В статье описаны теоретические аспекты развития коммуникативных способностей младших школьников. Выделены коммуникативные умения и навыки, формируемые в процессе работы над текстом культуроведческой направленности.
Ключевые слова: коммуникация, обучающиеся начальных классов, умения и навыки, родной язык.
Коммуникативная компетенция характеризует знания, умения и навыки учащихся в связи с анализом особенностей функционирования языковых единиц в речи. На базе формирования коммуникативной компетенции происходит усвоение основных речеведческих понятий: стили, типы речи, текст, способы и средства связи предложений в тексте и др. На этой основе формируются умения и навыки анализа текста, а также умения и навыки построения собственного высказывания с учетом цели и ситуации общения.
Чтобы сформировать языковую, коммуникативную и лингвистическую компетенцию учащихся, необходимо решить проблему соединения знаний учащихся о языковой системе и формирования речевого развития, т. е. необходима реализация языкового материала через речевую деятельность учащихся.
Основной задачей обучения родному языку является подготовка школьников к речевому общению в устной и письменной форме. Эта готовность определяется, во-первых, знаниями об окружающей действительности, во-вторых, владением знаниями, умениями и навыками, владением речеведческими понятиями. Сущность обучения состоит не в механическом заучивании правил, а в формировании умений осознанного и правильного использования единиц языка в речи.
Основой знаний служит овладение речеведческими понятиями и коммуникативными единицами, которые рассматриваются во взаимосвязи и взаимодействии и являются базой для формирования общих коммуникативных умений. Решение проблемы соединения знаний учащихся о языковой системе и развитие их речевых умений позволяют сформировать языковую и коммуникативную компетенцию. Введение этих понятий актуализируется в процессе анализа текста культуроведческой направленности.
Современное общество требует от человека умения жить, сосуществовать в обществе. Формирование коммуникативных качеств обуславливается необходимостью взаимодействия с другими людьми, объектами окружающего мира и информацией, умения её отыскивать, преобразовывать и передавать, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе.
Для того, чтобы совершенствовать коммуникативные навыки младших школьников, необходимо максимально разнообразить работу в этом направлении, вести её систематически и целенаправленно, объединяя для этого все возможные силы и средства. [4, с. 54]
Согласно программе на уроках русского языка изучаются единицы системы современного русского языка и средства их реализации в устной и письменной речи.
Каждый из разделов имеет свои задачи и свое содержание, но в то же время учитываются общие принципы, определяющие обучение учащихся родному языку с ориентацией на их речевое развитие.
В настоящее время обучение русскому языку приобретает более четкую коммуникативную направленность. Это обусловлено подготовкой школьников к полноценному речевому общению как в устной, так и в письменной форме. В соответствии с этим положением одним из ведущих принципов развития речи следует считать коммуникативный принцип, который лежит в основе обучения родному языку. [2, с. 39]
Коммуникативный аспект в усвоении сквозных понятий (слово, словосочетание, предложение, текст) предполагает овладение речевыми моделями высказывания с учетом экспрессивной функции речи, воздействия на адресата речи.
Усвоение учебного материала, как отмечают А. Н. Леонтьев и П. Я. Гальперин, представляет собой единый процесс формирования знаний, умений и навыков, осуществляемый посредством внутренних (умственных) и внешних (практических) действий. Наличие знаний и умение владеть ими — необходимые условия продуктивной работы мысли и развития ума.
Особо выделим две группы умений, основанных на знаниях норм русского литературного языка:
- Умения и навыки, связанные с работой над готовым текстом.
- Умения и навыки по созданию собственного текста. [1, c. 267]
Овладение речевыми умениями и навыками является необходимым условием умственного развития. В процессе обучения каждому последующему явлению необходимо опираться на ранее сформированные приемы умственной работы и основанные на них умения и навыки.
На основе учёта знаний школьников к базовым мы относим следующие коммуникативные умения и навыки, формируемые в процессе работы над текстом культуроведческой направленности:
– выразительно, сознательно, бегло читать, выделять главную мысль, опорные слова, словосочетания, предложения, составлять план и по нему рассказывать, определять типы и стили речи;
– определять текстообразующую функцию языковых единиц;
– составлять самостоятельное высказывание, в том числе и на лингвистическую тему;
– использовать в речи лексическую и грамматическую синонимию;
– исправлять речевые недочёты и грамматические ошибки.
Ученики должны приобрести коммуникативно значимые качества личности: общительность, терпимость, доброжелательность, принципиальность, требовательность, увлеченность, тактичность, самостоятельность, активность, самообладание, социально-психологическая наблюдательность, рефлексия. [3, с. 198]
Таким образом, можно сказать, что коммуникация является неотъемлемой частью жизни человека. Ведь именно в сфере коммуникации человек осуществляет и свои профессиональные, и личные планы. Здесь он получает подтверждение своего существования, поддержку и сочувствие, помощь в реализации жизненных планов и потребностей. Поэтому коммуникативные умения и навыки — это ключ к успешной деятельности субъекта, да и к успешной жизни в целом.
Литература:
- Брагуца, А. В. Развитие коммуникативной компетенции учащихся в начальной школе / А. В. Брагуца // Начальная школа. — 2010. — № 9
- Венецкая, А. Б. Формирование культуры общения младших школь-ников / А. Б. Венецкая // Начальная школа. — 2009. — № 2
- Мухина, В. С. Возрастная психология / В. С. Мухина. — М.: Академия, 2002
- Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка / Ж. Пиаже. — М.: Педагогика, 2005