В данной статье освещается специфика работы концертмейстера в хореографическом коллективе. Отличительные особенности подбора музыкального репертуара при работе с разновозрастным составом обучающихся.
Ключевые слова: хореографический коллектив, музыкальный материал, музыкальное сопровождение, музыкальный слух, чувство ритма.
Музыка и танец являются прекрасным средством формирования и развития эмоциональной сферы обучающихся на занятиях хореографией, что в свою очередь, становится основой их художественно-эстетического воспитания.
Ведущая форма обучения в хореографическом коллективе Лаборатория движения «Форма» представлена бинарными занятиями. То есть когда с детьми работают сразу два педагога: педагог — хореограф и педагог-концертмейстер. В педагогическом терминологическом словаре бинарный урок трактуется как особый тип урока, на котором изучается взаимосвязанный материал двух или нескольких предметов. В процессе такого обучения происходит осознанное освоение учебного материала за счёт реализации межпредметных связей и все обучающиеся вовлечены в процесс познания, имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. В результате, воспитанники приобретают не только хореографическую подготовку (физическое развитие), но и приобщаются к лучшим образцам классической и народной музыки, закладываются основы музыкальной культуры, музыкально-эстетического вкуса, приобщение к шедеврам мировой музыкальной культуры.
В задачи концертмейстера хореографического коллектива входит не только развитие «музыкальности» танцевальных движений у обучающихся, но и его участие в решении учебно-воспитательных задач (создание условий для реализации творческого потенциала обучающихся, социальной адаптации, формирование толерантного сознания, организации досуга и занятости).
Деятельность концертмейстера — это постоянный творческий процесс, а, как известно, творчество — это созидание, открытие нового, источник материальных и духовных ценностей. Искусству аккомпанемента и вопросам концертмейстерской деятельности специально посвящены исследования профессиональных пианистов, педагогов — Е. Шендеровича, Н. Крючкова, А. Люблинского, Л. Мельника, С. Мошкова, М. Спектор и др.
Специфика деятельности педагога-концертмейстера хореографического коллектива предъявляет особые требования при подборе музыкальных произведений. А именно, знание и понимание особенностей преподавания хореографии (танцевальные школы, направления танцевального искусства, формы построения занятий, терминологию и т. п.).
Большинство детей, занимающихся в хореографическом коллективе, не имеют базовой хореографической подготовки, вследствие чего, требуется более усиленная работа концертмейстера, направленная на развитие музыкального слуха, чувства ритма, координации движений. Для корректировки вышеуказанных недостатков используются общеразвивающие упражнения музыкально ритмические минутки, а также комплексы общеразвивающих упражнений Т. Овчинниковой. В процессе занятий с концертмейстером, обучающимся нужно одновременно исполнить песню и выполнить танцевальные движения под музыкальное сопровождение. Выполняя упражнения с пением или хотя бы скандируя стихотворение, дети учатся выразительности, умению распределять дыхание и координировать его с речевой фразой, у них развивается чувство ритма, музыкальный слух, воображение, артистичность.
При подборе репертуара основополагающим аспектом, является учёт возрастных особенностей обучающихся. Так, для занятий с детьми младшего школьного возраста подбирается музыка с чёткими, простыми ритмами, не сложной мелодией, жанровой определенностью (марш, вальс, полька).
Для расширения музыкальных представлений и развития воображения с воспитанниками проводятся музыкальные игры-тренинги. Для этого проигрываются отрывки музыкальных произведений различных по характеру, жанру, темпу. Задача обучающихся, рассказать и по возможности продемонстрировать (сочинить свой танец), о чем повествует музыка, какие образы, картины, сюжеты они представляют, прослушивая музыку. сочиняют свой собственный танец, соответствующий характеру музыки. Развивая воображение, восприятие и фантазию обучающихся применяется метод прослушивания музыкального фрагмента или произведения классической музыки с последующей краткой беседой. В ходе таких бесед, участники коллектива знакомятся с классической эпохой (Вольфганг Амадей Моцарт, Людвиг Ван Бетховена), романтизм (Фредерик Шопена, Франц Шуберта), с русской классикой (М. И. Глинка, П. И. Чайковского) и т. д.
Выбор музыкального материала для работы с детьми среднего школьного возраста обусловлен психофизиологическими изменениями. В подростковом возрасте происходит осознание своих возможностей и утверждение себя как личности. Музыкальные произведения характеризуются более сложной фактурой, развитой мелодией. Разучивание отдельных элементов упражнений иногда проводится без музыкального сопровождения, так как её восприятие снижает сознательное управление двигательными навыками и может привести к механическому их воспроизведению, когда движение освоено, оно выполняется под музыку. Такая методика обучения повышает точность, четкость выполнения движений, выразительность.
Воспитанники старшего возраста исполняют технически сложные танцевальные элементы, наполняя движение эмоционально-музыкальной выразительностью. Соответственно, музыкальные произведения используются более сложных размеров, быстрых темпов.
Также одним из основных факторов при подборе музыкального репертуара, учитываемый педагогом-концертмейстером является соответствие музыкального материала программным требованиям и согласованность музыкального материала с педагогом-хореографом.
Литература:
- Безуглая Г. Концертмейстер балета: музыкальное сопровождение урока классического танца. Работа с репертуаром. — Санкт Петербург: Академия русского балета им А. Я. Вагановой, 2005. — 139 с.
- Ладыгин, Л. А. О музыкальном содержании учебных форм танца — Москва: 1993. — 151 с.
- Ярмолович Л. И.. Принципы музыкального оформления классического танца. — Ленинград: Музыка, 1968. — 121 с.
- Воротной М. В.. Проблемы музыкального воспитания и педагогики // О концертмейстерском мастерстве пианиста: к проблеме получения квалификации в Вузе. — Санкт Петербург: РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. — С. 66–70.
- Бекина С. И., Ломова Т. П.. Музыка и движение. — 1984: Москва, Музыка. — 181 с.
- Крючков Н.. Искусство аккомпанемента как предмет обучения. — М.: Музыка, 1961. — 72 с.
- Молчанов, С. В. Психология подросткового и юношеского возраста: учебник для академического бакалавриата — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 351 с.
- Обухова, Л. Ф. Возрастная психология: учебник для среднего профессионального образования — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 460 с.
- Палилей, А. В. Танец и методика его преподавания: русский народный танец: учебное пособие для вузов — 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2019; Кемерово: Изд-во КемГИК. — 110 с.
- Блок, Л. Д. Возникновение и развитие техники классического танца — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 259 с.