Текст как основа речевого развития школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №39 (277) сентябрь 2019 г.

Дата публикации: 30.09.2019

Статья просмотрена: 1263 раза

Библиографическое описание:

Рубец, А. А. Текст как основа речевого развития школьников / А. А. Рубец. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 39 (277). — С. 258-259. — URL: https://moluch.ru/archive/277/62664/ (дата обращения: 15.11.2024).



В данной статье выделены направления, которые являются составными компонентами процесса речевого развития, описана роль текста в развитии речи школьников.

Ключевые слова: речь, речевые умения, развитие, текст, школьники, средства языка.

В настоящее время одной из важнейших задач школы стало формирование, повышение уровня речевого развития учащихся.

Современному обществу необходимы люди, владеющие словом, умеющие отстаивать свои убеждения, взгляды, вести дискуссию, творчески включающиеся в процесс межличностной коммуникации.

Формирование речевых умений связано со специальными целями обучения русскому языку в школе, а именно с формированием языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.

Чтобы сформировать языковую, коммуникативную и лингвистическую компетенцию учащихся, необходимо решить проблему соединения знаний учащихся о языковой системе и формирования речевого развития, т. е. необходима реализация языкового материала через речевую деятельность учащихся.

Для овладения в достаточном объеме речью, необходимо активизировать средства языка в различных формах их проявления, освоить механизмы речи, которые могут быть усвоены только в практической деятельности: в процессе восприятия речи, выражения своих мыслей в устной и письменной форме.

Это позволяет выделить следующие основополагающие направления, которые являются составными компонентами процесса речевого развития школьников: осознания языковых единиц, усвоения норм русского литературного языка, развитие связной устной и письменной речи.

В основе первого направления лежит отбор сквозных номинативных и коммуникативных единиц, организация обучения по их осознанию, формирование умения использовать теоретические знания в речевой деятельности (устной и письменной).

Второе направление предусматривает организацию работы по усвоению норм языка в построении и использовании языковых единиц, отбор дидактического материала, необходимого для обучения нормам употребления единиц языка, использованию синтаксических синонимов, построению моделей словосочетаний и предложений.

Третье направление работы связано с формированием умений учащихся «сознательно и целесообразно использовать языковые средства в конкретных условиях общения» [3, с.76], составлять связные высказывания как в устной, так и в письменной речи.

Многие ученые-методисты (Ф. И. Буслаев, Н. Ф. Бунаков, В. А. Добромыслов, А. М. Пешковский, Н. С. Рождественский, Л. П. Федоренко и др.), говоря о развитии речи школьников, напрямую связывали успешность формирования речевых умений и навыков со знанием грамматики. В тексте как коммуникативной единице наиболее полно проявляется единство грамматики и семантики. Анализ текста служит целям формирования коммуникативной и языковой компетенции.

М. Т. Баранов, говоря о роли текста в процессе формирования речевых умений учащихся, отмечает, что для формирования коммуникативной компетенции необходимо, во-первых, научить школьников анализировать готовый текст; во-вторых, создавать свой собственный. [1, с. 74].

Текст наглядно показывает закономерности функционирования языковых средств. Использование текстового материала способствует усвоению таких речеведческих понятий, как тема, идея, абзац, композиция (изобразительно-выразительные средства) и др.

Тексты, используемые на уроках русского языка, способствуют формированию коммуникативных навыков учащихся наряду с усвоением языковых понятий. Ученики лучше запоминают текст как образец, что благотворно сказывается на развитии речи, общей культуре школьников, формирует любовь к родному языку и литературе.

Анализ языковых единиц, их грамматических особенностей способствует не только взаимосвязи изучения единиц языка разных уровней, но и тому, что изучение грамматических явлений становится доступным и интересным. Текст, хорошо, т. е. целесообразно, выбранный, расширяет речевую среду, делает ее потенциал оптимальным. Поэтому большое внимание на уроках изучения грамматики необходимо уделять образцовым текстам, чтобы ученики могли тренировать свои речевые способности, приобретать речевые умения. В процессе такой работы не только познается система русской грамматики, запоминается образцовая речь, но и происходит речевое развитие учащихся.

Текст, объединяющий в себе все языковые уровни, является средством, позволяющим научить детей мыслить не формально, а системно, исходя из содержания, из контекста.

Текст наглядно показывает закономерности функционирования языковых средств. Использование текстового материала способствует усвоению таких речеведческих понятий, как тема, идея, абзац, изобразительно-выразительные средства.

Тексты, используемые на уроках русского языка, способствуют формированию коммуникативных навыков учащихся наряду с усвоением языковых понятий. Ученики лучше запоминают текст как образец, что благотворно сказывается на развитии речи, формирует любовь к родному языку и литературе.

Текст, целесообразно выбранный, расширяет речевую среду, делает её потенциал оптимальным. Поэтому большое внимание на уроках словесности необходимо уделять образцовым текстам, чтобы ученики могли тренировать свои речевые способности, приобретать речевые умения. В процессе такой работы познается система русской грамматики, запоминается образцовая речь, происходит речевое развитие учащихся.

Таким образом, для продуктивного развития речи учащихся, необходимо уделять большое внимание образцовым текстам, потому что именно в текстах наиболее полно проявляется единство грамматики и семантики. Текст активизирует средства языка. Прочитав текст, ученики воспринимают текст, учатся выражать свои мысли в устной и письменной речи. В процессе работы с текстом и осуществляется развитие речи. Хорошо развитая речь — средство успешного обучения в школе.

Литература:

  1. Баранов М. Т. От риторики к развитию речи в школах России // Русский язык в школе 4/1998.
  2. Ладыженская Т. А. Речь, речь, речь. М.Педагогика, 1990
  3. Львов М. Г. Методика развития речи младших школьников. М., Просвещение, 1985
  4. Новоторцева Н. В. Развитие речи детей. — М. Просвещение, 1995.
  5. https://cyberleninka.ru/article/n/tekst-kak-sredstvo-obucheniya-russkomu-yazyku-v-natsionalnoy-shkole
  6. https://cyberleninka.ru/article/n/skvoznye-i-opornye-ponyatiya-sposobstvuyuschie-obucheniyu-postroeniyu-teksta
Основные термины (генерируются автоматически): текст, письменная речь, развитие речи, речевое развитие учащихся, русский язык, средство языка, образцовая речь, речевая среда, речевое развитие, родной язык.


Ключевые слова

развитие, школьники, текст, речь, речевые умения, средства языка

Похожие статьи

Педагогические условия эффективного развития выразительности речи у детей дошкольного возраста

В статье рассматривается понятие «выразительность речи»: определение понятия, структурные компоненты. Перечислены методы, приемы работы над выразительностью речи у дошкольников.

Проблема культурно-речевого развития младших школьников

В статье автор исследует особенности культурно-речевого развития младших школьников.

Возрастные особенности развития коммуникативных навыков у младших школьников

В статье рассматриваются психологические и педагогические стороны особенностей развития навыков общения у детей младшего школьного возраста, проблема развития коммуникативных навыков.

Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Статья посвящена изучению особенностей речевого развития детей дошкольного возраста. Целью речевого развития является оказание помощи ребенку в овладении им грамотной, красивой, выразительной устной речи на родном язык, передавать в речи свои мысли, ...

Воспитание культуры общения у младших школьников

В статье автор определяет значимость культуры общения в воспитательном процессе, рассматривает особенности психологического развития детей младшего школьного возраста, изучает особенности формирования культуры речевого общения у младших школьников.

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста

Статья посвящена значимости развития речи дошкольников, рассмотрены особенности развития, педагогические методы и приемы, применяемые в дошкольных учреждениях при работе педагогов с детьми дошкольного возраста.

Роль игры в интеллектуальном развитии дошкольников

В данной статье раскрывается значение игры в интеллектуальном развитии дошкольников. Даются определения таким терминам как: игра и интеллект. Делаются выводы, что роль игры в интеллектуальном развитии дошкольников является основополагающей.

Цели как ведущий компонент содержания обучения

В статье были рассмотрены основные цели обучения, которые помогают развивать у учащихся языковые компоненты.

Влияние художественной литературы на развитие словаря детей

В статье анализируется сущность художественной литературы как важного средства развития словаря у детей дошкольного возраста. Подчеркивается, что речь выполняет важнейшие функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими его людьми, определ...

К вопросу об особенностях развития речи у младших школьников с задержкой речевого развития

В настоящей статье представлен литературный обзор на особенности развития речи у детей с задержкой речевого развития.

Похожие статьи

Педагогические условия эффективного развития выразительности речи у детей дошкольного возраста

В статье рассматривается понятие «выразительность речи»: определение понятия, структурные компоненты. Перечислены методы, приемы работы над выразительностью речи у дошкольников.

Проблема культурно-речевого развития младших школьников

В статье автор исследует особенности культурно-речевого развития младших школьников.

Возрастные особенности развития коммуникативных навыков у младших школьников

В статье рассматриваются психологические и педагогические стороны особенностей развития навыков общения у детей младшего школьного возраста, проблема развития коммуникативных навыков.

Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Статья посвящена изучению особенностей речевого развития детей дошкольного возраста. Целью речевого развития является оказание помощи ребенку в овладении им грамотной, красивой, выразительной устной речи на родном язык, передавать в речи свои мысли, ...

Воспитание культуры общения у младших школьников

В статье автор определяет значимость культуры общения в воспитательном процессе, рассматривает особенности психологического развития детей младшего школьного возраста, изучает особенности формирования культуры речевого общения у младших школьников.

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста

Статья посвящена значимости развития речи дошкольников, рассмотрены особенности развития, педагогические методы и приемы, применяемые в дошкольных учреждениях при работе педагогов с детьми дошкольного возраста.

Роль игры в интеллектуальном развитии дошкольников

В данной статье раскрывается значение игры в интеллектуальном развитии дошкольников. Даются определения таким терминам как: игра и интеллект. Делаются выводы, что роль игры в интеллектуальном развитии дошкольников является основополагающей.

Цели как ведущий компонент содержания обучения

В статье были рассмотрены основные цели обучения, которые помогают развивать у учащихся языковые компоненты.

Влияние художественной литературы на развитие словаря детей

В статье анализируется сущность художественной литературы как важного средства развития словаря у детей дошкольного возраста. Подчеркивается, что речь выполняет важнейшие функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими его людьми, определ...

К вопросу об особенностях развития речи у младших школьников с задержкой речевого развития

В настоящей статье представлен литературный обзор на особенности развития речи у детей с задержкой речевого развития.

Задать вопрос