Развитие интеллекта у младших школьников с использованием методов арт-педагогики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №39 (277) сентябрь 2019 г.

Дата публикации: 26.09.2019

Статья просмотрена: 151 раз

Библиографическое описание:

Голубченко, А. И. Развитие интеллекта у младших школьников с использованием методов арт-педагогики / А. И. Голубченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 39 (277). — С. 232-233. — URL: https://moluch.ru/archive/277/62564/ (дата обращения: 16.11.2024).



Интеллектуальное развитие человека особую актуальность приобретает в условиях перехода современного общества в информационную стадию развития. Интеллект (от лат. intellectus «восприятие»; «разумение», «понимание»; «понятие», «рассудок») или ум — качество психики, состоящее из способности приспосабливаться к новым ситуациям, способности к обучению и запоминанию на основе опыта, пониманию и применению абстрактных концепций, и использованию своих знаний для управления окружающей человека средой.

Несмотря на то, что проблема формирования и развития интеллекта в младшем школьном детстве рассмотрена в научной литературе достаточно полно, мы полагаем, что исследований средств развития интеллекта у детей проведено недостаточно. В частности, на наш взгляд, необходимо уточнить проблему развития интеллекта младших школьников методами арт-педагогики.

Арт-педагогика — это инновационный метод, представляющий собой синтез педагогики и искусства. Диапазон использования арт-педагогики разнообразен и включает в себя и помощь в творческой самореализации, и поиск своего места в окружающем мире, и развитие осознанности себя как личности и многое другое.

Различные аспекты использования метода арт-педагогики в работе с детьми рассматривали в своих трудах такие ученые как О. С. Булатова, Р. А. Верховодова, В. Г. Колягина, А. И. Копытин, Л. Д. Лебедева, Е. А. Медведева, М. К. Хащанская и пр.

При этом в отношении изучения использования методов арт-педагогики в процессе развития интеллекта детей в младшем школьном возрасте существует определенная нехватка научно-методической литературы, что и определило актуальность обращения к выбранной проблеме [2].

Арт-педагогика реализуется посредством следующих специальных технологий: игры и педагогической импровизации, под которой понимаются такие действия педагога, которые не были им заранее предусмотрены или запланированы, а возникли в результате сочетания внутренних и внешних факторов [1].

Ведущим методом в арт-педагогике следует считать проблемно-диалоговый метод. Этот метод направлен на стимулирование духовно-личностной сферы детей, их нравственное воспитание, закрепление этических и эстетических норм. Проблемно-диалоговый метод предполагает совместный поиск общего мнения и соотнесение отдельных позиций как альтернативу поочередному обмену информацией.

В рамках целенаправленной работы по интеллектуальному развитию младших школьников можно использовать следующие методы арт-педагогики: методы сказкотерапии; методы изотерапии; методы музыкотерапии; методы танцевально-двигательной терапии; методы драматизации; методы цветотерапии.

А теперь приведем пример, как в ходе практической деятельности можно развивать интеллект младших школьников средствами методов арт-педагогики.

За основу возьмем метод сказкотерапии. Для реализации метода сказкотерапии детям зачитывалась вслух сказка В. Ливанова «Самый, самый, самый». Педагог читает первую часть сказки, затем задает следующие вопросы: «Кто первым придумал избрать царя зверей? В чем заблуждался Лев, когда его выбрали царем? И что он при этом делал неправильно? Как могло случиться, что Лев сделал столько нехорошего, злого, вредного? Что случалось с животными, которые окружали Льва? Можно ли при помощи силы сделать что-то хорошее для тех, кто находится с тобой рядом? А вам, ребята, в жизни делали что-то хорошее силой? А как можно сделать так, чтобы человеку было хорошо и уютно в жизни?»

Далее детям предлагается задание: «нарисуйте, пожалуйста, Африку, Льва, джунгли». Затем педагог выразительно читает вторую часть сказки, используя игрушечного Львенка, а затем задает детям вопросы: «Почему маленькому Львенку не приходила в голову мысль о том, что он тоже Лев — царь зверей? Кто стал воспитателем маленького Львенка? Чему Шакал учил Львенка? Что он внушал ему? Чем Лев платил Шакалу за обучение Львенка? Что за экзамен устроил Лев Львенку? Кто был приглашен на этот экзамен? От чего старый Лев пришел в восторг? И как он наградил учителя Львенка (Шакала)? Кто в этом эпизоде сказки вам понравился и почему? Приходилось ли вам в жизни сдавать какой-нибудь экзамен и что вы при этом чувствовали?

После этого следует задание: «нарисуйте, пожалуйста, маленького Львенка, Шакала и все, что вам запомнилось из этого эпизода сказки».

В конце педагог просит ребят сесть в круг. Берет мяч, попеременно бросает его каждому из участников беседы, задавая при этом вопросы. Одновременно проводится сбор мнений по каждому вопросу, взаимно дополняющих друг друга: «О чем эта сказка? Почему все-таки Лев стал самым, самым, самым, самым? Чему мы можем научиться, прочитав эту сказку? Похожи ли отношения между людьми на отношения между животными в этой сказке? Если да, то в чем? Что нужно людям знать и делать для того, чтобы они понимали друг друга? Понравились ли вам наши занятия? Если да, то чем?» и идет интерактивное обсуждение.

Проведение подобных занятий позволит активизировать интеллектуальную, познавательную деятельность младших школьников, способствует развитию рассудительности. Таким образом можно заключить, что существует действенный способ развития интеллектуальных способностей младших школьников, а именно методы и приемы арт-педагогики.

Литература:

  1. Петрова, Е. Ю. Использование сюжетов народной волшебной сказки в психокоррекционной и педагогической работе / Е. Ю. Петрова // Журнал практического психолога. — 2010. — № 10/11. — С. 207–225.
  2. Таранова, Е. В. Генезис артпедагогики в контексте современного отечественного социогуманитарного образования / Е. В. Таранова // Социально-гуманитарные знания. — 2011. — № 7. –С. 203–208.
Основные термины (генерируются автоматически): Лев, маленький Львенок, друг друга, проблемно-диалоговый метод, ребенок, часть сказки.


Похожие статьи

Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр

Формирование экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых технологий

Развитие критического мышления на уроках истории в старших классах

Сенсорное развитие младших дошкольников с использованием метода М. Монтессори

Развитие критического мышления и креативности: использование метода моделирования на уроках в начальной школе

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительного искусства и песочной терапии

Развитие основ логического мышления у старших дошкольников посредством дидактической игры

Развитие познавательно-исследовательской деятельности у старших дошкольников через технологию детского экспериментирования

Развитие математических представлений у детей младшего дошкольного возраста с помощью системы дидактических игр

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Похожие статьи

Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр

Формирование экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых технологий

Развитие критического мышления на уроках истории в старших классах

Сенсорное развитие младших дошкольников с использованием метода М. Монтессори

Развитие критического мышления и креативности: использование метода моделирования на уроках в начальной школе

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительного искусства и песочной терапии

Развитие основ логического мышления у старших дошкольников посредством дидактической игры

Развитие познавательно-исследовательской деятельности у старших дошкольников через технологию детского экспериментирования

Развитие математических представлений у детей младшего дошкольного возраста с помощью системы дидактических игр

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Задать вопрос