Объектом исследования является правовое регулирование особых экономических зон на примере: «Алабуга» и «Иннополис». На основании проведенного анализа, сделан вывод о том, в Республике Татарстан благоприятная среда для резидентов.
Ключевые слова: особая экономическая зона, резидент, льготы, инвестор.
В июне 2015 года состоялось долгожданное открытие особой экономической зоны (далее по тексту — ОЭЗ) «Иннополис» в Республике Татарстан. Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 01 ноября 2012 г. № 1131 [1], было принято заключение о разработке ОЭЗ, на территориях Верхнеуслонского и Лаишевского муниципальных районов. В нашей Республике Татарстане это не первая ОЭЗ, уже 14 лет существует и является одной из успешных ОЭЗ — «Алабуга». Согласно Постановлению Правительства РФ от 21 декабря 2005 г. № 784 [2] приняли решение о создании ОЭЗ.
Согласно Федеральному закону от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» [3], цель создания ОЭЗ регламентировано в статье 3. Особые экономические зоны, привлекают зарубежных инвесторов льготными предложениями для их предприятий. Создавая ОЭЗ и предлагая выгодные условия для инвесторов, появляются условия работы для высококвалифицированного персонала.
Обратимся к нормативно правовой базе, в соответствии которой развиваются и функционируют ОЭЗ. Одними из главных нормативных правовых актов этой сфере являются: Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации осуществляемой в форме капитальных вложений» [4], Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» [5].
Важным аспектом деятельности ОЭЗ являются налоговые льготы для резидентов (инвесторов). В налоговом законодательстве выделяют общие налоговые льготы для инвесторов всех типов ОЭЗ. Можно выделить следующие льготы:
Во-первых, это низкая ставка налога на прибыль, которая подлежит зачислению в бюджеты субъектов РФ. В качестве примера возьмем Закон Республики Татарстан от 10 февраля 2006 года № 5 — ЗРТ [6], в котором говорится, о том что в течении 5 календарных лет, налоговая ставка составляет 0- %.; следующие 6–10 лет с начала налогового периода составляет 5- %; а после 10 календарных лет с начала налогового периода будет составлять 13,5- %.
Во- вторых, в зависимости от типа ОЭЗ, инвестор освобождается от уплаты налога на имущество на срок от 5 до 10 лет. Установлено вышесказанное в пункте 17 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации [7]. В статье сказано о том, что инвестор освобождается от уплаты налога в том случае, если он выполнил некоторые условия, во- первых, если имущество создавалось или приобреталось в целях деятельности в ОЭЗ, во-вторых, если это имущество находиться и используется на территории ОЭЗ.
В-третьих, предоставляются льготы по транспортному налогу, которые устанавливают субъекты РФ. К примеру, в ОЭЗ «Алабуга» и «Иннополис» освобождается от уплаты транспортного налога на целых 10 лет. Действует это с того момента, когда транспортное средство было поставлено на учет.
В-четвертых, в Республике Татарстан инвесторы освобождаются от уплаты земельного налога в течение 10 лет. Период начинает исчисляться с момента, когда возникает право собственности. Кроме налоговых льгот, действует еще одна технология, так называемая система «одного окна». Плюсы данной технологии содержатся в том, что все услуги объединены в одном месте.
Подведя итоги и проанализировав все льготы для инвесторов ОЭЗ, можно сделать вывод о том, что в Республике Татарстан сложилась благоприятная среда для инвесторов. Подтвердить свою точку зрения можно успешным рабочим процессом ОЭЗ «Алабуга», и открытием новой ОЭЗ — «Иннополис».
Для еще большего развития особых экономических зон в Республике Татарстан, можно предложить дополнительные гарантии для инвесторов. Например: если в течение 10 лет законодатель примет новую нормативно-правовую базу, то резиденту ОЭЗ следует предоставить выбор: применить новое законодательство или оставить прежние условия инвестирования. Подобная государственная гарантия уже функционирует в отдельных зарубежных страх.
Литература:
- Постановление Правительства РФ от 1 ноября 2012 г. № 1131 «О создании на территориях Верхнеуслонского и Лаишевского муниципальных районов Республики Татарстан особой экономической зоны технико-внедренческого типа» // Российская газета. — 2012. — 7 ноября. — № 256
- Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2005 г. № 784 «О создании на территории Елабужского района Республики Татарстан особой экономической зоны промышленно-производственного типа» // Справочно-правовая система «ГАРАНТ». Дата обращения 13 июля 2019 г.
- Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22 июля 2005 № 116-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2005. — 25 июля. — № 30 (ч. II). — ст. 3127
- Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 № 39-ФЗ //Собрание законодательства РФ. — 1999. — 01 марта. — № 9. — ст. 1096
- Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ// — 1999. — 12 июля. — № 28. — ст. 3493
- Закон РТ от 10 февраля 2006 № 5-ЗРТ «Об установлении налоговой ставки по налогу на прибыль для организаций-резидентов особой экономической зоны промышленно-производственного типа, созданной на территории Елабужского района Республики Татарстан» //Ватаным Татарстан. — № 27. — 2006. — 14 февраля.
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05 августа 2000 № 117-ФЗ (с изм.от 30 июля 2019) // Собрание законодательства РФ. — 2000. — 07 августа. -№ 32. — ст. 3340. — http://www.pravo.gov.ru — 2019. — 30 июля.