В настоящее время проблема коммуникативной сферы у детей с тяжелыми нарушениями интеллекта является современной и актуальной как в практическом, так и в теоретическом плане.
Поэтому, разработка методов и приемов по работе над развитием речи для нас является одной из первичных задач. Данный элемент развития является базовым, который во многом определяет дальнейшее развитие ребенка в целом.
При работе с детьми с ТМНР очень важным является осуществление межпредметных связей, что важно для генерализации базовых знаний и универсальных учебных действий (другими словами, делает мышление наших детей более гибким).
Заинтересовавшись данной темой, мы проанализировали общую и специальную литературу теоретического и практического характера, интернет-сайты, имеющиеся видеоматериалы по теме «Развитие речи на основе ознакомления с окружающим миром.
Далее мы обобщили, систематизировали и адаптировали имеющийся наглядный и дидактический материал для детей с ТМНР. На основе данного материала, нами был создан коррекционно-развивающий альбом «Времена года — Весна».
ЦЕЛЬ: Сформировать у детей с ТМНР представления о сезонных изменениях в природе.
Использование данного методического пособия поможет решить следующие учебные задачи:
− обогащение представлений о себе и окружающим мире;
− уточнение, расширение и активизация словаря по теме, введение обобщающих понятий;
− формирование диалогической речи и начальных этапов пересказа;
− развитие психических процессов: зрительного восприятия (цвет, форма. Величина предметов), тактильного восприятия;
− ориентировка в пространстве и времени;
− развитие зрительного и слухового внимания и памяти;
− развитие графических умений и продуктивной деятельности;
− формирование интереса к совместным играм и задания;
В альбоме вся работа условно поделена на несколько видов заданий:
− наблюдения за погодными явлениями;
− наблюдения за изменениями в растительном и животном мире;
− задания, направленные на развитие речи;
− графические задания (штриховка, обведение по контуру, закрашивание с помощью красок или карандашей).
− задания, направленные на развитие мыслительных процессов (памяти, внимания), выполняются в соответствии с каждой темой.
Для неговорящих детей мы предложили систему символов — это значки с изображением того или иного действия. Например, карандаш для графических заданий, глаз — сотри внимательно, указательный палец — покажи и т. д.
Данное дидактическое пособие предназначено для детей с ТМНР дошкольного, младшего и среднего школьного возраста.
Альбом будет интересен воспитателям, учителям-дефектологам, логопедам и родителям.
Пособие может быть использовано в следующих коррекционно-образовательных областях:
− социально-коммуникативное развитие;
− познавательное развитие;
− речевое развитие.
Примеры работы с альбомом:
Задание № 1.
Рассмотри картинки.
Какую одежду надо надеть весной?
Закрась нужные картинки.
На альбомном листе изображена цветная картинка «Весна», ниже черно-белая иллюстрация одежды (летняя, осенняя, зимняя и весенняя). Ребенку необходимо подобрать одежду, которую он наденет весной. Когда ребенок выберет необходимую одежду, ему предлагают ее раскрасить.
Задание № 2
Рассмотри внимательно картинки.
Покажи «Что сначала, что потом»
На альбомном листе изображены три сюжетных картинки в произвольном порядке.
Сюжет 1
Дети лепят снеговика, слепили снеговика, снеговик начел таять, растаял снеговик.
Сюжет2
Гнездо с птичкой, птичка высиживает птенцов, гнездо с птенцами и птичкой.
Сюжет3
Одинаковые картинки, но в разное время года (осень, лето, зима, весна).
Ребенку необходимо показать, что сначала, что потом.
Задание № 3
Составь рассказ по опорным картинкам.
На альбомном листе цветная иллюстрация сюжетных картинок с признаками весны. Под каждой картинкой вопрос:
Небо (какое?);
Пригревает (какое?) солнышко;
Бегут (какие?) ручейки;
Тает (какой?) снег;
На деревьях появляются (какие?) листочки;
На проталинах показывается (какая?) трава;
Наступила (какая?) весна;
Прилетают (какие?) птицы.
Ребенок, используя опорные картинки и вопросы составляет рассказ — Весна.
В заключении хочется отметить, что создание и разработка данного пособия и внедрение его в практику, проводилось с целью обеспечения единства и совместного взаимодействия в работе учителей-дефектологов и родителей; с целью помочь, родителям стать заинтересованными, активными и действенными участниками коррекционно-образовательного процесса.
Необходимо не забывать, что любое совместное занятие — это не только обучение, но еще и общение ребенка со взрослым, в процессе которого формируются взаимное доверие, привязанность, дружба и взаимопонимание.
Литература:
- Коноваленко С. В. Развитие психофизиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями развития / С. В. Коноваленко. –СПб.: Детство Пресс, [2012. — 112с.]
- Нуриева Л. Г. Развитие речи у аутичных детей. Методические разработки / Л. Г. Нуриева. — М.: Теревинф, [2016. — 106с.]
- Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий /О. С. Ушакова,Н. В. Гавриш. — М.: ТЦ Сфера, [2015. -288с.]
- Янушко Е. А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия / Е. А. Янушко. — М.: Теревинф, [2016. — 424с.]