В настоящее время наибольшее значение придаётся воспитанию подрастающего поколения. В современной России особое внимание уделяется патриотическому воспитанию, привитию гордости и уважению к собственной стране. Программа Правительства РФ «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы» подразумевает целенаправленную и системную деятельность органов государственной власти, семьи и институтов гражданского общества по формированию у граждан высоких патриотических ценностей и сознания, гордости за свою родину, проявления уважения к истории своей страны, развития чувства долга и ответственности перед своим Отечеством.
Определений понятия «патриотизм» существует большое количество, поэтому рассмотрим некоторые из них. Раскрывается значение понятия «патриотизм» как «преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу» в словаре С. И. Ожегова (Ожегов, 2014).
Лушников И. Д. считает, что в отечественной духовной культуре патриотизм понимается исключительно как любовь к Родине. Он же говорит о том, что на первое место в понятие патриотизм должно входить не психологическое чувство любви, а нравственное отношение к Родине, ответственность за нее, переживание за ее судьбу как результат воспитания. Следуя приоритетам, по его мнению, патриотизм — «это преданность Отечеству, основанная на осознанной ответственности за судьбу страны, на любви к своему народу и воплощаемая в личной практической деятельности на благо Родины» (Лушников, 2014).
Но, пожалуй, в самом обобщённом виде патриотизм это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность к его защите, вплоть до самопожертвования, а патриот — человек, любящий свою Родину.
Патриотизм — часть целостного процесса воспитания. И если воспитание рассматривается в методологии, как система, то патриотическое воспитание — неотъемлемая ее подсистема, имеющая особую цель, свою структуру, совокупность внутренних связей, механизм развития (Лушников, 2014).
Патриотическое воспитание в современной школе — это процесс воздействия на обучающихся с целью осознанного восприятия ими исторических знаний о лучших традициях российского народа, героической борьбе, подвигах, талантах, нравственных качествах сынов Отечества, любви к гербу, флагу, гимну страны.
В первую очередь любовь к Родине прививается учителем на уроках истории, при изучении истории собственной страны и стран, находящихся на нашей планете.
Воспитание настоящего патриота является одной из задач современного образования. Задача учителя привить любовь к своей родине и уважение к другим народам и нациям при изучении истории. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» предусматривает применение при изучении школьного курса истории, отбор учебного материала, исходя из базовых национальных ценностей. В процессе реализации данной концепции содержание исторического школьного образования в интеграции с внеклассной воспитательной работой способствует расширению знаний истории своего края, нашей страны, формирует чувство сопричастности к событиям прошлого, гордость за свою Родину.
Школьный предмет «история» помогает пережить исторические события прошлого, окунуться в период того или иного времени, как бы поучаствовать в происходящих событиях и почувствовать атмосферу определенного периода. История дает представление о прошлом нашей страны, сопричастность к судьбе Отечества. Уроки истории помогают раскрыть подвиги героев страны, представляют исторические личности со всех их сторон, демонстрируют успехи и представляют нам неудачи и ошибки, которые мы осмысливаем вместе с учениками. В интеграции с внеурочной работой по предмету и целенаправленной воспитательной работой классного руководителя при изучении истории у обучающихся проявляются чувства сопереживания к участникам исторического процесса, чувства благодарности за стойкость и мужество патриотов Родины, идёт процесс мотивации на принятия чувства долга перед Отчеством, готовность встать на его защиту в любую минуту.
История даёт нам представление о прошлом и настоящем, выявляет причинно-следственные связи, помогает установить историческую оценку поступкам и действиям людей. Она формирует осознание принадлежности к историческому процессу в целом, демонстрирует нам, что мы являемся частью истории, ее творцами, которые должны ответственно подойти к вершению судьбы страны и быть в ответе за свои поступки.
Конечно, на ярких исторических примерах и строится отношение учащегося к Родине, развиваются и воспитываются его патриотические чувства к Отечеству. Нельзя не сопереживать и не гордиться теми людьми, которые сражались за нашу Родину в периоды нападений на нашу страну врагов. Нельзя не гордиться отечественными учеными, писателями, поэтами, художниками, которые приносили вклад в науку и искусство нашей страны не смотря ни на что. Великие полководцы и защитники нашей страны, являющиеся эталоном патриота.
Изучение истории играет огромную роль в воспитании патриотизма. Для формирования патриотических качеств личности в процессе изучения истории необходимо обратиться к внеурочным мероприятиям. При изучении истории могут быть использованы такие приемы и методы, как разработка проектов, исторических квестов, организация викторин и конкурсов, посвященных памятным датам, посещение музеев воинской славы, проведение мероприятий, посвященных дням воинской славы. Поэтому для привития патриотических чувств и качеств личности ребенка необходимо использовать не только урочную форму, но и внеурочную для того, чтобы одновременно были задействованы когнитивная, аффектная и поведенческие сферы личности воспитуемого.
Патриотическое воспитание является важной частью воспитательного процесса в основной школе, в ходе которого необходимо повысить уровень сознания подрастающего поколения перед Отечеством, привить чувства долга и ответственности перед своим народом, научить уважать историю своей страны, ее законы и граждан. Это возможно при интеграции учебной программы и внеклассных мероприятий, нацеленных на повышения уровня заинтересованности обучающихся к изучению истории Родины.
Для того чтобы это подтвердить, нами было проведено эмпирическое исследование в 7–9 классах основной школы в течение двух лет. На констатирующем этапе уровень патриотического воспитания, который замерялся с помощью специальных воспитательных методик, был примерно одинаковым в контрольном и экспериментальном классах. В ходе формирующего этапа исследования в экспериментальном классе были реализованы все ранее описанные подходы: интеграция основной программы по предмету «история» с внеурочной работой и воспитательной деятельностью классного руководителя по патриотическому воспитанию, апробация современных интерактивных форм воспитания, где учащиеся становились субъектами деятельности (проекты, квесты, целенаправленное посещение музеев, патриотические акции). На завершающем этапе исследования через два года были сделаны замеры по тем же методикам, которые показали, что у обучающихся экспериментального класса изменились многие индикаторы патриотического воспитания на несколько порядков выше, это отношение к величайшим ценностям Отечества, готовность глубже изучать историю Родины, действовать в её интересах. Изменились также патриотические чувства и переживания, которые выражались обучающимися в подготовленных ими сочинениях-эссе «За что я люблю свою Родину?», «Что мне даёт история для моего личностного развития?»
Таким образом, это свидетельствует, что выбранное нами направление патриотического воспитания при изучении истории в основной школе имеет высокую эффективность.
Литература:
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы» http://government.ru/media/files/8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErrx2dE4q0ws.pdf
- Лушников, И.Д.,Системная методика изучения патриотического воспитания: методические рекомендации / И. Д. Лушников — Вологда: ВИРО, 2014. — 64 с. (Серия «Современное патриотическое воспитание учащихся общеобразовательной школы на ценностной основе»; вып.1).
- Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов. — М.: Мир и образование, 2014. — 1376 с.