально обученных собак;
− применение воздействия на нарушителей технических средств в виде резиновых дубинок, специальных газов, наручников и других;
− для задержания нарушителей или пресечения преступлений применение оружия.
Все указанные меры пресечения применяются сотрудники внутренних органов для предотвращения незаконного оборота янтаря
3 группу составляют специальные меры пресечения, установленные процессуальным законодательством, к которым можно отнести:
− принудительное доставление в специальные учреждения;
− привод нарушителей;
− личный досмотр граждан и их вещей;
− изъятие различных вещей и документов, являющихся предметом правонарушения;
− отстранение от управления транспортными средствами нарушителей правил дорожного движения;
− задержание технического транспортного средства, применяемого при совершении правонарушений;
− замена ареста исправительными работами. [4, с. 115]
Все они, за исключением меры замена ареста исправительными работами, применяются сотрудники внутренних органов для предотвращения незаконного оборота янтаря.
К административным правонарушениям в янтарной сфере, в виде самовольной добычи и сбыте незаконно добытого янтарного сырья, также относятся и их транспортировка или хранение в целях сбыта в натуральном или переработанном виде. Для предотвращения этих деяний и применяются специальные меры пресечения. Эти процессуальные основания, по их применению, закреплены и в последних изменениях Кодекса об административных правонарушениях РФ, усиливших многократно размер административной ответственности. [2]
Таблица 1
Задержания иизъятия при рейдах по предотвращению незаконной добычи янтаря
№п/п |
Страна |
Годы |
||||||||
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
||
1. |
Кол-во мероприятий (рейдов) |
225 |
345 |
247 |
200 |
32 |
||||
2. |
Протоколов нарушения по ст. 7.5 КоАП РФ (друг. ст.) |
350 (113) |
1109 (48) |
|||||||
3. |
Сумма штрафов (млн. руб.) |
2,7 |
8 |
8,7 |
3,5 |
13 |
||||
4. |
Задержано (чел.) |
463 |
1229 (В карьере-800) |
2300 |
2100 |
696 (В карьере 251 |
36 |
|||
5. |
Изъято янтаря (кг) |
31,6 |
142 |
242 |
27 |
215 |
17 |
|||
6. |
Изъято других средств (шт.) |
Мотопомп-117; Электрогенератор-1; Экскаваторов-6 |
Мотопомп-163 Бульдозеров-5; Экскаваторов-25 |
Мотопомп-173; Бульдозеров-5; Экскаваторов-14 |
Мотопомп-380 Автомобилей -5; Тракторов-1, Гидроциклов1 Экскаваторов-4 |
Различной техники-307 |
Мотопомп-94; Бульдозеров-1; Различной техники-270 |
Различной техники- 151 |
||
7. |
Ущерб почвам (руб.) |
1,3 млн. |
||||||||
8. |
Кол-во преступлений (шт.) |
20 |
9 |
20 |
17 |
|||||
В таблице № 1 приведены результаты деятельности правоохранительных органов по предотвращению незаконной добычи янтаря и статистика применения ими мер административного пресечения.
Анализируя представленные в таблице административные меры пресечения, можно сделать выводы:
- Основными мерами пресечения, применяемыми правоохранительными органами, являются общие меры, такие как превентивное задержание и запрещение эксплуатации различных технических средств, используемых для незаконной добычи янтаря.
- Основными мерами пресечения, применяемыми правоохранительными органами, являются процессуальные меры пресечения, такие как задержание и изъятие, а также доставление, привод и личный досмотр вещей.
Однако эффективность данных мер пресечения явно недостаточно. По данным Калининградских областных органов внутренних дел, начиная с 2016 года, ежегодно привлекается к административной ответственности более одной тысячи незаконных добытчиков янтаря. Каждый год сотрудники внутренних органов конфискует примерно 25 тонн янтаря. За последние три года стоимость изъятого янтаря дошла до 5 миллиардов рублей. [6, с. 4] Это только по официально представленным данным. Фактически же эти цифры в разы больше.
Незаконной добычей янтаря также занимаются и морские копатели, которые ничем не отличаются от тех, кто лопатами и помпами уродует земли в приморских районах. Ужесточение административного наказания за незаконную добычу янтаря-сырца (с 2018 года штрафы для физических лиц были увеличены до 200–500 тыс. руб.), только перераспределили потоки незаконных копателей в сторону моря. [5, с. 119] В море проще уйти от любой ответственности, представившись дайвером-любителем.
Все это свидетельствует о недостаточности использования мер пресечения, применяемые для предотвращения незаконной добычи янтаря.
Поэтому, Правительством РФ разработан законопроект об установлении уголовной ответственности за самовольную добычу янтаря или других полудрагоценных камней. В нем предусматривается статья 191 Уголовного кодекса, определяющая ответственность за совершение действий по незаконному обороту драгоценных камней и связанных с самовольной добычей янтарем. Наказание за преступления по статье 191 УК РФ составит до пяти лет лишения свободы. [3]
Литература:
- Аксенова А. И. Янтарный комбинат в Калининграде продал на первом аукционе года янтарь на 104 млн. рублей. // ТАСС. https://tass.ru/ekonomika/6121182
- ФЗ № 414 от 20.12.2017 «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях».
- Распоряжение Правительства РФ от 28.02.2019 № 297-р.
- Бахрах Д. Н. Административное право России: Учебник для вузов. // М., 2015. С.452
- Волчецкая Т. С., Малевский Г. М., Ренер Н. А. Противодействие незаконному обороту янтаря в Калининградской области // Балтийский регион. 2017. Т. 9. № 4. С. 114–128
- Козлова Н. «Штрафы и наказания за незаконную добычу янтаря в 2019 году будут значительно ужесточены. Не время собирать камни». // Российская газета № 43(7801) от 26.02.2019.
- Раскин А. «Золотая смола. Как в России нелегально добывают и вывозят янтарь». // РИА Новости. 25.12.2018.