В статье рассматриваются проблемы и перспективы развития железнодорожных грузоперевозок на примере ООО «СЛК». Важный вид транспорта в России является железнодорожный, так как по сравнению с другими видами грузоперевозок, именно железнодорожный выигрывает по многим пунктам.
Ключевые слова: транспортная система, грузоперевозки, транспортно-экспедиционные услуги, логистика, железнодорожный транспорт.
Транспортная система в РФ состоит из 950 тыс.км автодорог, из них 750 тыс. км дорог из твердого покрытия; 90 тыс. км железных дорог (второе место в мире после США), 100 тыс. км внутренних водных путей, а также 1 110 тыс. км воздушных трасс, включая 910 тыс. км внутренних воздушных линий.
В мировом логистическом рейтинге Россия занимает 75-е место. Таким образом, перспективно развивать транспортные и транспортно-экспедиционные услуги.
Наиважнейшим видом транспорта в нашей стране является железнодорожный, потому что он может использоваться в любых климатических условиях и надежен при перевозках на дальние расстояния, таким образом, это делает его ведущим видом транспорта на территории Российской Федерации. Об этом свидетельствует статистика грузооборота, на нашу страну приходится 56,7 % железнодорожного транспорта.
К сожалению, в нашей стране автомобильный транспорт развит довольно слабо, о чем свидетельствует высокая изношенность автодорог в целом по стране, также из-за плохих дорог происходит быстрое старение автопарка. Самый важный показатель развития транспорта является состояние автомобильных дорог, но они у нас в очень плохом состоянии.
В России до сих пор не сформирована опорная сеть автомобильных дорог федерального значения, которая соединяет все ее регионы. Всего 35 % федеральных автомобильных дорог соответствует нормативным требованиям. Развитие дорожной сети страны находится на низком уровне: лишь одна треть дорог имеет твердое покрытие. Из-за этого более 15 % населения страны в осенне-весенний период становятся отрезанными от транспортной сети.
Также в России популярно использование водного транспорта из-за наличия рек и морей в стране. Морской транспорт применяется чаще всего при перевозке грузов, речной — используется реже, основной причиной этого является покрытие льдом рек в зимний период.
Производственные мощности морских и речных портов способны переработать всего 54 % грузов и это недостаточно, также из-за небольшой глубины примерно 60 % портов не могут принять крупные суда. Еще к минусам можно отнести нерациональность структуры российского транспортного флота.
Есть опыт оценки рисков в сфере развития логистических услуг в стране. Особого внимания заслуживают риски, связанные со спецификой правовых и экономических отношений, своеобразием транспортного законодательства, изменением тарифной политики, появлением новых требований, создающих барьеры в сфере транспортных услуг.
Поскольку железнодорожный транспорт по-прежнему имеет стратегическое значение в связи с огромными территориями нашей страны, существует соответствующая инфраструктура, но используется она недостаточно эффективно. В данной статье остановимся на анализе проблем и перспектив развития железнодорожных грузоперевозок на примере ООО «СЛК».
ООО «Северная лесная компания» осуществляет автомобильные и железнодорожные перевозки в России и в таких странах как Китай, Монголия, Вьетнам. Компания молодая, так как работает с 2016 года, но за короткий промежуток уже сотрудничает с такими крупными железнодорожными компаниями как ООО «Транслес», ОАО «ФГК», ПАО «Трансконтейнер», ООО «ФЕСКО», Trans Eurasia International Logistics Co., LTD. Основная деятельность компании — это экспорт пиломатериалов и древесины в Китай и предоставление экспедиторских услуг организациям.
Для эффективного функционирования предприятия особую важность в условиях развития рыночной экономики приобретают такие вопросы, как создание и развитие предпосылок для устойчивости конкурентных преимуществ, формирование конкурентного потенциала. Рост компаний во всем мире замедлился, а поведение конкурентов становится все более агрессивным, следовательно, само понятие конкурентного преимущества в настоящие время приобретает особую актуальность.
Рассмотрим стратегию, применяемую на предприятии ООО «СЛК». Компания предпочитает стратегию коммутатную, то есть адаптируется к заказам конкретного клиента. ООО «СЛК» является одной из конкурентных организаций в своей отрасли, но так как фирма новая, то не имеет пока что довольно устойчивого финансового положения на рассматриваемом рынке.
Компания имеет постоянный спрос на услуги, также немаловажную роль играет налаженные контакты с контрагентами других стран, но слабая сторона это недостаточность средств для покупки подвижного состава и влияния сезонности на прибыль предприятия, например ООО «СЛК» столкнулась с главной проблемой именно зимой, российские контрагенты из-за холодов на время отказались от услуг, также и китайские контрагенты на месяц приостановили свою деятельность из-за праздников.
С помощью анализа получилось выявить множество рисков, например, это природные условия независящие от человека. Зимой условия суровые, как для грузовых машин, так и для вагонов. Политические риски, например Россия, может запретить вывоз определенного вида древесины, либо определить границы вывоза леса или любая другая страна может разрешить ввоз товара в определенном количестве или на определенном транспорте.
Но главный риск для компании, я считаю это финансовый, из-за того, что компания имеет заемные средства, она может просто напросто не справиться с этими обязательствами, где присутствует высокая конкуренция и постоянно меняющиеся условия. Например, компания имеет грузовые машины в лизинге, но в любой момент она может сломаться, и это большие затраты и потери в прибыли компании, конечно в цену услуги входит такие риски, но не все можно предусмотреть. Либо предоставление услуг зарубежным странам даем по курсу доллара ЦБ и надо, чтобы предоплату зарубежная организация внесла в течение 1–2 дней с момента выставления счета, но риск есть, что эта компания не отправит денежные средства в оговоренные сроки, и также наша компания может нести убыток из-за этого. Еще один из рисков это собственники вагонов могут изменять тарифы на свои услуги каждый квартал, т. е. повышать ставку на вагон, они пользуются этим, так как являются, чуть ли не монополистами на рынке. Еще раз повторюсь, что для молодой компании, особенно быстро развивающейся, рисков множество, потому что любая организация имеет жизненные циклы (этапы), и от нее зависит, как она поведет себя на определенном этапе.
Литература:
- Официальный сайт Министерства транспорта РФ. — Режим доступа: https://www.mintrans.ru/
- Рейтинг стран по индексу эффективности логистическому. — Режим доступа: https://lpi.worldbank.org/international/global/2018