Формирование знаний детей в процессе ознакомления с природой | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №39 (277) сентябрь 2019 г.

Дата публикации: 26.09.2019

Статья просмотрена: 297 раз

Библиографическое описание:

Борисова, Е. А. Формирование знаний детей в процессе ознакомления с природой / Е. А. Борисова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 39 (277). — С. 229-230. — URL: https://moluch.ru/archive/277/62580/ (дата обращения: 16.11.2024).



Природа является одним из важнейших факторов образования и воспитания детей. Великий русский педагог К. Д. Ушинский призывал расширять познание природы ребёнком и общение с ней.

В воспитании детей дошкольного возраста широко используется богатый опыт изучения природы. Представления о природных объектах строятся на взаимосвязи научных связей и непосредственного восприятия дошкольниками природы. Изучение природы раскрывает для детей элементарные естественно-научные основы природных явлений, понимание их сути, что очень важно для закладки базы правильного мировоззрения.

Для достижения этой цели решается ряд задач в области обучения, воспитания и развития ребёнка:

− формирование основ и начального опыта природосообразного поведения ребёнка;

− развитие умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;

− формирование эмоционально-положительного, ответственного отношения к окружающему миру;

− развитие способности анализировать сезонные изменения в жизни окружающей природы;

− развитие различных видов детской деятельности (игровой, трудовой, познавательной, речевой).

Дошкольники должны уметь правильно называть явления, их свойства и подмечать, как и от чего они изменяются, выяснять причины изменений. Очень важно, чтобы дети получали эти сведения не только со слов педагога, но и путём непосредственного соприкосновения с предметами, явлениями.

О том, как даются дошкольникам первоначальные представления об окружающем мире в детском саду, можно судить по проводимой работе воспитателей детского сада. Во всех темах программы есть материал, который раскрывает красоту природы, дети получают знания о живом и неживом мире. Обычно занятия проводятся в «Зимнем саду» детского сада, где собран богатый материал — фотографии, плакаты, гербарий, муляжи овощей, фруктов, грибов, репродукции картин художников, альбомы, энциклопедии. Изучение программного материала в «Зимнем саду» позволяет использовать трудовой опыт, который лучше всяких слов убеждает дошкольников, в том, что мир природы существует независимо от нас. Тот, кто собственным трудом воздействует на природу, вряд ли усомнится в её объективном существовании.

За несколько дней до изучения определённой темы воспитатель даёт детям задание попросить родных рассказать интересный случай, например, по теме «Лес», найти красивую картинку, нарисовать рисунок. Воспитатель читает детям рассказы, стихотворения, при чтении побуждает к обсуждению произведений.

В группе оформляется уголок из рисунков по пройденной теме, организуются экскурсии в берёзовую рощу, на луг, к реке. Перед экскурсиями даются задания: собрать гербарий, сделать зарисовки, составить короткий рассказ, например, о насекомых. Во время экскурсии проводится беседа, которая помогает детям развивать самостоятельную поисковую деятельность. В процессе беседы всё время возникают противоречия, которые двигают мысль детей вперёд, побуждают их снова возвращаться к наблюдению, задавать вопросы. Педагог внимательно выслушивает рассуждения детей, поощряет попытки самостоятельно выбраться из возникших недоумений. Благодаря таким беседам, углубляются знания, развивается ищущая мысль ребёнка, растёт убеждённость в огромной силе знаний, стремление к постоянному движению вперёд.

Активным помощником в ознакомлении детей с природой является театральная студия. Цикл мини-спектаклей соответствует содержанию программы по ознакомлению с окружающим. Например, спектакль «Приметы осени» показывают на завершающем занятии «Летние и осенние явления в природе».

Все знают героя сказки Владимира Ивановича Даля — Старика-Годовика. Его и сделали ведущим некоторых спектаклей для дошкольников.

В спектакле «Приметы осени» Старик-Годовик выпускает три «осенних птицы»: Сентябрь, Октябрь и Ноябрь.

Если встанешь на заре — травы в белом серебре,

Если выйдешь поутру — галки стынут на ветру,

Разгуляется денек — в полдень сядешь на пенек,

Смотришь: на припеке прыгают сороки.

Так Старик-Годовик начинает спектакль «Приметы осени».

Старик-Годовик. Ну и обманщик ты, Сентябрь! Даришь последние теплые дни, а цветы думают, что снова лето вернулось. Обращается к цветущему одуванчику: Одуванчик, ты что делаешь? Разве не видишь, сентябрь пришел!

Одуванчик. Ну и что?

Старик-Годовик. Зачем же ты расцветать собрался? Цветы твои золотые цветы заморозком прихватит... Семена твои летучие дождем прибьет!

Одуванчик. Не беда! Управлюсь!

Старик-Годовик. Как же ты управишься?

Одуванчик. А я расцвету быстренько и отцвету, быстренько. И семена по ветру тоже развею быстренько! Я такой, что всё делаю быстро!

Сентябрь. Не один ты такой. Многие деревья, кустарники, травы рассеивают свои плоды и семена в сентябре. А я им, как могу, помогаю. Ветром подую — полетят семена — пропеллеры. Дождиком полью — поплывут семена-кораблики. А бывает, зацепятся семена-колючки за шерсть зверей, за лапы птиц, за одежду. Старик-Годовик, ты посмотри, посмотри на себя!

Старик-Годовик. Надо же! Ты смотри, как пристали! Даже нитки из ткани выдирают! И на подошвы налипли. Вот хитрецы!

Сентябрь. А многие плоды и семена еще ждут своей очереди. Вот рябина, например. Она сейчас только начинает по-настоящему соком наливаться.

Старик-Годовик. Слышал, слышал, Сентябрь, что про тебя народ говорит: в сентябре созревает одна ягодка, да и то горькая — рябина.

Сентябрь. Это совсем неверно! Посмотри, сколько лесных даров приготовил я всем: плоды боярышника и облепихи, калины и шиповника. За мои подарки скажут спасибо не только звери и птицы, но и люди!

Размеры статьи не позволяют более полно показать содержание спектакля «Приметы осени». Но и этот небольшой отрывок дает представление о возможностях работы с материалом. В диалогах Старика-Годовика и Сентября показываются характерные явления природы начала осени. Пока ведётся беседа, на магнитной доске зрители видят картинки с изображением цветущего одуванчика, семена различных растений, гроздья рябины, боярышника, ягоды облепихи, шиповника. Старик-Годовик отцепляет от своей одежды репейник. Именно такой материал даёт возможность провести сравнение с типичными плодами и семенами, созревающими в сентябре в нашей местности. По такому же принципу строятся и фрагменты, знакомящие с Октябрем и Ноябрем.

Хорошо организованное общение с природой обогащает и углубляет чувство красоты дошкольников, у них развивается самооценка своих действий и поступков в природе, что очень важно для осознания нравственных норм поведения, воспитания чувства ответственности и долга по отношению к окружающей среде.

Литература:

  1. Сухомлинский В. А. «Сердце отдаю детям», Киев, 1973г.
  2. Первин И. Б. «Коллективная познавательная деятельность и воспитание дошкольников», М.2012г.
  3. Т. Т. Кобзева «Организация деятельности детей на прогулке», «Учитель», 2013г.
Основные термины (генерируются автоматически): сентябрь, детский сад, воспитание детей, окружающий мир, природа, ребенок, семя, цветущий одуванчик, явление.


Похожие статьи

Формирование личности ребёнка в процессе ознакомления с искусством

Формирование представлений у дошкольников о себе с использованием метода проекта

Воспитание нравственности у дошкольников через ознакомление с семейными традициями

Роль интеллектуального развития в подготовке детей к обучению в школе

Игра-экспериментирование с природным материалом, как средство развития восприятия у детей раннего возраста

Формирование компетенций учащихся через конструирование задач

Современные подходы к ознакомлению детей дошкольного возраста с социальной действительностью

Использование электронных технологий в процессе развития интереса к познанию у детей с ограниченными возможностями здоровья

Применение современных образовательных технологий в работе с детьми

Роль детского сада в процессе социализации личности

Похожие статьи

Формирование личности ребёнка в процессе ознакомления с искусством

Формирование представлений у дошкольников о себе с использованием метода проекта

Воспитание нравственности у дошкольников через ознакомление с семейными традициями

Роль интеллектуального развития в подготовке детей к обучению в школе

Игра-экспериментирование с природным материалом, как средство развития восприятия у детей раннего возраста

Формирование компетенций учащихся через конструирование задач

Современные подходы к ознакомлению детей дошкольного возраста с социальной действительностью

Использование электронных технологий в процессе развития интереса к познанию у детей с ограниченными возможностями здоровья

Применение современных образовательных технологий в работе с детьми

Роль детского сада в процессе социализации личности

Задать вопрос