В данной статье рассматриваются вопросы технологии продуктивного чтения, ее использование на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО.
Ключевые слова: современные образовательные технологии, информационно-коммуникационные технологии, литературное чтение, интерактивное обучение, ИКТ, синквейн.
В настоящее время современные образовательные технологии используются в преподавании всех без исключения учебных предметов начальной школы. Однако использование таких технологий в ходе преподавания каждого конкретного предмета имеет свою специфику, определяемую исходя из целей и задач учебного предмета, тематики урока, уровня подготовки младших школьников. Рассмотрим особенности применения некоторых современных образовательных технологий на уроках литературного чтения в начальных классах.
Учитель в обучении литературному чтению чаще всего использует такие современные образовательные технологии, как проблемное обучение, технология развития критического мышления, метод проектов, интерактивные методы обучения, элементы игровых технологий, информационно-коммуникационные технологии.
Е. Н. Ильин в своих трудах отмечал: «Нужно создать условия, при которых не читать или тем более читать невнимательно невозможно, т. е. так поставить вопрос, чтобы поиски ответа на него требовали напряжения мысли, вдумчивого отношения к прочтению текста» [1, c.231]. Уметь ставить вопросы и искать пути их решения — основа проблемного обучения. Именно проблемное обучение способствует активизации познавательной деятельности обучающихся, а также формированию их способности к самообучению, к творческой деятельности.
На уроках литературного чтения может быть использована технология развития критического мышления. С целью развития критического мышления применяются следующие приемы: прием «Кластер», таблица, учебно-мозговой штурм, интеллектуальная разминка, зигзаг, зигзаг-2, прием
«Инсерт», эссе прием «Корзина идей», прием «Составление синквейнов», метод контрольных вопросов, прием «Знаю../Хочу узнать…/Узнал…», ролевой проект, прием «Чтение с остановками», прием «Перепутанные логические цепочки» и другие. Большое распространение получил прием, основанный на составлении синквейнов. Синквейн — пятистрочная стихотворная форма, которая возникла в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. Форму синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси. Она опиралась на знакомство с японскими силлабическими миниатюрами хокку и танка. Пишется это стихотворение оно по определенным правилам:
Первая строчка стихотворения — это его тема. Представлена она всего одним словом, главным и ключевым. Это существительные.
Вторая строка уже состоит из двух слов, которые раскрывают основную тему, описывающих ее. Это должны быть прилагательные.
В третьей строчке, посредством использования глаголов описываются действия, относящиеся к слову, являющемуся темой синквейна. В третьей строке три слова.
Четвертая строка — это уже не набор слов, а целая фраза, при помощи которой составляется высказывание к теме. В данном случае это может быть как предложение, составленное учеником самостоятельно, так и крылатое выражение, пословица, поговорка.
Пятая строчка — всего одно слово, которое представляет собой вывод [3].
Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс в условиях постоянного, активного взаимодействия базируется на сотрудничестве, взаимообучении: учитель — обучающийся, учитель — класс, обучающийся — класс, обучающийся — обучающийся, группа — группа. При этом учитель и ученик — равноправные, равнозначные субъекты обучения. На уроках литературного чтения в начальной школе применяются разнообразные методы интерактивного обучения: ролевая игра, работа в группах, «мозговой штурм», дискуссия, дебаты, проекты, словесные ассоциации, воспроизведение информации, поиск соотношений, технология «Ключевой момент» и другие. Пример использования метода «словесные ассоциации» и работа в группах на уроках литературного чтения [2].
Использование ИКТ на уроках в начальной школе — важное условие современного образования. На уроках литературного чтения используются презентации, которые помогают обучающимся образно представить изучаемое произведение любого жанра. Для того чтобы проверить осознанность чтения применяются различные тестовые оболочки и система электронного голосования. При разработке урока с использованием ИКТ следует уделять особое внимание здоровью обучающихся. Такой урок должен включать в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий [4].
Таким образом, применение современных образовательных технологий на уроках литературного чтения имеет ряд специфических особенностей и преимуществ. Уроки литературного чтения с использованием современных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал обучающихся, но и позволяют решать две основные проблемы, связанные с чтением: формирование читательской самостоятельности и поддержание читательского интереса.
Литература:
- Кудряшев, Н. И. Вопросы методики преподавания литературы / Н. И. Кудряшев. — М.: Просвещение, 2001. — 324 с.
- Майорова, Т. Н. Интерактивное обучение младших школьников литературному чтению / Т. Н. Майорова // Начальная школа. — 2016. — № 4. — С.34–36.
- Матюшкин, М. А. Мышление, обучение, творчество / М. А. Матюшкин. — М.: Просвещение, 2009. — 132 с.
- Олешков, М. Ю. Современные образовательные технологии: учебное пособие / М. Ю. Олешков. — Нижний Тагил: НТГСПА, 2011. — 144 с.