Современное общество и мир вокруг него не является равным. Оно определяется многообразием различных культур и вероисповеданий, наследий. Благодаря образованию современное общество стало коммуникабельно, мир стал доступнее, появились новые возможности.
Ключевые слова: экономическое образование, образование, рынок, требования, экономика.
Сфера образования тесно переплетается с экономикой, более того образование определяется ее положением, уровнем и состоянием. Большинство ученых, занимающихся вопросами образования и экономики, полагают, что благонадежность народа и экономическое развитие тесно связаны с уровнем развития общества. На различных этапах положение экономики являлось началом высокого или низкого развития экономики.
Образование сейчас является главным источником решения задач общества и не только. Как в странах Европы, так и России образование предопределяется политическим и социально-экономическим режимом, а также национальными и культурно-историческими характеристиками. Основные задачи современного общества определяются совокупностью мировоззренческих взглядов государственной образовательной политики. Основой задачей данной политики выступает построение для населения положительной ситуации по выполнению положенных ему прав на образование согласно ч. 1 ст. 43 Конституции РФ и ст. 5 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» «каждый гражданин РФ имеет право на бесплатное образование, вне зависимости от его расовой и религиозной принадлежности», отвечающим требованиям экономики и общества.
В настоящее время актуальна смена приоритетов, переоценка их. Основную позицию среди критериев оценки общества занимает образование.
Теоретическая составляющая экономического образования сегодня не отвечает национальным интересам страны и не способствует ее поступательному развитию. Предполагается, современное образование должно иметь систему динамического саморазвития.
Образование долгое время находилось на стадии застоя, что не позволяет в современных условия конкурировать на международном рынке, образование в большей степени подгонялось под образцы систем зарубежных стран.
На экономическом положении страны отражается слабая институциональная база. Значимые рыночные реформы практически не отразились на экономическом развитии России. В связи с этим страну настиг в 2008 году экономический кризис. Начался спад производства, рост безработицы и снижение уровня жизни общества. Принятые антикризисные меры были направлены на инновационное развитие экономики.
Поскольку Россия не располагает достаточной инвестиционной базой, необходимо избрать образование основой для дальнейшего роста инвестиционного потенциала страны, что позволит ей конкурировать на международных рынках.
Современное экономическое образование не отвечает современным потребностям общества. Имеет узкую направленность, ограниченно. В данной области образования существует ряд недостатков. Они связаны с отсутствием четкой структуры экономического образования, что прослеживается на разных его этапах формирования. Оно поставлено на поток большей частью из-за коммерциализованности образования, больше теоретического обучения, чем погружения в реальность. К окончанию обучения большинство обучающихся не может применять полученные знания в работе, поскольку не умеют использовать их в реальных ситуациях. Современному миру необходимы специалисты с широким набором приобретенных компетенций за время обучения, изменились требования к их обучению. Появились новые сферы, в которых роль экономистов имеет преимущество (банки, страховые компании).
Ключевой гранью познания экономического образования выступает обобщенный процесс понимания экономики, в котором он выступает как в производственной сфере, так и в не ее.
Результатом любой деятельности выступает способ достижения полученного результата, который напрямую зависит от приобретенных обучающимся знаний, умений навыков, компетенций, которые он сможет использовать в будущем в работе, быту. Исходя из этого, можно сказать, что экономическое мышление и есть основная направленность в образовании.
Под современным экономическим мышлением понимают — общность экономических взглядов и представлений, показывающих новейшие достижения науки и тенденции развития общественного производства.
Основой знания экономического мышления выступает активная сторона общественного сознания, непосредственно показывает характер принимаемых хозяйственных решений и реальных действий по их выполнению. Оно определяет реализм в определении задачи и пути ее решения, отказ от командования и администрирования, научность, опора на экономические методы управления, направленность на увеличение эффективности производства и использование динамичных, качественных факторов роста, фиксация роста взаимодействия экономических, социальных и научно-технических процессов.
Основывается оно на переходе от устаревших типов мышления, которые существовали на прежних этапах, когда доминировала нацеленность на количественный рост и количественные методы хозяйствования. Построение современного экономического мышления происходит на принципе поэтапного совершенствования производственных отношений в соответствии с потребностями настоящих производительных сил, технической реконструкции народного хозяйства, его перевода на рельсы интенсивного развития. Первостепенное значение имеют при этом наладка производительности, работоспособности хозяйственной системы, взаимодействие общества, трудового коллектива и каждого работника.
Современный человек должен мыслить грамотно. Для того чтобы люди мыслили экономически грамотно, нужны определенные условия, которые будут им выгодны, а прежние представления не целесообразны. Построение экономического мышления современного индивида нуждается в необходимом улучшении экономического образования хозяйственных руководителей и широких трудящихся масс. Каждый работник общественного производства должен иметь точное понимание о действующих законах, содержании основных экономических категорий, уметь применять полученные знания при решении хозяйственных вопросов.
Сформировавшееся экономическое мышление отличается приемлемостью, точностью, нацеленностью на достижение конкретного результата при решении задач. Неизвестны ему утопические фантазии, отвлечение от повседневного быта, наблюдение. В динамичном мире есть необратимые изменения в области экономического мышления.
В странах Европы полагают, что качественная профессиональная подготовка работника, психологический комфорт, качество труда, отношение к работе работника и есть один из главных факторов движения экономики в настоящее время.
В России же данная модель образования находится на этапе развития, тут необходима адаптация всего общества.
Для положительного эффекта нужны специалисты высшей квалификации, которые смогут эффективно работать на современном рынке труда. Но в сфере экономики таких специалистов быстро не подготовить, специалисты в основном сначала начинают работать, затем только приобретают навыки, получают профильное образование. В России этот путь тоже используется. Современный диплом об образовании — это подтверждение того, что специалист умеет и знает.
Опираясь на опыт прошлого развития и становления системы экономического образования, можно сформировать главные пути развития данной системы как фактор приспособления личности к профессии.
Необходимо принимать настоящие тенденции, происходящие в экономической сфере, полностью их изучать в учебной деятельности. Специалисты должны быть подготовлены к постоянным изменениям, происходящим на рынке экономики.
На выполнение настоящих и будущих потребностей должна равняться программа обучения квалифицированных специалистов всех уровней. Программы обучения, специально подготовленные, должны вовремя изменяться, адаптироваться к изменениям экономики рынка. Новые компетенции должны объединять потребности сферы экономики и должны быть ориентированы на образование на протяжении всего срока трудовой деятельности специалиста.
Литература:
- Конституция Российской Федерации;
- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Нечаев, В.И., Экономический словарь: справочное издание/ В. И. Нечаев, П. В. Михайлушкин. — Краснодар.:/ Краснодар, «Атри» 2011. — 464 с.;
- Сабуров, Х.М., «Влияние основных тенденций развития современного образования на формирование личности учащихся» /выпуск журнала № 3 (часть 3) за 2014 год.