Цель:
- Повысить уровень знаний и обогатить опыт родителей и ребенка о закаливании организма средствами физической культуры.
- Формировать представление о здоровье, его ценности, полезных привычках, укрепляющих здоровье.
- Формировать у ребенка мотивацию проводить досуг с пользой для здоровья, формировать потребность к самостоятельным занятиям физической культурой.
Задачи:
Для ребенка:
- Развитие осознанного интереса у детей к оздоровительным технологиям, стремление научиться ими пользоваться в дальнейшей жизни;
- поэтапное овладение детьми (по принципу нарастающего интереса) основам «правильного» дыхания;
- овладение навыками согласовывать дыхание с выполнением упражнений, тем самым активизируя иммунные силы организма;
- создание благоприятных условий для формирования здоровой и физически развитой личности.
Для педагога:
- Установить партнерские отношения с семьей воспитанников, объединить усилия для развития и воспитания детей в вопросах ЗОЖ
- Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки.
- Активизировать и обогатить воспитательные умения родителей.
Для родителей:
- Дать представление родителям о значимости дыхательной гимнастики.
- Способствовать созданию активной позиции родителей в совместной деятельности с детьми.
- Заинтересовать родителей и привлечь их к проведению совместного полезного досуга с ребенком.
Характеристика проекта:
По доминирующей в проекте деятельности: информационно-практико-ориентированный, физкультурный.
По содержанию: познавательно — обучающий — тренирующий-закаливающий.
По числу участников проекта: групповой
По времени проведения: средней продолжительности (с 01.10.2018 по 30.04. 2019–7 месяцев)
По характеру контактов: ребенок и семья, в рамках ДОУ.
По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.
Участники проекта: воспитанники подготовительной группы № 6 и их родители, инструктор по физической культуре Кукина Анна Сергеевна, воспитатель группы Петрушкина Наталья Александровна.
Для обеспечения эффективности и целостности организации проекта были выдвинуты ряд важнейших принципиальных требований.
Основные педагогические принципы:
- Принцип культуросообразности — формирование здорового образа жизни должно основываться на ценностях и традициях национальной культуры, строиться в соответствии с ценностями и нормами, присущими в данных семьях.
- Принцип гуманистической ориентации — ребенок главная ценность, осознание ребенком социальной защищенности, уважительное отношение к нему.
- Принцип опоры на эмоционально чувственную сферу ребенка — требует создания условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые усиливают внимание ребенка на действиях и поступках.
- Принцип дифференциации — создание благоприятной среды для развития интереса к физической культуре.
Методы:
- Наглядная пропаганда — сочетание различных видов наглядности (картинки, видеофильмы и т. д.).
- Консультирование родителей специалистами ДОУ (воспитатель, инструктор по физической культуре, мед.сестра).
- Организация занятий по дыхательной гимнастике.
Предполагаемый результат проекта:
Для ребенка:
1) у ребенка сформированы основы закаливания организма по средствам дыхательной гимнастики.
Для родителей:
- Изменился взгляд родителей на дыхательную гимнастику. Возрос интерес и желание родителей к совместным занятиям по дыхательной гимнастике со своими детьми.
Для педагога:
1) Установлены партнерские отношения с семьей воспитанника
2) Создана атмосфера взаимопонимания, направленная на развитие и укрепление здоровья ребенка.
Проблема проекта.
Поверхностный интерес родителей и детей к дыхательной гимнастике и закаливанию в целом.
Обоснование проблемы:
– неосведомленность родителей о важности дыхания.
– Недостаточность знаний родителей и детей о средствах закаливания детского организма и, в частности, о дыхательной гимнастике. Не заинтересованность родителей в проведении закаливающих процедур.
– нежелание родителей организовывать совместную полезную деятельность с детьми.
Актуальность
В федеральном государственном общеобразовательном стандарте одно из Требований к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования включает создание образовательной среды, которая в первую очередь гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей.
Проблема воспитания здорового ребенка, стоящая перед инструктором по физической культуре и воспитателем, была и остается наиболее актуальной, и в связи с этим возникает необходимость поисков эффективных путей укрепления здоровья ребёнка, коррекции недостатков физического развития, профилактики заболеваний и увеличения двигательной активности.
Наряду с общепринятыми мероприятиями, эффективной профилактикой снижения заболеваемости эпизодично болеющих детей, является дыхательная гимнастика. Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма. Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой. Кроме того, правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, избавляет человека от многих болезней, улучшает пищеварение (прежде чем пища будет переварена и усвоена, она должна поглотить кислород из крови и окислиться). Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью. Дыхательная гимнастика развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка, укрепляет защитные силы организма и имеет ряд преимуществ. Она основана на носовом дыхании. Не случайно поэтому, йоги предупреждают: если дети не будут дышать через нос, то не получат достаточно умственного развития, т. к. носовое дыхание стимулирует нервные окончания всех органов, находящиеся в носоглотке. Выполнение дыхательной гимнастики заметно помогает выдерживать режим дня дошкольнику, справляться с перегрузками и утомлением, не болеть, избавиться от фарингитов, ларингитов.
Внедрение в деятельность ДОУ здоровьесберегающих технологий позволяет использовать дыхательную гимнастику как мощный фактор оздоровления детей и снижения заболеваемости в группе.
Планирование работы над проектом:
1-й этап: подготовительный — сбор информации, материала.
2-й этап: организационный — разработка плана проведения занятий и консультаций.
3-й этап: формирующий — проведение мероприятий согласно плану с детьми и их родителями.
4-й этап: итоговый (анализ полученных результатов, обобщение опыта).
Беседы:
– Общение: «Как мы дышим»
– «Что такое правильное дыхание»»
Практические занятия
– Организованные занятия по дыхательной гимнастике
– Групповые досуговые занятия по дыхательной гимнастике
– Индивидуальные тренировочные занятия.
– Чтение художественной литературы:
Е. Аксельрод стихи: «Наш нос», «Про нос»
Е.Алленова «Дыхание»
Просмотр фильмов и мультфильмов:
«Как мы дышим», «Дыхание» «Азбука здоровья»
В работе с родителями:
– Индивидуальные и групповые беседы о дыхательной гимнастике
– Наглядность в виде информационных файлов «Как научиться правильно дышать», «Что такое дыхательная гимнастика», «Веселая дыхательная гимнастика» и д. р.;
– Консультации:
- Средства закаливания организма ребенка дошкольного возраста
- Как организовать занятия по дыхательной гимнастике в домашних условиях
- Дыхательная гимнастика — необходимое средство закаливания
– Проведение мастер-класса «Игры для дыхательной гимнастики своими руками»
Работа по совместной деятельности родителей и детей:
– Досуг «Доктор Пилюлькин»
– Индивидуальные практические занятия с семьей
Итоги проекта:
Этот проект позволил:
- Сравнить эффективность различных форм работы с детьми.
- Оценить качество педагогической работы по формированию основ ЗОЖ у ребенка и родителей.
- Сделать качественный анализ текущих, конечных результатов реализации проекта.
Литература:
- Щетин М. Н. «Дыхательная гимнастика» г.Москва 2002 г.
- Никитина А. К., Лосева В. Н., «Дыхательная гимнастика по методу Бутейко для дошкольников Москва 2003 г.
- Л.Смирнова «1000+1 совет о дыхании», Москва 2006 г.
- Л.Орлова «Большая энциклопедия дыхательных гимнастик» Москва 2007 г.
- Е. И. Подольская «Формы оздоровления детей 4–7 лет: кинезиологическая и дыхательная гимнастика» Волгоград 2009 г.