Развитие речевого творчества старших дошкольников средствами загадки | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Развитие речевого творчества старших дошкольников средствами загадки / Т. П. Давыденко, А. К. Кузнецова, Ю. А. Анищук [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 39 (277). — С. 233-238. — URL: https://moluch.ru/archive/277/62576/ (дата обращения: 16.11.2024).



Актуальность исследования. Современные родители хотят, чтобы их дети были успешными, самореализованными людьми, получающими удовольствие от жизни. В то же время наше государство также заинтересованно во всестороннем развитии ребенка, который, впоследствии, сможет стать достойным человеком.

Отдавая ребёнка в детский сад, родители ожидают от сотрудников компетентной помощи в развитии творческой и социальной личности. В свою очередь, педагоги ДОУ начинают вовлекать ребёнка в различные виды деятельности, где используют разнообразные приемы и средства, активизирующие процесс речи и мышления ребенка. Такой подход способствует эффективной подготовке к школе, включающей обширный спектр требований к знаниям и навыкам ребенка, которые необходимо опять же формировать заранее.

Образовательные проекты в нашей стране направлены на реализацию данного запроса общества. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) предусматривает развитие творческого потенциала дошкольников с учетом их индивидуальных различий. Данный стандарт включает в себя область «Речевое развитие», в которой стоит задача развития речевого творчества ребенка.

Старший дошкольный возраст является сензитивным для начала раскрытия творческого потенциала, так как именно в этом возрасте у детей активно задействованы воображение и интерес к окружающему миру. В связи с этим педагогическая работа в ДОУ должна быть построена с учетом возрастных особенностей и привлечением системы средств по формированию речевого творчества.

Вопросы формирования и развития речевого творчества рассматриваются в работах Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, Н. А. Ветлугиной, Ф. А. Сохина, С. Л. Рубинштейна, Е. А. Флериной, М. М. Кониной, JI. А. Парамоновой, О. С. Ушаковой, О. М. Дьяченко, Г. А. Тумаковой, Н. В. Гавриш, и др.

По нашему мнению, загадка является одним из эффективных средств развития речевого творчества, так как в ней до предела в сжатой, образной форме предоставляются наиболее яркие, присущие признаки предметов или явлений.

Развивающие возможности загадки были исследованы К. Д. Ушинским, А. П. Усовой, Е. А. Флериной, Е. И. Тихеевой, Ю. Г. Илларионовой, О. Н. Сомковой, М. Ю. Новицкой, Г. М. Науминой, А. А. Нестеренко.

Ими было установлено, что при отгадывании загадок в ребенке формируются умения к анализу, обобщению, развивает способность самостоятельно делать выводы и умозаключения, способность четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение четко и лаконично передавать образы предметов.

Отгадывание загадок приводит к энергичному развитию образности речи, обогащению словаря, углубляют и уточняют знания о предметах, помогают овладеть образностью слов и усвоить знания о словообразовании.

Исходя из вышесказанного, в данном исследовании средством развития речевого творчества ребенка выступает загадка.

Проблема исследования: состоит в противоречии между важностью развития речевого творчества ребенка и тем, что в литературе недостаточно изучены вопросы интеграции загадок в процессе развития речевого творчества старших дошкольников.

Цель работы: изучение научных основ развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста средствами загадки и экспериментальное подтверждение ее влияния на творческие изменения детей.

Объект исследования: Процесс развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: Развитие речевого творчества старших дошкольников средствами загадки.

Гипотеза исследования: состоит в нашем предположении о том, что процесс развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста будет эффективен, если будут учтены следующие условия:

1) использование разнообразных загадок, наряду с другими средствами развития речевого творчества;

2) создание предметно-развивающей среды, способствующей использованию загадок;

3) организация сотрудничества педагога с родителями.

Исходя из цели, объекта, предмета исследования и выдвинутой нами гипотезы, были поставлены следующие задачи:

  1. Рассмотреть теоретические аспекты формирования и развития речи в старшем дошкольном возрасте.
  2. Рассмотреть методики работы с загадкой в условиях детского сада.
  3. Обосновать использование загадок как эффективного метода развития речевого творчества у старших дошкольников.
  4. Провести эксперимент, в котором будет выявлена особенность взаимосвязи загадок и развития речевого творчества у старших дошкольников.
  5. Обобщить результаты эксперимента и сделать выводы.

Понятие речевого творчества детей дошкольного возраста

Речевое творчество — это самостоятельный специфический вид художественного творчества, который находит воплощение в речи и является ярким показателем владения языком, достаточного уровня речевой компетентности, проявления желания и способности. [5, с. 8]

Целью речевого творчества является решение необычной, новой для ребенка задачи. Результат речевого творчества — это создание новой речевой формы или самостоятельном приобретении нового для ребенка знания [9, с. 27]. Другими словами, речевое творчество — это продуктивный вид деятельности, конечным результатом которой должен быть связный, логически выстроенный текст [6, с. 13]. Это может быть загадка, рассказ, составленный по картинкам, сказка и другое.

В структуре речевого творчества выделяется когнитивный (познавательный), рефлексивный (аналитический) и продуктивный (преобразующий) компоненты, связанные прежде всего с творческой мотивацией ребёнка [7, с. 13–14]. То есть ребенку должно быть интересно создавать продукт речевого творчества.

Детское речевое творчество может выражаться в различных формах: 1) в словотворчестве (создании детьми новых слов); 2) в творческом рассказывании; описании произведений искусства; 3) в поэтическом творчестве (создании собственных загадок, небылиц, стихотворных произведений); 4) в сочинении сказок (рассказов, историй, приключений) [1].

Творческая речевая деятельность наступает в дошкольном возрасте, который принадлежит к сензитивному периоду в момент которого она формируется и актуализуется в ходе общения и активного познания ребенком окружающего мира.

Использование загадок как эффективного средства развития речевого творчества старших дошкольников

Для развития речевого творчества ребенку в старшем дошкольном возрасте необходимо знать названия предметов и явлений окружающего мира, понимать, как они взаимодействуют, обладать развитыми высшими психическими функциями — воображением, мышлением, речью.

Одной из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются особенно яркие, характерные признаки предметов и явлений служит загадка.

Еще с давних времен люди поняли, что загадку можно использовать в разных целях. Сначала загадка была элементом тайного языка охотников, скотоводов и земледельцев. С ее помощью узнавали уровень мудрости, находчивости и образованности человека. Для этого загадки включали в различные обряды, такие как посвящения юношей в воины, отбор претендентов на роль руководителей, а также в свадебный обряд. Позже загадка начинает использоваться для проверки знаний, наблюдательности, сообразительности человека. Именно в это время загадка становится средством обучения детей [6, с. 6–7].

Определение загадки. Существует множество определений загадки. В основном, определения делятся на 2 категории, первую мы условно назвали «поэтическая» или «литературная», а вторую «педагогическая». Примером «литературного» определения может быть определение, которое дает М. М. Гасанов: «Загадка — это миниатюрное народно-поэтическое произведение, выраженное в форме прямого вопроса или замысловатого иносказательного описания загадываемого предмета, сжатого рассказа — замещения (представляющего скрытый вопрос, требующего обязательного ответа) и служащее целям обучения испытания сообразительности и раскрытия поэтических сторон предметно-вещественного мира [12, с. 122]. Определение В. А. Аникина тоже относится к этой категории: «Загадка — это мудреный вопрос, поданный в форме поэтического, замысловатого, краткого, как правило, ритмически организованного описания какого-либо предмета с целью испытать сообразительность человека, равно как и с целью привить ему поэтический взгляд на действительность [3, с. 7].

Примером определения загадки из второй группы может служить определение Ю. Г. Илларионовой: Загадка — это краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного (прямого) или предполагаемого (скрытого) вопроса [3, с. 8]. О. Н. Сомкова определяет загадку как логическую задачу, содержащую проблемную ситуацию [10, с. 52].

Особое место занимают загадки в работе развития речи детей дошкольного возраста. Сама основа загадки, её предназначение требуют от разгадывающего внимательного отношения к её языковой форме: словарю, морфологии, синтаксису. Они помогают ребёнку увидеть вторичное значение слов. Помимо основного значения глагола идти («передвигаться»), ребёнок осознаёт и другие: льёт дождь («идёт дождь») и т. д. Ребенок должен обладать достаточным словарным запасом, чтобы понять загадку.

Загадки позволяют расширять детские языковые представления о возможностях переносного употребления слова:

Кто всю ночь по крыше бьёт, да постукивает, и бормочет, и поёт, убаюкивает? (Дождь)

То есть дождь не в прямом смысле «постукивает», а в переносном.

Таким образом, под влиянием загадок у ребёнка складывается привычка рассматривать слово как живое и многогранное речевое средство. [8, с. 4–5]

Польза загадки. В настоящее время в загадке заключено множество ценных качеств, которые важны в образовательном и воспитательном процессе работы с детьми. В общей системе воспитательно-образовательной работы по ознакомлению детей с окружающим миром и развитию речи, загадки также являются важной составляющей. Приведем несколько причин важности загадок.

Разгадывая загадки, дети начинают интересоваться миром вещей и явлений, у них формируются способности к анализу и обобщению, возникает побуждение рассуждать и доказывать свою точку зрения. Загадка несет за собой словесно-логическую задачу. Отгадывая загадку, ребенок отвечает на вопрос, а значит, осуществляет затейливую логическую операцию, а также учится использовать как лексические, так и грамматические языковые средства.

Загадки помогают овладеть образностью слов и усвоить знания о словообразовании, развивают поэтический слух и поэтическое восприятие окружающего мира [1, с. 20].

Составляя загадку о конкретном предмете или явлении, ребенок устанавливает связи между анализаторами и наименованием признаков, представляет возможные ощущения, думает о том, что было и будет с конкретным объектом, делает сравнения по выбранному признаку, обогащает свою речь. Такой подход ведет к формированию устойчивого интереса дошкольника к созданию собственного речевого продукта [4].

Разгадывание загадок является для ребенка своеобразной гимнастикой, мобилизующей его умственные силы. Чтобы отгадать загадку, нужно внимательно наблюдать жизнь, припоминать увиденное событие, сравнивать, сопоставлять явления, мысленно их расчленять, выделяя каждый раз нужные стороны, объединять, синтезировать найденное. Отгадывание загадок развивает находчивость, сообразительность, быстроту реакции, развивает умственную активность, самостоятельность, привычку глубже осмысливать мир [6, с. 20].

Использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них речи-доказательства и речи-описания. Загадка становится не просто развлечением, а упражнением в рассуждении и доказательстве, т. е. важным средством обучения связной речи детей [11, c. 451].

Чтобы загадка могла быть педагогическим средством, она должна сочетать в себе ряд критериев, таких как:

− соответствие задачам всестороннего развития;

− содержание воспитательной идеи;

− соответствие возрастным и психологическим особенностям детей;

− доступность,точность описания типичных признаков предмета или явления;

− интересное содержание;

− грамотность, образность;

− игровой характер [2, с.20].

Важной составляющей является то, чтобы загадка была доступной пониманию дошкольника. Дети должны быть знакомы с отгадкой, знать ее характерные особенности и какими признаками обладает. Детям знакомы загадки о предметах и явлениях, которые дети наблюдают в процессе своей жизнедеятельности, о живой и неживой природе, о человеке. Такие загадки доступны для их понимания и порождают интерес к окружающей действительности, расширяют кругозор, углубляют представления о жизни.

При выборе загадок для детей дошкольного возраста воспитатель принимает во внимание опыт детей, как коллективный, так и индивидуальный. Дети должны иметь представления о предметах и явлениях, которые будут заключены в загадке.

Надо исходить также из мыслительно-речевой природы загадки: учитывать степень трудности логической задачи, характер умственной операции, которую предстоит совершить ребенку, сложность художественного образа и особенности речевой формы загадки [6, c. 28].

Теоретический анализ современной литературы показал, что старший дошкольный возраст — это именно то время, когда у ребенка необходимо активно развивать речевое творчество в различных видах деятельности с применением большого количества педагогических средств. Также нами было выявлено, что современная система образования реализует нормативы ФГДОС для достижения данной цели.

Но в силу различных факторов эта цель может быть не реализована. Поэтому особенное внимание нужно уделять созданию условий и выбору средств развития речевого творчества.

Загадка как педагогическое средство развития речевого творчества была выбрана нами по ряду причин: способствует развитию мыслительных процессов, активного словаря, интереса ребенка к внешнему миру предметов и явлений, проста в использовании, ее возможно совмещать в разных формах и видах педагогической деятельности. Чтобы правильно использовать загадку, необходимо создать особую предметно-развивающую среду, обеспечить эффективную коммуникативную среду между ребенком, педагогом, родителями и другими детьми.

Изучение методик работы с загадкой в условиях детского сада позволило выявить возможность использования их элементов в процессе образовательной деятельности по развитию детского речевого творчества.

Нами была проведена исходная диагностика, результаты которой подтвердили необходимость развития речевого творчества старших дошкольников, что подтверждает целесообразность разработки и реализации исследовательско-творческого проекта на формирующем этапе исследования. Данный проект создан с соблюдениями всех условий ФГДОС и включает работу педагога с детьми и родителями. Он включает в себя 3 этапа: подготовительный, основной и заключительный. На подготовительном этапе составлены методические рекомендации для родителей, продуманны коллективные и индивидуальные формы работы с родителями, составлен перспективный план для работы с детьми, собраны материалы для дополнения предметно-развивающей среды.

На основном этапе проведены мероприятия с детьми, включающие активное взаимодействие с педагогами и родителями. Нами был разработан исследовательско-творческий проект «В гостях у тетушки Загадки», который был направлен на развитие речевого творчества старших дошкольников посредством загадки. Данный проект состоял из разделов:

− знакомство с загадкой (дать представление детям о жанре загадки познакомить с приемом последовательности разгадывания загадок, развитие в речи навыков доказательства);

− описательная загадка (формирование умений отгадывать и придумывать описательные загадки с помощью схем).

− загадка на отрицание (познакомить детей с загадкой на отрицание, развивать навыки ее отгадывания и сочинения);

− загадка на сравнение (познакомить детей с загадкой на сравнение, развивать навыки ее отгадывания и сочинения);

− рифмованная загадка развивать умения отгадывать и придумывать рифмованные загадки;

− метафора (развивать навыки отгадывания и придумывания метафорических загадок);

− заключительный (закрепление пройденного материала посредством проведения мероприятий.

Эффективность реализации образовательного проекта, направленного на развитие речевого творчества старших дошкольников средствами загадки, доказана положительной динамикой во всех показателях критериев речевого творчества детей старшего дошкольного возраста во всех трех блоках: владении загадкой как единицей литературного жанра; владении детьми образно-выразительными средствами речи; владении детьми навыком создания образных характеристик объектов. Наиболее сложным для детей оказался последний блок, но даже в нем показатели высокого уровня развития навыков увеличился.

Если раньше дети испытывали сложности в процессе разгадывания или создания собственных загадок, употреблении нужных слов или понимания переносного смысла, то после реализации проекта они стали испытывать меньшие сложности.

Чтобы достичь высоких результатов развития речевого творчества, загадку необходимо использовать не только педагогу, но и родителям ребенка. Это может превратиться в увлекательный процесс познания окружающего мира.

Своим исследованием мы подтвердили выдвигаемую гипотезу о том, что процесс развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста будет эффективен при соблюдении условий, таких как учет возрастных и индивидуальных особенностей старших дошкольников; использование разнообразных загадок; создание предметно-развивающей среды, обеспечивающей работу с загадками.

Таким образом, в ходе экспериментальной деятельности решены поставленные задачи, цель успешно достигнута, выдвинутая гипотеза доказана.

Загадки, сочиненные детьми

Хитрое животное, живет в лесу, питается зайцами и мышами (Лиса)

Оранжевая, как апельсин; треугольная, как пирамидка; сладкая, как сахар (Морковь)

Сладкий, но не сахар, бывает темный, но не ночь, бывает белый, но не день, его любят все (Шоколад)

Мягкая, как подушка. Ласковая, как мама. Любит молоко, но не теленок (Кошка).

Желтый, как солнце. Кислый, как аскорбинка. (Лимон).

Растет в лесу, у него одна нога, и он рыжего цвета (Гриб-рыжик).

Бежит, словно торопится куда-то (Ручей).

Рыжая, как белка. Хищная, как волк. Рычит, как собака (Лиса)

На полянке стоит девушка в зеленом платье, когда дует ветер, она танцует (Елка).

Бывает черный, белый, красный. На нем легко добираться на дачу, на речку. Его можно увидеть в городе (Автомобиль).

Дает молоко, но не корова. Есть рога, но не олень. Любит капусту, но не заяц (Коза).

Летает, как птица. Есть колеса, как у машины. На нем ездят люди, как на автобусе (Самолет).

Это цветок, который колется, но он красивый (Роза)

Зимой белый, а летом серый. Ест морковку, а еще капустку (Заяц).

Растет в земле, но не свекла. Она оранжевая, но не солнце. Она твердая, но не камень (Морковка)

Литература:

  1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. — Москва: Издательский центр «Академия», 2000. — 400 с.
  2. Аникин, В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор / В. П. Аникин. — Москва: Просвещение, 1957. — с. 54.
  3. Белова, Д. Н. Сочинение загадок как условие развития словесного творчества дошкольников [Электронный ресурс] / Д. Н. Белова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2017. — Т. 2. — С. 252–256. — Режим доступа: http://e-koncept.ru/2017/570052.htm, свободный. — Заглав. с экрана (дата обращения: 20.03.2018).
  4. Ветлугина, Н. А. Художественное творчество в детском саду: Пособие для воспитателя и музыкального руководителя / Под ред. Н. А. Ветлугиной. — Москва: Просвещение, 1974. — 175 с.: ил.
  5. Гавриш, Н. В. Развитие речетворческой деятельности в дошкольном детстве / Н. В. Гавриш // Педагогическое образование и наука. — 2011. — № 12. — С. 17–20.
  6. Киселёва, О. И. Реализация адаптивной образовательной деятельности по формированию речевого творчества старших дошкольников с учетом особенностей их развития / О. И. Киселёва, О. А. Кривоногова // Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2015. — Вып. 1. — С. 80–86.
  7. Киселёва, О. И. Теория и методика развития речи детей: теория и технология обучения речевому творчеству: Учебное пособие для специальности 030900 «Дошкольная педагогика и психология» / О. И. Киселева. — Томск: Изд. ТГПУ, 2007. — 84 с.
  8. Рыбникова, М. А. Загадки / М. А. Рыбникова. — Москва, 1932. — 459 с.
  9. Сертакова, Н. М. Инновационные формы работы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей: Метод. пособие. — Санкт-Петербург: Издательство «Детство-Пресс», 2013. — 80 с.
  10. Сидорчук, Т. А. Технологии развития связной речи дошкольников: Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений / Т. А. Сидорчук, Н. Н. Хоменко. — Москва: Академия, 2004. — 304 с.
  11. Усенко, Ю. В. Использование мнемотаблиц в познавательно- речевом развитии дошкольника / Ю. В. Усенко // Дошкольная педагогика. — 2013. — № 7 (92). — С. 18–20.
  12. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. — метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. — Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288 с.
Основные термины (генерируются автоматически): загадка, речевое творчество, ребенок, старший дошкольный возраст, окружающий мир, речевое творчество детей, речевое творчество старших дошкольников, дошкольный возраст, использование загадок, процесс развития.


Похожие статьи

Развитие технического творчества у старших дошкольников средствами конструктивной деятельности

Развитие эмоционального интеллекта дошкольника средствами музыки

Развитие памяти старших дошкольников средствами сказкотерапии

Развитие образности речи дошкольников средствами художественной литературы и фольклора

Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования

Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста

Формирование нравственных представлений детей младшего дошкольного возраста средствами художественной литературы

Воспитание патриотизма старших дошкольников средствами музыкального фольклора

Формирование экологической культуры дошкольников средствами театральной деятельности

Формирование личности младшего школьника средствами народных традиций

Похожие статьи

Развитие технического творчества у старших дошкольников средствами конструктивной деятельности

Развитие эмоционального интеллекта дошкольника средствами музыки

Развитие памяти старших дошкольников средствами сказкотерапии

Развитие образности речи дошкольников средствами художественной литературы и фольклора

Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования

Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста

Формирование нравственных представлений детей младшего дошкольного возраста средствами художественной литературы

Воспитание патриотизма старших дошкольников средствами музыкального фольклора

Формирование экологической культуры дошкольников средствами театральной деятельности

Формирование личности младшего школьника средствами народных традиций

Задать вопрос