Развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №38 (276) сентябрь 2019 г.

Дата публикации: 25.09.2019

Статья просмотрена: 146 раз

Библиографическое описание:

Рузанова, Е. А. Развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности / Е. А. Рузанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 38 (276). — С. 176-179. — URL: https://moluch.ru/archive/276/62545/ (дата обращения: 17.10.2024).



Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития. Этим требованиям отвечает экспериментальная деятельность, основанная на возросших требованиях к универсальности знаний.

Экспериментальная деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с введением Федерального Государственного стандарта дошкольного образования. В соответствие с условиями стандарта, которые представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, дошкольник на этапе окончания уровня дошкольного образования проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, обладает установкой позитивного отношения к миру, к различным видам труда, другим людям и самому себе, проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, стремится без помощи придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, проводить эксперимент, владеет начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет.

Образовательный процесс представляет собой самостоятельный поиск воспитанниками нового, новых познавательных ориентиров высокого уровня трудности.

Высказывание известного педагога Л. С. Выготского в настоящее время остается очень актуальным, поддерживается ФГОС, «что чем больше ребенок видел, слышал, пережил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность».

Так же полагал опытный педагог, академик Н. Н. Поддьяков. Он считал, что «...в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь».

Опыт работы показывает, что специально организованная экспериментальная работа дает возможность воспитанникам лично получать информацию об исследуемых явлениях или объектах, а педагогу — сделать процесс обучения предельно результативным и более полно удовлетворяющим природную любознательность дошкольников. В ходе эксперимента идёт формирование познавательной деятельности, психических процессов — обогащение памяти, речи, активизация мышления, интеллектуальных умений. Исследовательская деятельность оказывает воздействие на эмоциональную сферу ребенка, на формирование творческий способностей, развитие трудовых навыков, умение доводить начатое до конца.

Целью работы стало способствовать развитию у детей познавательной исследовательской активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Для достижения поставленной цели установлен ряд задач:

  1. Расширение взглядов ребенка об окружающем мире посредством знакомства с элементарными знаниями из различных областей наук (химии, физики, математике, географии)
  2. Формирование умений использовать приборы и устройства при проведении экспериментов.
  3. Развитие у детей познавательных способностей (анализировать, систематизировать, сопоставлять, подводить итог)
  4. Развитие ребенка в социально-личностном направлении (коммуникативность, самостоятельность, внимательность, самодисциплина)
  5. Стимулировать работу по увеличению уровня представлений детей о неживой природе через взаимодействие с семьёй.

Для решения этих задач использовались следующие методы и приемы:

− вопросы педагога, побуждающие к постановке проблемы; помогающие прояснить ситуацию, осознать значение и смысл опыта.

− схематическое моделирование опыта; рассматривание схем, таблиц, упрощенных рисунков.

− решение проблемных ситуаций, например, «Почему снег скрипит под ногами?», «Почему после дождя на дорожке много дождевых червяков?».

− игры-эксперименты, инициирующие особенную заинтересованность детей.

− наблюдение природных явлений.

− использование энциклопедий, справочников, научно-просветительских серий книг для детей.

− компьютерные и мультимедийные средства обучения. Значительно увлекательнее не просто слушать рассказ воспитателя о каких-то объектах или явлениях, а взглянуть на них собственными глазами.

Работа по опытно-экспериментальной деятельности с детьми строится по трём взаимосвязанным направлениям:

− живая природа (характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов в их адаптации к окружающей среде и др.);

− неживая природа (почва, воздух, вода, цвет, свет, теплота и др.);

− человек (функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и явлений и др.)

Все поставленные проблемы усложняются по содержанию, согласно задачам, методам их реализации (информационный, действенно-мыслительный, преобразовательный).

В условиях детского сада используются только лишь простые опыты и эксперименты: они неизвестны только детям в силу возраста, в ходе данных экспериментов не совершается научных открытий, а формируются элементарные понятия и выводы, они практически безопасны, используется простое бытовое, игровое и нестандартное оборудование.

Принимая во внимание, что детям дошкольного возраста свойственно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, экспериментирование является ведущим способом познания мира. Ведь самые ценные и прочные знания те, что добыты самостоятельно, в ходе личных творческих исследований.

С целью укрепления заинтересованности к познавательному экспериментированию и исследованию в работе используются

− реальные события (яркие, красочные природные явления и общественные события),

− события, намеренно «смоделированные» (внесение в группу предметов с необычным эффектом или назначением, прежде незнакомых детям, порождающих настоящую заинтересованность и исследовательскую активность («Что это такое? Что с этим делать? Как это действует?»). Это могут быть песочные часы, коллекция бабочек, иллюстрации на конкретную тему.

− Воображаемые события, совершающиеся в художественном произведении, которое педагог читает или напоминает детям.

− Организация совместных с детьми опытов и экспериментов в процессе образовательной деятельности, прогулки, наблюдений за живыми и неживыми объектами, явлениями природы, за друг другом. Экспериментальная деятельность старших дошкольников обязана соблюдать ключевые требования:

− Эксперимент должен быть непродолжителен по времени.

− Необходимо проговаривать вслух свои действия.

− Учитывание индивидуальных различий детей (скорость действий, астеничность).

− Учитывание возрастных особенностей детей.

Опытно-экспериментальная деятельность — это интегрирующийся с другими видами детской деятельности вид деятельности.

Наблюдение одно из форм экспериментальной деятельности, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов.

Интеграция между экспериментом и трудом на первый взгляд, как будто не заметна: труд (например, обслуживающий) может и не быть связанным с экспериментированием, однако исследований без выполнения трудовых операций не бывает.

Игра в исследовании зачастую переходит в настоящий творческий процесс. Используются дидактические («Угадай по запаху», «Угадай, кто позвал?», «Чудесный мешочек»), словесные игры («Что лишнее?", «Хорошо-плохо», «Это кто к нам пришёл?"), которые формируют у детей интерес, фантазию, знания об окружающем мире. Игры с песком, водой помогают найти решение многочисленных проблемных ситуаций, например: почему мокрый песок лепится, а сухой — рассыпается; где быстрее прорастёт фасолинка — в земле или песке? Данные проблемы вынуждают ребенка мыслить, сравнивать и делать выводы. В играх развивается умение анализировать, выявлять взаимосвязи и взаимозависимости между предметами и их особенностями.

Весьма непосредственно объединены между собой эксперимент и речь. Это наблюдается на всех этапах исследовательской деятельности — при формулировании цели, в период обсуждения технологии и хода опыта, при подведении результатов и словесном докладе об увиденном.

Экспериментирование связано и с чтением художественной литературы, так как в процессе экспериментирования большое значение имеет художественное слово, которое помогает организовать, вызвать интерес детей, увеличить словарный запас.

Не требует особенного подтверждения связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость рассматривать, измерять, сопоставлять, определять форму и размеры, осуществлять другие процедуры.

Связь детского экспериментирования с художественным творчеством также двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат эксперимента. Здесь в одинаковой мере значимы формирование наблюдательности и умение фиксировать увиденное.

Работу по исследовательской деятельности необходимо строить в непосредственном взаимодействии с родителями. Проводятся родительские собрания, анкетирование и консультирование родителей с целью выявления отношения их к исследовательской активности детей. Вместе с родителями организуются открытые занятия по опытнической деятельности, творческие мастерские. Они принимают непосредственное участие в пополнении развивающей предметно — пространственной среды, способствующей удовлетворению познавательных интересов детей, самостоятельной и совместной с взрослым деятельности.

Отмечается положительная динамика по всем критериям овладения детьми старшего дошкольного возраста экспериментальной деятельностью.

Дети научились анализировать, делать выводы, проводить опыты, самостоятельно находить ответы на заданные вопросы. У детей сформировалась устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно на них ответить. Важно и то, что благодаря гибкости детского экспериментирования дети научились устанавливать различные взаимосвязи, составлять план собственной экспериментальной работы в соответствии с собственными замыслами и менять ее в зависимости от полученных результатов.

Воспитанники стали более любознательными, активными, качественно овладели средствами общения, научились управлять своим поведением и планировать свои действия. Повысилась способность решать интеллектуальные и личностные проблемы, адекватные возрасту.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, исследовательская деятельность, экспериментальная деятельность, детское экспериментирование, неживая природа, окружающий мир, опытно-экспериментальная деятельность, развитие, эксперимент, явление.


Похожие статьи

Формирование познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность

Развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе коллективного труда

Развитие исследовательской деятельности старших дошкольников в процессе опытно-экспериментальной деятельности

Развитие коммуникативных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной и исследовательской деятельности

Развитие социального интеллекта в проектно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста

Формирование коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста

Формирование творческой и социально активной личности дошкольника в рамках инновационной деятельности

Развитие речевого творчества в старшем дошкольном возрасте

Особенности развития коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста

Похожие статьи

Формирование познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность

Развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе коллективного труда

Развитие исследовательской деятельности старших дошкольников в процессе опытно-экспериментальной деятельности

Развитие коммуникативных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной и исследовательской деятельности

Развитие социального интеллекта в проектно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста

Формирование коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста

Формирование творческой и социально активной личности дошкольника в рамках инновационной деятельности

Развитие речевого творчества в старшем дошкольном возрасте

Особенности развития коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста

Задать вопрос