Данная статья является анализом статистических данных на основе ежегодных отчетов по делам об административных правонарушениях судов общей юрисдикции, и выявляет основные показатели применения такого вида административного наказания, как конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения, а также проблемы эффективности применения данного вида наказания.
Ключевые слова: административная ответственность, административное правонарушение, административное наказание, конфискация предмета или орудия правонарушения.
Конфискация предмета или орудия совершения правонарушения как мера административной ответственности на момент написания данной статьи предусмотрена санкциями 93 статей (157 составов) Особенной части КоАП РФ.
В структуре применения административных наказаний удельный вес конфискации составил: в 2014 г. — 0,25 % от общего числа назначенных административных наказаний, в 2015 г. — 0,26 %, в 2016 г. — 0,28 %, в 2017 г. — 0,29 %, в 2018 г. — 0,29 % [1]. Это один из четырех видов наказаний, предусмотренный кодексом об административных правонарушениях, который может быть применен как в качестве основного вида наказания, так и в качестве дополнительного.
Судами такая мера административной ответственности как конфискация предмета или орудия совершения правонарушения применяется чаще в качестве дополнительного наказания. Стоит обратить внимание на данные ежегодной статистики по вынесенным судебным решениям по делам об административных правонарушениях судами общей юрисдикции, которые размещены на сайте Судебного департамента Верховного Суда РФ.
Как показывает анализ судебной статистики по делам об административных правонарушениях, рассмотренным судами общей юрисдикции, за 2014 г. было вынесено 14020 судебных решений с назначением конфискации в качестве основного наказания и 1113 судебных решений с назначением конфискации в качестве дополнительного наказания (15133 общее количество вынесенных постановлений с назначением в качестве наказания конфискации), в 2015 г. — 14625 основное и 1598 дополнительное (16223 общее количество вынесенных постановлений с назначением в качестве наказания конфискации), в 2016 г. — 15305 основное и 1097 дополнительное (16402 общее количество вынесенных постановлений с назначением в качестве наказания конфискации), в 2017 г. 16446 основное и 1074 дополнительное (1520 общее количество вынесенных постановлений с назначением в качестве наказания конфискации), в 2018 г. — 17077 основное и 1115 дополнительное соответственно (18192 общее количество вынесенных постановлений с назначением в качестве наказания конфискации). Необходимо отметить, что за исследуемый период наибольшее количество постановлений с назначением конфискации в качестве основного наказания применяется за нарушения таможенных правил, и имеет тенденцию к росту. Наибольшее количество постановлений вынесено по правонарушениям с контрабандным составом, именно они и представляют наибольшую угрозу экономической безопасности России. Например, по статье 16.2 КоАП РФ «Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров» в 2014 было вынесено — 10688 постановлений с назначением конфискации в качестве основного наказания и 635 постановлений с назначением конфискации в качестве дополнительного наказания, а всего 11323 постановлений или 74,8 % от общего количества вынесенных постановлений, в 2015г — 10962 основное наказание и 1214 дополнительное, а всего 12176 постановлений или 75,05 % от общего количества постановлений, за 2016 г. — 12502 основное наказание и 736 дополнительное, а всего 13238 постановлений или 80,7 % от общего количества постановлений, за 2017 г. — 13634 основное наказание и 597 дополнительное, а всего 14231 постановлений или 81,2 % от общего количества постановлений, за 2018 г. — 14785 основное наказание и 838 дополнительное, а всего 15623 постановлений или 85,8 % от общего количества постановлений) [2].
Если более детально изучить данные статистических отчетов по делам об административных правонарушениях, то можно заметить тенденцию к назначению в качестве дополнительного наказания конфискацию товара, который запрещен или ограничен в обороте. К примеру, назначается конфискация контрафактного товара, оружия и боеприпасов, алкогольной продукции, специальных световых или звуковых сигналов, незаконно установленных на транспортные средства, игровых автоматов, незаконно переданного осужденным, находящимся в местах лишения свободы, имущества.
Именно за счет конфискации вышеперечисленных предметов заметен рост применения санкции в вид конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения в административном судопроизводстве.
Судья при поступлении материалов дела об административном правонарушении в суд, руководствуясь положениями пункта 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ вправе вынести определение о возвращении материалов дела вместе с протоколом об административном правонарушении в орган или должностному лицу, составившему протокол по следующим основаниям:
− протокол составлен и оформлены материалы дела неправомочным лицом
− неправильно составлен протокол и оформлены другие материалы дела
− имеется неполнота представленных материалов, которую невозможно восполнить при рассмотрении дела [3].
В ходе проведения анализа статистических данных за период 2017–2018 годы о рассмотрении дел об административных правонарушениях судами общей юрисдикции было выявлено, что в 2017 году общее количество поступивших на рассмотрение в суды дел об административных правонарушениях, предусматривающих в качестве наказания конфискацию 434 870, из них возвращено в орган или должностному лицу на основании п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ 39 256 дел, за 2018 год общее количество поступивших дел 422 713, из них возвращено 43 018 дел. На основании этих данных можно сделать вывод, что за последние два года судьями общей юрисдикции возвращается в среднем каждое 10 дело об административном правонарушении по статьям, предусматривающим применение в качестве наказания конфискацию предмета или орудия совершения правонарушения. Что говорит о достаточно высоком уровне нехватки юридической грамотности и владения административным законодательством, позволяющим должностным лицам, ответственным за составление протоколов об административных правонарушениях, осуществлять производство по административным делам с нарушением правовых норм.
Исполняются постановления по делам об административных правонарушениях, в которых предусмотрено наказание в виде конфискации, посредством уничтожения конфискованных предметов. Доля конфискуемого имущества, которое впоследствии будет реализовываться и за счет реализации которого в бюджет поступают денежные суммы, незначительна. В основной своей массе это конфискация по делам в области нарушения таможенных правил.
Административные правонарушения в области таможенного дела чаще всего совершаются лицами, для которых осуществление таможенных операций является основным видом деятельности, а значит и применение такой меры наказания, как конфискация является наиболее эффективной мерой административного воздействия на вышеуказанных лиц.
Выявление факторов эффективности такого административного наказания, как конфискация предмета или орудия совершения правонарушения важно не только для последующего совершенствования борьбы с совершением административных правонарушений, а также и для поиска механизма более эффективного применения и исполнения административных наказаний.
В действительности из года в год судебная статистика показывает рост количества постановлений с применением в качестве наказания конфискации. Значит, напрашивается вывод о неэффективности данного вида наказания и о том, что оно не выполняет функции, возложенные на него законодателем. Думается, что это неверный вывод. Однако, напротив, этот факт свидетельствует об усилении государственного контроля в различных сферах общественных отношений, выявлении новых правонарушений, которые ранее не могли быть выявлены в силу различных обстоятельств.
В данный момент планируется новый кодекс, концепция которого была опубликована на сайте правительства РФ 10 июня 2019 г.
Авторы опубликованной на сайте правительства РФ концепции Кодекса об административных правонарушениях отмечают, что требует уточнения содержание понятия такого вида административного наказания, как конфискация имущества.
Цитата: «Поскольку, несмотря на существующее правило о том, что не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения, изъятых из оборота, санкции ряда статей действующего КоАП предусматривают конфискацию таких предметов, например контрафактной продукции, которая, по сути, не может находиться в законном обороте (при этом необходимо учитывать изменения в гражданском законодательстве, касающиеся ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав)», — говорится в концепции) [4].
Литература:
- Данные судебной статистики Судебного департамента Верховного Суда РФ // http://www.cdep.ru. URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79 (дата обращения: 25.08.2019).
- Данные судебной статистики Судебного департамента Верховного Суда РФ // http://www.cdep.ru. URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=4891 (дата обращения: 25.08.2019).
- «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 01.09.2019 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2018) // СПС КонсультантПлюс
- Концепция нового кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях // http://government.ru. URL: http://government.ru/news/36971/ (дата обращения: 25.08.2019).