Туризм (фр. tourisme от — tour — прогулка, поездка) — путешествия по своей стране или в другие страны, сочетающие отдых с элементами спорта и познавательными задачами (Словарь иностранных слов. — М., 1989). Дошкольный туризм решает не только воспитательно-образовательные задачи, но и оздоровительные задачи, совершенствует двигательные способности детей, способствует освоению ими простейших туристских умений и навыков. Уже давно известно, что ничто так не сплачивает семью, и не помогает достичь взаимопонимания между всеми членами семьи, как совместный поход. Поход — это активный способ передвижения туристов по обозначенному маршруту (пешком, на лыжах, велосипедах и т. д.). В походе сочетаются выполнение образовательных задач с организацией условий походной жизни. Туристская прогулка включает в себя форму организации туристской деятельности, предполагающее кратковременное пребывание туристов в природных условиях и овладение частичными навыками туризма. [1]
Важной задачей воспитания подрастающего поколения состоит в чувстве патриотизма, сформировании в детях, родителях потребность в здоровом образе жизни как показателе общечеловеческой культуры; приобщение детей и взрослых к традициям большого спорта спортивного туризма; формировании представления о том, что полезно и что вредно для организма. Большие потенциальные возможности для детей, их патриотического воспитания заложены в туристско-краеведческих походах. Она позволяет дошколятам, совершать тематические прогулки и экскурсии, познакомиться со своей культурой родного края, изучить свою страну, начиная с «малой Родины города Чебоксары», познать патриотические, трудовые, духовно-нравственные традиции чувашского народа. Дети старшего дошкольного возраста 6–7 лет отличаются довольно высокой степенью самостоятельности и организованности, что является непременным условием организации более продолжительной и сложной по содержанию и методике проведения двигательной деятельности в природных условиях. Речь идет о детском туризме, который решает не только воспитательно-образовательные, но и оздоровительные задачи, совершенствует двигательные способности детей, способствует освоению ими туристских умений и навыков. [1] Туризм в детском саду — это обучение жизни для маленьких воспитанников, школа мужества и патриотизма, ведь каждый поход требует новых знаний и умений как от педагогов, так и от дошкольников. Наш детский сад практикующий на протяжении нескольких лет подобную форму работы с детьми, отмечает, что детский туризм зарекомендовал себя, как эффективная форма активного отдыха, которая позволяет при минимальных затратах времени и усилий, увеличивает резервы здоровья; восстанавливая силы, работоспособность, расширить кругозор общения, функциональные возможности детского организма, обогащает двигательный опыт дошколят, пополняя объем знаний в области туризма, краеведения и культуры родного города.
В МБДОУ «Детский сад № 184 «Калейдоскоп» с детьми дошкольного возраста ведется работа по формированию начальных представлений и азы знаний в области туризме. Совмещение туризма, краеведения и культуры родного края позволяет воспитанникам дошкольного возраста сделать первые самостоятельные шаги в туристской деятельности, в изучении своего города. Работа с детьми дошкольного возраста обладает рядом особенностей, отличающих её от других программ по туризму для детей старшего возраста, а именно: системой взаимосвязанных прогулок-походов, а также физкультурных и познавательных занятий, объединённых сюжетной линией, подробно раскрывающих содержание программы; наличием рационального сочетания двигательной, игровой и познавательной деятельности; содержание физкультурных занятий с туристской направленностью с задачами типовой программы воспитания и обучения в дошкольном учреждении.
Работа предусматривает применение традиционных методов физического воспитания: игрового, соревновательного, строго регламентированного упражнения. Ведущим является игровой метод. [2] Методы и формы работы с детьми, представленные в данной статье, могут быть полезны педагогам дошкольного образования, педагогам школ, педагогам дополнительного образования, педагогам-организаторам в дальнейшей профессиональной деятельности. Занятия туризмом (при условии их систематичности) компенсирует так называемый двигательный дефицит движений. Пешеходные прогулки и экскурсии за пределы детского учреждения представляют собой простейший вид детского туризма. Они содействуют укреплению здоровья, физическому развитию детей, воспитанию эстетических чувств, совершенствованию двигательных навыков и физических качеств. [1] В дошкольном учреждении «Детский сад № 184 «Калейдоскоп» юных туристов города Чебоксары организована работа по туристско-краеведческой направленности с детьми, родителями и педагогами. В МБДОУ «Детский сад № 184 «Калейдоскоп», организована секция «Юные туристята» для детей дошкольного возраста. Занимаются в этой секции ребятишки 4–7 лет. В процессе освоения основ туризма они расширяют кругозор, учатся бережному отношению к природе, получают и закрепляют навыки здорового образа жизни и о культурном наследии Чувашского народа. Секция существует не долго, но результаты уже радуют родителей и педагогов детского сада. Работа по организации детского туризма складывается из нескольких направлений: работа с детьми, родителями, педагогами, сотрудниками дошкольных образовательных учреждений и с социумом ЮНИТЭКС. Работа с детьми дошкольного возраста по туристско-краеведческой направленности рассчитана на продолжительный срок обучения. Основной целью работы является формирование у детей дошкольного возраста начальных представлений, знаний о туризме, осознанного правильного отношения к природе через развитие познавательной активности в изучении родного края. При этом дети получают знания и представления о туризме, элементах ориентирования, знакомятся с флорой, фауной, традициями, известными людьми Чувашии, орнамента и т. д.
Особенностью организации учебного процесса по туризму и краеведению является разносторонние формы ее реализации. Принципиальные изменения форм организации занятия заключается в том, что занятие по возможности, переноситься в ту среду, которая изучается (парк, лес, водоем, участок детского сада, музей, улица, дом, место отдыха и т. д.). Как можно больше экскурсий, целевых прогулок, тематических игр и праздников на воздухе, для расширения образовательного пространства. В ходе воспитательной работы происходит изучение систем правил поведения и жизнедеятельности детей. Для этого используются следующие формы занятий: групповые, индивидуальные, комбинированные, экскурсии, прогулки, подвижные игры, тематические игры с элементами туристской техники, игры по ориентированию, соревнования-эстафеты.
Проверить, насколько успешно малыши освоили туристские навыки, педагогам помогают захватывающие игры-соревнования. Воспитанники с удовольствием выполняют предложенные задания: собирают рюкзак в поход, складывая только самые необходимые вещи, вяжут простые туристские узлы, распознают на картинках растения и животных, которые характерны для родного края. Бурю эмоций вызывает эстафета «Туристская полоса препятствий»: под крики болельщиков малыши перебираются по импровизированному мостику, прыгают по «кочкам», с помощью веревки перелетают над воображаемой рекой, пролезают через «лесные дебри».
В своей работе с детьми педагоги стараются как можно больше находиться на свежем воздухе. Через экскурсии в лес, прогулки, занятия на свежем воздухе, развлечения дети получают необходимый опыт, учатся исследовать и наблюдать за природными явлениями, заботиться о своем здоровье. Туристская прогулка в лес, на луг, к реке, к озеру — это всегда положительные эмоции, радостное общение, возможность оценивать свои силы и способности в преодолении новых препятствий. Однако, ценность дошкольного туризма не ограничивается вопросами оздоровления и физического развития. Коллективные прогулки способствуют формированию детского коллектива, в котором все связаны одной целью, где ребенок чувствует свою причастность к общему делу, видит, какую пользу он приносит. Прогулки воспитывают у детей важнейшие нравственные качества, развивают организованность, отзывчивость, щедрость, доброжелательность. Таким образом, туризм является прекрасным средством всестороннего развития личности ребенка. [4]
Туризм является прекрасным средством активного отдыха. Он способствует развитию у детей умению интересно и содержательно организовывать свой досуг. Положительные эмоции, которые испытывает ребенок в процессе занятий туризмом формирует стойкую потребность ведения здорового образа жизни. [5]
Продуманная интересно организованная двигательная деятельность детей в природных условиях развивает у воспитанников интерес к занятиям туризмом и физической культурой, повышает мотивацию на здоровый образ жизни.
Станут ли дети в будущем туристами, пока неизвестно. Но в любом случае, ценные знания и навыки, полученные в дошкольном учреждении, в жизни им обязательно пригодятся.
Литература:
- Бочарова Н. И. Туристские прогулки в детском саду: пособие для практ. работников дошк. образоват. Учреждений [Текст] / Н. И. Бочарова//Развитие и воспитание дошкольника.-М.: Аркти, 2004.-115с.
- Завьялова Т. П. Туризм в детском саду: новые возможности, новые решения [Текст] / Т. П. Завьялова//Учеб.-метод. Пособие / Тюмен. гос. ун-т.-Тюмень, 2006.-263с.
- Алямовская В. Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / В. Г. Алямовская// Москва: Педагогический университет «Первое сентября».-2005г.
- Степанкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка [Текст] /Э. Я. Степанкова // Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений.- 2-е изд.. испр.- М.: Издательский центр «Академия», 2006.-368с.
- Бочарова Н. И. Туристические прогулки в детском саду [Текст] / Н. И. Бочарова//Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений.- М.: АРКТИ, 2004. — 116с.
- Кенеман А. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студентов [Текст] / А. В. Кенеман, Д. В. Хухлаева — 3-е изд. — М.: Просвещение, 1985.-271 с.