В статье рассмотрены проблемы формирования коммуникативной функции речи детей с интеллектуальной недостаточностью в процессе игровой деятельности как основы их успешной социализации и интеграции.
Ключевые слова: коррекция, коммуникативная функция, социализация, интеллектуальная недостаточность, игровая деятельность.
Речь является одной из важнейших психических функций человека. Она способствует саморазвитию и познанию себя и окружающего мира, а также позволяет налаживать эффективное взаимодействие в социуме.
Полноценная личность человека формируется под влиянием культурных норм, традиций общества, в котором он существует, и это также происходит в условиях межличностной коммуникации.
Как отмечает С. В. Бориснёв в книге «Социология коммуникации», коммуникация — это «социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по различным каналам с помощью разных коммуникативных средств» [1, с. 14].
К структуре коммуникативного общения относятся следующие средства: язык как система слов, выражений и правил их соединения; осмысленные высказывания, используемые для общения; паралингвистические средства: интонация, мимика, жесты, поза собеседника, усиливающие и дополняющие смысл фразы; расстояние, на котором общаются собеседники. Все это зависит от культурных и национальных традиций. При этом коммуникативная форма речи не дана человеку от природы, а формируется в процессе возрастного развития в результате целенаправленного обучения.
Взрослый, являясь носителем языка и культуры, демонстрирует ребенку правила и способы общения, учит его строить продуктивный диалог. Со временем ребенок усваивает общепринятые нормы. Важно отметить, что сензитивным периодом для этого у здоровых детей является дошкольное детство (в возрасте от 3 до 7 лет) — это важнейший отрезок жизни ребенка, когда закладываются предпосылки его успешной социализации.
Однако у детей, имеющих ограниченные возможности здоровья (ОВЗ), процесс и сроки психического развития значительно отличается. Это чаще всего несовершеннолетние физическими и (или) психическими недостатками, препятствующими их нормальному развитию. Без специального коррекционного обучения и организации специальных условий полноценная социализация и интеграция их в общество невозможна.
Как показало медицинское обследование и психологическая диагностика, у 92 % воспитанников ГКУ «Прохладненский детский дом-интернат» МТиСЗ КБР выявлены системные нарушения речи вследствие интеллектуальной недостаточности (материалы обследований).
Интеллектуальная недостаточность — это «врожденная или приобретенная в раннем возрасте задержка, либо неполное развитие психики, проявляющаяся нарушением интеллекта, вызванная патологией головного мозга и ведущая к социальной дезадаптации». Она проявляется в первую очередь в недоразвитии мышления, также в уровне развития эмоциональной сферы, воли, речи и моторики [5, с. 612].
Работа по коррекционному обучению и развитию детей с интеллектуальной недостаточностью проводится педагогами-дефектологами и психологами учреждения на базе специально организованных классов по специальной программе обучения и в процессе всех видов повседневной деятельности ребенка. В процессе коррекционного обучения особое внимание специалисты ГКУ «Прохладненский детский дом-интернат» МТиСЗ КБР уделяют поведению детей во время занятий, игр, общения в социуме, отношениям в классе или группе.
Одним из значимых симптомов в структуре дефекта при интеллектуальной недостаточности специалисты признают системное недоразвитие речи детей, проявляющееся во всех ее сторонах: фонетико-фонематической, интонационно-выразительной и лексико-грамматической. Характерными чертами также являются речевая замкнутость, неумение общаться, фрагментарное понимание обращенной речи.
Как показывает практика работы учреждения, результаты коррекционного вмешательства в речевую деятельность во многом зависят от времени выявления, начала комплексной логопедической работы и компенсаторных возможностей развивающегося детского мозга.
При работе с детьми со сниженным интеллектом особое внимание уделяется процессу преодоление специфических недостатков речи — развитие смысловой ее стороны и ситуативности, формирование родовых обобщений, преодоление бедности словаря и др.
Практика нашего учреждения показала, что роль игр в развитии речи занимают ведущее место. При помощи игры происходит пробуждение у умственно отсталых детей интереса к окружающей действительности, обогащение их жизненных представлений, развитие восприятия формирование потребности в коммуникации.
Результаты проводимой систематической работы по развитию речи детей с интеллектуальной недостаточностью в ГКУ «Прохладненский детский дом-интернат» МТиСЗ КБР позволяют утверждать, что в настоящее время игровая деятельность является эффективным средством активизации речевого общения воспитанников.
Работа по развитию речи с использованием игровой деятельности в ГКУ «Прохладненский детский дом-интернат» МТиСЗ КБР проводится в несколько этапов. На первом году обучения основной целью является накопление у детей пассивного словаря, понимание ими обращенной речи. В качестве дидактических игр воспитанникам предлагаются, например, «Чудесный мешочек» или «Выставка». Как правило, детям показывают 2–3 предмета, так как им трудно воспринимать серию, состоящую из большого количества предметов. Для побуждения к действиям взрослый даёт словесную инструкцию ребёнку, предполагающую ответ в виде действия в конкретной ситуации. Например: «Подай вот ту куклу». Инструкция сопровождается уточняющим жестом. При этом используется прием многократного проговаривания, когда взрослый называет предметы, действия, ощущения, которые ребёнок видит или испытывает на данный момент. Специалист использует короткие фразы, состоящие из 2–4 слов, они произносятся с паузами и естественной интонацией для лучшего восприятия и усвоения речевого опыта. Чтобы облегчить понимание, целесообразно выделять интонацией ключевое слово фразы, а вводить новые слова стоит только в хорошо знакомой детям ситуации.
На следующем этапе обучения игра становится сюжетно-отобразительной, то есть действия ребенка, оставаясь предметно опосредованными, имитируют в условной форме использование предмета по назначению. По мере развития детей строгая дозировка речевого материала прекращается, чтобы дети привыкали к естественной речи окружающих и учились понимать смысл слов в контексте.
Далее работа направлена на обогащение и уточнение словаря. Основными задачами являются формирование предметно отнесенного словаря, когда при произношении слова у ребенка с интеллектуальной недостаточностью стоит образ реального предмета, признака или действия. Основные направления работы на данном этапе — побуждение к диалогической речи и обучение навыкам коммуникации.
При дальнейшем развитии ролевое поведение становится для воспитанников ГКУ «Прохладненский детский дом-интернат» МТиСЗ КБР моделью осмысленных отношений между людьми. И это этап сюжетно-ролевой игры, когда наиболее ярко проявляется коммуникативная функция речи. На данном этапе специалисты используют различные ролевые игры, способствующие стимуляции коммуникативных потребностей несовершеннолетних с нарушением интеллекта и ведению диалога. Главное внимание здесь уделяется развитию активного словаря, преодолению лексико-грамматических нарушений, закреплению и автоматизации навыков коммуникации.
И так постепенно, путем подражания речи окружающих и в результате целенаправленной коррекционной работы специалистов, медленно проходя те же этапы развития, что и в норме, ребенок с интеллектуальной недостаточностью усваивает родной язык, который является основным компонентом его социализации и адаптации в социуме.
Практика показывает, что своевременное специально организованное педагогическое руководство с использованием игровой деятельности позволяет создать прочную базу для межличностного общения детей со сверстниками и взрослыми. В результате педагогического воздействия большинство детей с интеллектуальной недостаточностью становятся более активными участниками игровой деятельности, что способствует повышению их инициативности в речевом общении, а в конечном итоге признается залогом их социализации и успешной интеграции.
Литература:
- Бориснёв С. В. Социология коммуникации. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 270 с.
- Выготский Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 199 с.
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — СПб: Питер, 2002. — 720 с.
- Кириллова Д. С. Особенности личностного развития у детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью // Молодой ученый. — 2018. — № 44. — С. 270–272. — URL https://moluch.ru/archive/230/53482/ (дата обращения: 19.09.2019).
- Тиганов А. С. Руководство по психиатрии / Под ред. А. С. Тиганова — М. Медицина, 1999. — Т.2. — 783 с.
- https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-kommunikativnoy-funktsii-rechi-v-igrovoy-deyatelnosti-kak-osnova-uspeshnoy-sotsializatsii-i-integratsii-detey-s