Система и компетенция государственных органов управления высшим профессиональным образованием | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №38 (276) сентябрь 2019 г.

Дата публикации: 23.09.2019

Статья просмотрена: 1455 раз

Библиографическое описание:

Балаклеец, И. И. Система и компетенция государственных органов управления высшим профессиональным образованием / И. И. Балаклеец, Н. Д. Дмитриева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 38 (276). — С. 85-88. — URL: https://moluch.ru/archive/276/62552/ (дата обращения: 18.12.2024).



В настоящее время в системе образования произошли серьезные изменения. Министерство образования и науки было преобразовано в отдельные два министерства. В связи с этим, государственная политика в сфере высшего профессионального образования в период его модернизации направлена на повышение конкурентоспособности отечественного образования на мировом рынке образовательных услуг, интеграции в европейскую систему образования и развитие государственного частного партнерства. Таким образом, можно сформулировать цель настоящей статьи, которая заключается в исследовании роли и полномочий государственных органов управления высшим профессиональным образованием.

Ключевые слова: высшее образование, государственные органы, система государственного управления, политика в области образования.

Согласно ст. 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право бесплатно получить высшее образование на конкурсной основе [1]. Доступ к качественному образованию, который основан на принципе справедливости, в настоящее время приобретает глобальный характер. Адекватная оценка результатов обучения и создание конкурентоспособной среды в системе высшего образования являются основной задачей российской образовательной политики. Данные функции по выработке и реализации государственной политики осуществляют федеральные органы исполнительной власти.

С 2004 по 2018 года таким органом, который осуществлял функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, развития федеральных центров науки и высоких технологий являлось Министерство образования и науки РФ.

Министерство образования и науки было образовано в 2004 году Указом Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». Данным указом Минобрнауки РФ были переданы функции по принятию нормативных правовых актов. Министерство являлось преемником образованного в 1999 году Министерства образования Российской Федерации. В свою очередь, Министерство образования было создано из двух ведомств- до 1996 года начальным и средним образованием занималось Министерство образования РФ (1996–1999 гг.). Высшим и послевузовским образованием и наукой занималось второе ведомство — Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию (1993–1996) и Министерство науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации (1991–1993). Также необходимо отметить, что определенные задачи и цели Министерства промышленности, науки и технологий РФ также перешли в ведомство Минобрнауки России.

15 мая 2018 года Указом Президента РФ Министерство образования и науки Российской Федерации было преобразовано в Министерство просвещения Российской Федерации и Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. Организационная реформа зрела и обсуждалась довольно долго.

Министерству просвещения РФ были переданы функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых [2].

В свою очередь, Министерство просвещения Российской Федерации является правопреемником:

1) Упразднённого Министерства промышленности, науки и технологий Российской Федерации. Министерство просвещения исполняет функции по принятию нормативных правовых актов в сфере науки.

2) Преобразованного Российского агентства по патентам и товарным знакам. Функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности теперь являются задачами Министерства просвещения РФ.

3) Упразднённого Указом Президента России от 4 марта 2010 г. № 271 Федерального агентства по образованию;

4) Упразднённого вышеперечисленным Указом Президента от 4 марта 2010 г. Федерального агентства по науке и инновациям;

5) Преобразованного Министерства образования и науки Российской Федерации — в части функций по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности (Указ Президента Российской Федерации от 15 мая 2018 г. № 215).

Министерству науки и высшего образования Российской Федерации были переданы функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности.

Также согласно Указу Президента РФ от 15.05.2018 N 215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» руководство деятельностью Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки осуществляет Правительство Российской Федерации.

В процессе совершенствования управления образованием, федеральным государственным органам необходимо учитывать показатели, а именно — постоянно меняющиеся запросы национальной экономики, социума, недостаточную эффективность механизмов обеспечения доступности и качества образования, а также методы управления сферой высшего образования.

Структурное изменение высшего образования требует от всех субъектов образовательной политики быстрого обмена информацией. Для перестройки и реформирования высшего образования, а также структуры федеральных органов необходимо повышение информационной открытости, быстрое реагирование на изменение требований государства.

Функции управления образованием выполняют различные государственные и муниципальные органы. Законодательство Российской Федерации относит к государственным органам управления образованием:

1) Правительство РФ;

2) Федеральные (центральные) органы управления образованием;

3) Федеральные ведомственные органы управления образованием;

4) Государственные органы управления образованием субъектов РФ.

К полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования относятся:

1) разработка и проведение единой государственной политики в сфере образования;

2) организация предоставления высшего образования;

3) организация предоставления дополнительного профессионального образования в федеральных государственных образовательных организациях;

4) разработка, утверждение и реализация государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых программ, реализация международных программ в сфере образования;

5) создание, реорганизация, ликвидация федеральных государственных образовательных организаций, осуществление функций и полномочий учредителя федеральных государственных образовательных организаций;

6) утверждение федеральных государственных образовательных стандартов, установление федеральных государственных требований;

7) лицензирование образовательной деятельности:

8) государственная аккредитация образовательной деятельности организаций;

9) государственный контроль (надзор) в сфере образования за деятельностью организаций;

10) формирование и ведение федеральных информационных систем, федеральных баз данных в сфере образования, в том числе обеспечение конфиденциальности содержащихся в них персональных данных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Государственное управление высшего профессионального образования должно осуществляться при соблюдении определенных условий [3]:

1) обеспечение экономической безопасности образовательных организаций;

2) совершенствование государственно-общественного управления образованием за счет реального влияния общества на принятие управленческих решений;

3) обеспечение информационной открытости сферы высшего образования.

Органы управления высшим профессиональным образованием должны вырабатывать государственную политику, основываясь на принципах:

  1. Приоритет развития образования;
  2. Осуществление образовательного процесса на основе законодательства РФ и международных норм, а также на основе выработанного мирового опыта;
  3. Обеспечение доступности, бесплатного дошкольного, начального, основного общего, среднего образования и начального профессионального образования;
  4. Обеспечение бесплатного среднего, высшего и послевузовского профессионального образования на конкурсной основе.
  5. Обязательность общего образования;
  6. Отсутствие дискриминации (по половому признаку, национальности, принадлежности к общественным организациям, от возраста, состояния здоровья и т. д.) в возможности получения образования;
  7. Возможность получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья;
  8. Социальная адаптация в образовательной среде лиц с ограниченными возможностями здоровья;
  9. Исключение вмешательства религиозных организаций в образовательный процесс — светский характер образования;
  10. Превалирование общечеловеческих ценностей в образовании, таких как жизнь и здоровье человека, его безопасность;
  11. Демократический, государственно-общественный характер управления образованием.

Государственная политика в сфере высшего образования направлена на повышение доступности, конкурентоспособности, качества и открытости высшего образования.

В докладе Правительства РФ Федеральному Собранию РФ за 2018 год о реализации государственной политики в области образования сказано, что планируется вхождение к 2020 году не менее пяти российских университетов в первую сотню ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу университетов. В 2017 году 21 российский вуз претендовал на статус ведущих мировых университетов (в том числе 5 федеральных и 12 национальных исследовательских университетов) [4].

Согласно докладу Правительства РФ, общий объем финансирования программ повышения конкурентоспособности ведущих университетов в период 2013–2017 годов составил 50,2 млрд. рублей, в том числе в 2017 году — 10,3 млрд. рублей. Серьезная государственная финансовая поддержка позволила достичь значительных результатов в продвижении российских университетов в мировых рейтингах. В 2017 году 11 российских университетов вошли в ТОП-100 и 17 российских университетов — в ТОП-200 мировых институциональных, предметных и отраслевых рейтингов.

Роль федеральных органов управления высшим образованием велика, т. к. данные органы помимо выработки государственной политики занимаются мониторингом системы образования, принимают нормативно- правовые акты, осуществляют координацию научных исследований, присваивают ученые звания, от имени Российской Федерации распоряжаются правами на объекты интеллектуальной собственности и другие научно-технические результаты, созданные за счет средств федерального бюджета, обеспечивают защиту сведений, составляющих государственную, служебную и иную охраняемую законом тайну, организуют конгрессы, форумы, конференции, семинары.

Федеральный государственный контроль качества образования и федеральный государственный надзор в сфере образования осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. Федеральная служба руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также Положением о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки [5].

Осуществляя свои полномочия, Рособрнадзор вносит проекты федеральных законов, нормативных правовых актов, принимает определенные нормативные акты, такие как административные регламенты, формы заявлений, формы аттестаций, квалификационные требования. На федеральном уровне Рособрнадзор осуществляет мониторинг, издает методические рекомендации, письма, которые конкретизирует положение законов.

С 2014 года в Рособрнадзоре работает Ситуационно-информационный центр (СИЦ)– площадка для проведения оперативных совещаний и публичных мероприятий с участием СМИ. Помимо мониторинга за ходом ЕГЭ, в СИЦ проводятся мероприятия по различным вопросам оценки качества образования.

Таким образом, на современном этапе развития системы образования происходит демократизация и гуманизация общественных отношений, при которых образование переходит на государственно- общественный характер управления. Такое управление предполагает увеличение самостоятелности субъектов, а также ответственности на различных уровнях. Значимость единой стратегии в управлении образовании также важна.

Ученые, занимающиеся разработкой концепций в области управления образованием, предполагают несколько путей дальнейшего развития российского образования.

Согласно первому варианту, произойдут изменения условия функционирования всех образовательных учреждений, а именно упрощение системы регистрации и лицензирования, совершенствование государственного регулирования деятельности всей системы образования, что приведет к укреплению позиций российского образования на мировом рынке.

Второй вариант предполагает оптимизацию условий аккредитации и лицензирования вузов, учет профиля подготовки, материальной базы и статуса вуза.

Третий пусть развития образования заключается в переходе на систему образования с помощью федеральных университетов — интеграция системы образования.

В связи с этим, высшее образование претерпевает качественные изменения, ведущую роль в этом играет Болонский процесс и интеграция вузов. Нормативно — правовая база и государственное регулирование процесса лицензирования учебных заведений также меняются. Конкурентная борьба на рынке труда и образовательных услуг между вузами затронет как качество образования, так и уровень трудоустройства на рынке труда выпускников вузов. В целом, система образования находятся в стадии формирования, последние изменения в законодательстве четко дают это понять.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)// Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
  2. Указ Президента РФ от 15.05.2018 N 215 (ред. от 14.09.2018) «О структуре федеральных органов исполнительной власти»// Российская газета, N 104, 17.05.2018.
  3. Мухоморова И. В., Новикова Н. Г. Совершенствование механизмов государственного частного партнерства в высшем образовании // Интернет-журнал «Науковедение». 2014.
  4. Доклад Правительства Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о реализации государственной политики в сфере образования в 2018 году — URL: http://static.government.ru/media/ files/D0L0A2euMj5mIrp60uOUXFBmS4wS77zD.pdf.
  5. Постановление Правительства РФ от 28.07.2018 N 885 (ред. от 03.10.2018) «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ, 06.08.2018, N 32 (Часть II), ст. 5344.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, высшее образование, сфера образования, государственная политика, Министерство образования, образование, высшее профессиональное образование, наука, система образования, Федеральная служба.


Похожие статьи

Административно-правовое регулирование здравоохранения

Административно-правовое регулирование в сфере здравоохранения напрямую связано с правовым обеспечением качества жизни населения, причем упущения и ошибки в данном сегменте государственного управления напрямую отражаются на качестве и продолжительнос...

Показатели эффективности системы государственного управления в Республике Башкортостан на примере Министерства образования и науки Республики Башкортостан

В статье рассматривается понятие и содержание государственного управления и его системы, а также отмечаются показатели, позволяющие оценить эффективность функционирования и действия данной разновидности социального управления. Немаловажное внимание у...

К вопросу особенностей правового статуса и правового регулирования государственной службы

В данной статье были рассмотрены особенности правового регулирования и правового статуса государственной службы. По мнению автора, в законодательстве есть вопросы, не затронутые реформами в сфере государственной службе. На практике наблюдается отсутс...

Полномочия органов местного самоуправления в области образования

В статье автор исследует объем и характер регулирования органами местного самоуправления образовательного процесса, их полномочия в Российской Федерации в сфере образования, определённые законом «Об образовании в Российской Федерации» 2012 года. Акце...

Инновационная модель интеграции внешкольного и внутришкольного дополнительного образования

В статье показана актуальность и важность развития дополнительного образования в общеобразовательных организациях Республики Казахстан. Разработанная модель дополнительного образования Карагандинской области способствует систематизации деятельности в...

Государственное управления сферой здравоохранения: сущность и особенности

Система здравоохранения в современных условиях является важным объектом государственного управления. В это же время, ее устойчивое и эффективное развитие ограничивается недостаточным уровнем государственного управления и проблемами экономической и со...

Кадровая политика государственных учреждений

В статье представлены результаты исследования такого сложного и многогранного явления как государственная кадровая политика. Рассмотрены концепция, задачи, главные направления развития вышеупомянутого явления, охарактеризованы основные проблемы, кото...

Совершенствование применения государственного аудита при измерении социального развития муниципального образования

В статье даны рекомендации по разработке стандартов внутреннего финансового контроля в организациях социальной сферы, основанного на риск-ориентированном подходе при осуществлении контрольных процедур и контрольных мероприятиях по повышению качества ...

Функции управления качеством образования

Качество образования играет важную роль в развитии и успехе общества. Постоянное улучшение и контроль качества образовательных процессов и услуг является ключевой задачей образовательных организаций. В данной статье будут рассмотрены функции управлен...

Современные проблемы профессионального развития государственных гражданских служащих

Данная работа посвящена исследованию проблем в профессиональном развитии государственных гражданских служащих. В статье рассмотрены условия, причины возникновения сложностей в процессе обучения служащих, предложены меры по совершенствованию форм, инс...

Похожие статьи

Административно-правовое регулирование здравоохранения

Административно-правовое регулирование в сфере здравоохранения напрямую связано с правовым обеспечением качества жизни населения, причем упущения и ошибки в данном сегменте государственного управления напрямую отражаются на качестве и продолжительнос...

Показатели эффективности системы государственного управления в Республике Башкортостан на примере Министерства образования и науки Республики Башкортостан

В статье рассматривается понятие и содержание государственного управления и его системы, а также отмечаются показатели, позволяющие оценить эффективность функционирования и действия данной разновидности социального управления. Немаловажное внимание у...

К вопросу особенностей правового статуса и правового регулирования государственной службы

В данной статье были рассмотрены особенности правового регулирования и правового статуса государственной службы. По мнению автора, в законодательстве есть вопросы, не затронутые реформами в сфере государственной службе. На практике наблюдается отсутс...

Полномочия органов местного самоуправления в области образования

В статье автор исследует объем и характер регулирования органами местного самоуправления образовательного процесса, их полномочия в Российской Федерации в сфере образования, определённые законом «Об образовании в Российской Федерации» 2012 года. Акце...

Инновационная модель интеграции внешкольного и внутришкольного дополнительного образования

В статье показана актуальность и важность развития дополнительного образования в общеобразовательных организациях Республики Казахстан. Разработанная модель дополнительного образования Карагандинской области способствует систематизации деятельности в...

Государственное управления сферой здравоохранения: сущность и особенности

Система здравоохранения в современных условиях является важным объектом государственного управления. В это же время, ее устойчивое и эффективное развитие ограничивается недостаточным уровнем государственного управления и проблемами экономической и со...

Кадровая политика государственных учреждений

В статье представлены результаты исследования такого сложного и многогранного явления как государственная кадровая политика. Рассмотрены концепция, задачи, главные направления развития вышеупомянутого явления, охарактеризованы основные проблемы, кото...

Совершенствование применения государственного аудита при измерении социального развития муниципального образования

В статье даны рекомендации по разработке стандартов внутреннего финансового контроля в организациях социальной сферы, основанного на риск-ориентированном подходе при осуществлении контрольных процедур и контрольных мероприятиях по повышению качества ...

Функции управления качеством образования

Качество образования играет важную роль в развитии и успехе общества. Постоянное улучшение и контроль качества образовательных процессов и услуг является ключевой задачей образовательных организаций. В данной статье будут рассмотрены функции управлен...

Современные проблемы профессионального развития государственных гражданских служащих

Данная работа посвящена исследованию проблем в профессиональном развитии государственных гражданских служащих. В статье рассмотрены условия, причины возникновения сложностей в процессе обучения служащих, предложены меры по совершенствованию форм, инс...

Задать вопрос