Данная статья посвящена формированию и развитию креативных способностей личности посредством ТРИЗ-технологии. Автор раскрывает сущность таких понятий, как «креативность», «педагогическая технология», «ТРИЗ-технология», «ТРИЗ-педагогика».
Ключевые слова: креативность, творчество, ТРИЗ-технология, ТРИЗ-педагогика.
Современные социально-экономические условия выдвигают новые требования к системе образования. Изменения, происходящие в жизни современного общества, требуют от человека качеств, позволяющих ему творчески и продуктивно реагировать на них, для чего необходимо быть готовым к внутренним изменениям, активизации творческого потенциала. Практически во всех областях требуются специалисты, умеющие не просто действовать по шаблону, а те, которые могут выдвигать новые нестандартные идеи, пути решения различных проблем и т. п. В связи с этим возникает необходимость формирования у будущих членов нашего общества творческих качеств личности или, употребляя современную терминологию, креативности. И эта проблема возникает на всех этапах образования, пока идёт формирование личности.
Развитие креативного мышления очень полезно в жизни, оно позволяет думать широко, открыто и достигать отличных результатов в решении жизненных задач, вопросов и выборов. Креативные люди всегда находят выход из любой ситуации, они сейчас очень востребованы рынком труда, они свободны в своем творчестве и в своей профессии.
Поэтому так важно начинать обучение в самом начала пути личности — с детства. Необходимо научить ребёнка придумывать, исследовать, помочь ему почувствовать радость от самостоятельно сделанных открытий. Это будет способствовать (наряду с другими моментами: развитием связной речи, словесно-логического мышления и т. п.) формированию полноценной личности и будущего полезного члена социума.
Федеральный государственный образовательный стандарт обращает наше внимание на то, что в настоящее время в системе образования должны доминировать методы, которые обеспечивают становление самостоятельной творческой учебной деятельности обучающегося и нацелены на решение жизненных задач [1]. Именно поэтому встаёт проблема поиска современных новых методов и технологий, направленных на удовлетворение этих требований образовательного стандарта.
Анализ литературы. На протяжении многих лет такие учёные внесли большой вклад в изучение креативности. Это и В. Н. Дружинин, С. Л. Рубинштейн, Е. Л. Солдатова, а также Дж. П. Гилфорд, Е. П. Торренс, А.Маслоу и многие другие. О сознательном формировании и управлении творческой деятельности посвящены работы Г. С. Альтшуллера, М. М. Зиновкиной и другие. В отечественной психологии большое внимание уделяется раскрытию сущности креативности, выяснению механизмов творческой деятельности и природы творческих способностей (Д. Б. Богоявленская и другие).
Существует ряд исследований по развитию креативности на основе ТРИЗ — технологии. Например, «Развитие творческой активности студентов средствами ТРИЗ-педагогики» Е. А. Федоровой. Инструменты ТРИЗ (приемы, задачи-аналоги, информационный фонд, системный оператор и т. д.) в данном исследовании адаптированы к решению творческих задач по информатике.
Изложение основного материала. Прежде всего, следует разобраться с популярным термином «креативность». При характеристике креативного человека, обычно, имеется в виду творческая личность, нестандартно и оригинально мыслящая. Термин «креативность» произошёл от латинского «creation», что означает созидание и рассматривается в нескольких значениях. Во-первых, это стойкая особенность индивида, обуславливающая способность проявлять социально значимую творческую активность; уровень творческой одарённости, способности к творчеству. Во-вторых, это способность личности порождать множество разнообразных оригинальных идей в нерегламентированных условиях деятельности, способность привносить нечто новое в опыт, отказываясь от стереотипных способов мышления. В- третьих, это оригинальные творческие возможности человека, которые могут проявляться в мышлении, общении, отдельных видах деятельности. И в-четвёртых, под креативностью понимается уровень творческой одарённости, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности [2, с. 57].
Для развития креативного мышления необходимо применение современных педагогических технологий. Педагогическая технология — это своеобразная конкретизация методики, закономерная педагогическая деятельность, реализующая научно обоснованный проект учебно-воспитательного процесса. Можно сказать, что это продуманная во всех деталях модель педагогической и учебной деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса [2, с. 122].
Для определения креативности можно выделить следующие основные характеристики:
– Продуктивность как способность человека к совершению определенного объема действий за конкретный промежуток времени.
– Гибкость как способность переключаться с одной идеи на другую, находить новые пути решения.
– Оригинальность как способность к генерированию новых, необычных идей, отличающихся от общепринятых.
– Любознательность как повышенная чувствительность к проблемам, не вызывающим интереса у других.
– Умение решать сложные задачи. Анализ проблемы, поиск её решения и практическое решение.
Все эти составляющие креативности можно развить с помощью инновационной педагогической технологии ТРИЗ — Теории решения изобретательских задач. Это структура законов, алгоритмов и методов, которая позволяет находить нестандартные решения различных ситуаций. ТРИЗ — это наука о творчестве, которая учит мыслить так, чтобы находить лучшее и максимально эффективное решение.
Основоположником теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) является Генрих Саулович Альтшуллер — инженер, писатель- фантаст. Генрих Альтшуллер начал изучать приёмы, чаще всего используемые изобретателями. Таких приёмов оказалось около сорока, и все они вместе с алгоритмом решения изобретательских задач (АРИЗ) легли в основу ТРИЗ.
Изначально ТРИЗ возникла как техническая наука. Но, по высказыванию самого Г. С. Альтшуллера, развитие всех систем подчинено сходным закономерностям, поэтому многие идеи и механизмы ТРИЗ могут быть использованы при построении теорий решения нетехнических творческих задач [3, с. 5]. Он выяснил, что любая техническая проблема приводит к ситуации, в которой оказывается всякий изобретатель: момент, когда решение ещё не найдено, а вариантов вокруг много. Метод проб и ошибок — это довольно-таки зыбкий и энергоёмкий способ, который при этом не гарантирует образцовый и эффективный результат. Учёный пришёл к выводу, что самое эффективное решение достигается при помощи уже имеющихся ресурсов: то есть в процессе решения задачи нужно отсечь всё лишнее, тогда ответ станет очевидным.
Технология Г. С. Альтшуллера в течение ряда лет в 70–80-х годах XX века широко использовалась в работе с детьми школьного возраста.
В детский сад программа ТРИЗ пришла в 1987 г. благодаря случаю. Участники одного из семинаров попросили показать занятие по программе ТРИЗ с детьми школьного возраста, но по ошибке слушателей привезли в детский сад в подготовительную группу. Это недоразумение позволило для себя способности детей-дошкольников и, как следствие, новый возраст приобщения ребенка к решению изобретательских задач.
ТРИЗ — это аббревиатура, которая расшифровывается как теория решения изобретательских задач. Целью данной технологии является формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности.
Современная ТРИЗ-педагогика — это педагогическая система, которая направлена на развитие у ребенка творческого мышления для эффективного решения задач. ТРИЗ-педагогика взяла за основу теорию решения изобретательских задач. Структурное содержание современной ТРИЗ‐педагогики можно представить как взаимосвязь таких направлений, как развитие креативного мышления, развитие креативности, развитие креативной личности. ТРИЗ-педагогика ставит целью формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности [3].
Она решает целый ряд задач, которые другие инновационные системы современного образования часто решают по отдельности. Успешность ТРИЗ-обучения заключается в том, что учащиеся, которым необходимо разрешить какую-либо трудную задачу, становятся более мотивированы на получение новых знаний. Применение ТРИЗ-педагогики позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка через решение различных задач (не только инженерных, но и бытовых). Основной принцип этого метода «Реши задачу сам». Педагог только подсказывает направление мысли, но думает ребенок самостоятельно.
Для каждого возраста существует своя методика ТРИЗ. Дети младшего школьного возраста изобретают загадки, пословицы, игры, головоломки. С возрастом задачи усложняются.
Рассмотрим кратко методы ТРИЗ. Особую роль в реализации технологии ТРИЗ приобретают проблемно-поисковые упражнения, которые формируют у учащихся способность к системно-логическому мышлению:
Мозговой штурм — постановка изобретательской задачи и нахождения способов ее решения с помощью перебора ресурсов, выбора идеального решения.
Метод ассоциаций состоит в выборе гирлянды слов, называющих случайные объекты, исходя из личных ассоциаций, и их синонимов, а затем образование различных комбинаций, подобранных из элементов обеих полученных гирлянд — и синонимов, и случайных объектов. Это процесс поиска идей, генерация озарений, развивающий креативность мышления.
Метод фокальных объектов — это ситуация, в которой к преобразуемому объекту примеряются свойства и характеристики других, ничем с ним не связанных, спонтанно возникающих объектов. Направлен на развитие аналитических способностей, развитие фантазии и творческого воображения.
Современная ТРИЗ-педагогика рассчитана как на детей всех возрастов, так и на взрослых. Соответствующие курсы существуют как для дошкольников, так и для студентов. ТРИЗ-педагогика учит не только решать творческие задачи, но и сознательно управлять своим временем. Все эти качества, которые развиваются в личности с помощью ТРИЗ — технологии и является основными составляющими креативности.
Таким образом, можно сделать вывод, что ТРИЗ-технология способствует развитию способности находить новые решения и умение эффективно использовать имеющийся исходный материал, а также быстро изменять своё мышление в зависимости от ситуации; способности к выдвижению новых, необычных идей; умению решать сложные задачи. Всё это является составляющими креативности. С помощью ТРИЗ-технологии формируется стиль мышления, направленный не на приобретение готовых знаний, а на их самостоятельную генерацию; умение видеть, ставить и решать проблемные задачи в своей области деятельности; умение выделять закономерности, воспитание мировоззренческой установки восприятия жизни как динамического пространства открытых задач.
Литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373.
- Пермяков А. А., Морозов В. В., Зарединова Э. Р. Краткий словарь педагогических понятий: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А. А. Пермяков, В. В. Морозов, Э. Р. Зарединова. — Изд. 2-е, испр. И доп.. — Кривой Рог, Симферополь: Видавничий дiм, 2010. — 144с.
- Альтшуллеp Г. С. Теория решения изобретательских задач — 88 (спpавка)/Г. С. Альтшуллер [Электронный ресурс] Режим доступа: http://books.rusf.ru/unzip/add-on/xussr_av/altovg28.htm
- Система ТРИЗ как метод развития творческого мышления [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.ya-roditel.ru/professionals/pedagogika/sistema-triz-kak-metod-razvitiya-tvorcheskogo-myshleniya/