Проектное управление, либо отдельные его элементы сегодня внедрены в исполнительных органах государственной власти во всех субъектах Российской Федерации. Так, на федеральном и региональном уровнях созданы специализированные проектные структуры, в которые могут входить проектные офисы, комитеты, департаменты, общественные советы. К сожалению, эффект от их деятельности не всегда соответствует ожиданиям и оправдывает потраченные бюджетные средства. Поэтому весьма актуальным представляется вопрос о повышении эффективности инструментов реализации государственной политики.
Ключевые слова: управление проектами, региональный опыт, приоритетный региональный проект.
Одним из наиболее передовых субъектов Российской Федерации в части внедрения проектного управления является Белгородская область, которая опережает в этой сфере большинство других регионов страны, хотя и не относится к числу самых развитых и благополучных субъектов. Несмотря на достаточное экономическое развитие региона — Свердловская область в настоящее время отстает в проектном управлении от Белгородской области.
Что касается организации проектного управления на уровне Свердловской области, то необходимо отметить, что началась оно со вступления в силу указа Губернатора Свердловской области от 14.02.2017 № 84-УГ «Об организации проектной деятельности в Правительстве Свердловской области и исполнительных органах государственной власти Свердловской области».
Далее последовало принятие иных документов, которые предоставляют нормативную базу для создания инфраструктуры проектной деятельности. На основе таких нормативных правовых документов была сформирована структура проектного управления Свердловской области.
Сформирована структура органов проектного управления, представлена на рисунке 1.
Рис. 1. Структура органов проектного управления. [1]
Составлено автором.
По стандарту ГОСТ Р 21500–2014 в стейкхолдеры проекта входят два элемента, которые должны составлять проектный офис: офис управления проектов и команда по проектному менеджменту [2].
Внедрение системы управления проектной деятельностью в государственной власти Свердловской области является крупномасштабным проектом, который завершиться по данным паспорта проекта «Создание системы управления проектами и программами в Свердловской области» 30.12.2020 года. Исходя из этого, внедрение делиться на последовательные этапы: организационный; методологический; технологический; обучающий.
В настоящее время система управления проектной деятельностью находиться на начальном этапе формирования.
В данный момент все силы направлены на методологическую поддержку проектной деятельности и обучения (ознакомление) персонала, участвующих в проектной деятельности и мониторинг созданных проектов.
Как таковая команда по проектному управлению Правительства Свердловской области не существует по ряду причин, в том числе отсутствия автоматизированная система управления проектной деятельностью.
Таким образом, функцию управления методологии выполняет Департамент управления проектами Губернатора Свердловской области и Правительства Свердловской области, который ведет работу по нескольким направлениям это организация и общая координация внедрения проектной деятельности, а также организация межведомственного взаимодействия, мониторинга и контроля.
Применение принципов проектного управления в органах исполнительной власти и государственных органах Белгородской области регулируется постановлением правительства Белгородской области № 202-ПП от 31 мая 2010 года «Об утверждении положения об управлении проектами в органах исполнительной власти и государственных органах Белгородской области».
В структуру организационной модели проектного управления региона включены:
− департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области;
− проектный офис Белгородской области;
− экспертная комиссия.
В целях проведения сравнительного анализа рассматриваемых субъектов Российской Федерации рассмотрен индекс проектной деятельности по регионам и национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в России.
В 2018 году по данным Федерального проектного офиса оценка зрелости организации проектного управления рассматривалась в 10 регионах (Белгородской области, Красноярском крае, Республике Крым, Ленинградской области, Новосибирской области, Приморском крае, Свердловской области, Тульской области, Ульяновской области, Ханты-Мансийском автономном округе-Югре).
Индекс включал анализ 5 основных элементов: стратегическое планирование и управление портфелем проектов, управление проектами, принятие решений и организационная поддержка, развитие компетенций и культуры эффективности, управление стимулированием участников проектов. При оценке 3 из 5 составляющих показателей Белгородская область заняла первое место, продемонстрировав лидирующий уровень зрелости системы проектного управления.
При оценке составляющих показателей Свердловская область однократно попала в топ, заняв пятое место по элементу Индекса «Управление проектами».
Федеральный проектный офис также выделил топ-лист лидеров, внедряющих проектное управление в течение последнего года, в котором Свердловская область заняла третье место.
Белгородская область по состоянию инвестиционного климата занимает 11 место, поднявшись по сравнению с 2017 годом на 12 позиций. Свердловская область в Национальном инвестиционном рейтинге по сравнению с 2017 годом поднялась на 13 позиций, однако регион занял лишь 20 место.
В таблице продемонстрирована сравнительная характеристика текущего состояния сферы проектного управления в Свердловской и Белгородской областях.
Таблица
Сравнительная характеристика проектного управления вСвердловской иБелгородской областях [3].
Критерий сравнения |
Белгородская область |
Свердловская область |
Структура органов проектного управления |
постоянными проектными органами являются Совет при Губернаторе Свердловской области по приоритетным стратегическим проектам, проектный комитет Свердловской области и региональный проектный офис, имеющий статус Департамента управления проектами |
руководство проектной деятельностью осуществляет Департамент внутренней и кадровой политики, при котором созданы областной проектный офис и экспертная комиссия; в большинстве региональных органов власти учреждена должность ответственного за проектное управление |
Нормативно-правовая база проектной деятельности |
в обоих регионах создана достаточная нормативно-правовая база, состоящая из актов главы субъекта и областного правительства, а также утвержденных методических рекомендаций |
|
Доля государственных служащих, участвующих в проектной деятельности |
более 50 % |
10 % |
Число служащих, обученных проектному управлению |
750 человек |
233 человека |
Наличие приоритетных региональных программ и проектов в рамках направлений стратегического развития РФ |
приоритетные региональные проекты (программы) приняты по 5 из 12 направлениям стратегического развития РФ |
приоритетные региональные проекты (программы) приняты по всем направлениям стратегического развития РФ |
Качество составления приоритетных региональных проектов (программ) |
все приоритетные проекты и программы составлены в соответствии с принципами проектного управления |
цели (задачи) и ресурсные ограничения в проектах носят неконкретный характер, не всегда учтены риски |
Объединение приоритетных проектов в портфели |
Да |
нет |
Применение проектного управления при формировании региональных программ |
большинство государственных программ области основаны на принципах проектного управления |
большинство содержащихся в областных программах мероприятий не соответствуют критериям проекта |
Место региона в рейтинге зрелости организации проектного управления |
1 место по трем из пяти показателей и общее лидирующее место |
5 место по элементу «Управление проектами» и низкие места по другим показателям |
Таким образом, структура проектных органов Свердловской области и нормативно-правовая база на региональном уровне выстроены вполне адекватно и в целом соответствуют примеру Белгородской области. Однако эффективность функционирования сложившейся системы остается на недостаточно высоком уровне, что приводит к отставанию уральского региона от менее экономически развитой Белгородской области. В качестве основных проблем были выявлены отклонения от правил проектного управления при формировании государственных программ и приоритетных региональных проектов (программ), отсутствие данных документов по ряду стратегических направлений развития РФ, а также дефицит квалифицированных в области проектной деятельности государственных служащих. Устранение подобных нарушений, обучение кадров и разработка дополнительных проектов при использовании всего потенциала созданной на региональном уровне структуры проектных органов и нормативной базы позволят вывести проектное управление в Свердловской области на качественно новый уровень.
По итогам проведенного анализа можно выделить основные проблемы проектного управления в Свердловской области:
- Несоблюдение принципов проектного управления при формировании государственных программ Свердловской области;
- Отсутствие действующих региональных приоритетных проектов по ряду стратегических направлений;
- Несоответствие паспортов ряда региональных приоритетных проектов установленным правилам их оформления;
- Недостаточное количество государственных служащих, обученных основам проектного управления.
Подводя итоги по рассматриваемой теме — особенности управления проектами: отраслевая специфика, в части внедрения проектного управления в органах государственной власти, в том числе Свердловской области очевидным является, что система управления проектной деятельностью находиться на начальном этапе формирования, с перспективой дальнейшего развития.
Литература:
- Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации [Текст]: постановление Правительства Российской Федерации от 31 октября 2018 года // Собрание законодательства РФ — 05.11.2018, N 45, ст. 6947.
- Национальный стандарт Российской Федерации руководство по проектному менеджменту [Текст]: ГОСТ Р ИСО 21500–2014 Руководство по проектному менеджменту.
- Воронов Н. Д., Гинева С. И. Региональный опыт внедрения проектного управления [Электронный ресурс]: Электронный журнал научных публикаций студентов и молодых ученых // Экономика Государство Общество. http://ego.uapa.ru/ru/issue/2018/02/5.