Сегодня проектное управление активно внедряется и используется при осуществлении государственной политике на территории Российской Федерации.
Для государственных органов, в чью сферу деятельности входит большое множество функций, целей и задач, чрезвычайно важно высоко организовать работу так, чтобы четко были разделены подходы проектной и процессной деятельности.
Очевидным положительным эффектом от внедрения проектного управления в деятельность органов государственной власти является достижение поставленных целей и минимизация рисков, а также структурирование деятельности и бюджетный эффект.
Ключевые слова: управление проектами, региональный опыт, приоритетный региональный проект.
Деятельность по введению проектного управления в органах власти началась с принятия постановления Правительства Российской Федерации от 15 октября 2016 года «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации», которое в настоящее время утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 31 октября 2018 года № 1288, утвердившего новое положение и функциональную структуру проектной деятельности в Российской Федерации.
Внедрение проектного управления в органах власти по всей стране является масштабным проектом, в связи, с чем необходимо систематически преобразовывать правовое регулирование данного процесса.
Для того, чтобы более подробно рассмотреть динамику в процессе регулирования внедрения проектного управления в органах исполнительной власти необходимо рассмотреть основные отличия указанных выше нормативных правовых документов [1].
В соответствие с новым порядком реализовываются:
− национальные проекты, подлежащие разработке в соответствии с Указом Президента России от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
− федеральные проекты, обеспечивающие достижение целей, целевых показателей и выполнение задач национальных проектов, а также достижение других целей и показателей, выполнение задач по поручению или указанию Президента России, Председателя Правительства России, Правительства России, решению Совета при Президенте России по стратегическому развитию и национальным проектам (далее — Совет), президиума Совета, поручению куратора соответствующего национального проекта.
Вновь введено понятие «регионального проекта» — это проект, обеспечивающий достижение целей, показателей и результатов федерального проекта, мероприятия которого относятся к законодательно установленным полномочиям субъекта Федерации, а также к вопросам местного значения муниципальных образований, расположенных на территории этого субъекта Федерации.
На уровне федеральных органов исполнительной власти предусматриваются ведомственные проекты, обеспечивающие достижение целей и показателей деятельности федеральных органов исполнительной власти.
В целях синхронизации с бюджетным циклом планирование мероприятий федеральных проектов, входящих в состав национальных проектов, осуществляется на 3 года, соответствующих федеральному закону о бюджете с ежегодным допланированием на очередной год.
Сегодня существуют некоторые особенности проектного управления, свойственные исключительно органам государственной власти и отличающий их от реализации инициатив бизнес-структурами. Такими особенностями являются работа в жестко ограниченном правовом поле, привлечение финансового ресурса государственного и местных бюджетов, подотчетность органам власти более высокого уровня в соответствии с иерархией, общественный контроль и публичная отчетность, масштабность, важность и многогранность замыслов, направленность не на финансовую прибыль, а на социальный эффект.
Однако в настоящее время очевидным является тот факт, что применение нового более современного вида управленческой деятельности способно дать заметный экономический эффект в виде улучшения качества и оперативности работ, повышения инвестиционной привлекательности государства в целом и его регионов, создания рабочих мест,
Еще одним положительным моментом этого процесса является повышение действенности и открытости органов власти, формирование благоприятной административной среды.
Одновременно с положительными сторонами от внедрения проектного управления в органах исполнительной власти необходимо рассмотреть и проблемы в процессе его внедрения, а также способы их преодоления. Таким образом, проблемные моменты возникают чаще всего по причине недостаточной гибкости и чрезмерного регулирования структур, отсутствия подготовленных специалистов и сопротивлении любым изменениям со стороны части работников на всех уровнях. Основными актуальными проблемами сегодня являются — ориентированность на соблюдение всех необходимых формальных процессов, а не на достижение конечного результата, концентрация полномочий, приводящая к преимущественно авторитарному стилю руководства, что подавляет инициативу сотрудников, недостаточная компетенция персонала для работы по замыслам и их отрицательная мотивация.
В целях преодоления возникающих трудностей со стороны государственных гражданских служащих, занятых в процессе проектного управления необходимо уделять особое внимание обучению сотрудников, как руководящего, так и рядового звена в направлении повышения конкретных компетенций для решения определенных профессиональных задач, сертифицировать персонал по современным управленческим стандартам, повысить мотивацию работников по результатам личной эффективности и общей успешности начинания, четко распределять роли и ответственность между работниками во избежание некачественного выполнения возложенных функций.
Подводя итоги по рассматриваемой теме — особенности управления проектами в органах государственной власти очевидным является, что система управления проектной деятельностью находиться на начальном этапе формирования, с перспективой дальнейшего развития, что в сою очередь позволит увеличить эффективность работы органов исполнительной власти в современной экономической ситуации.
Литература:
- Раменская Л. А., Савченко Я. В. Обзор лучших практик формирования систем управления государственными приоритетными проектами на региональном уровне.
- Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации [Текст]: постановление Правительства Российской Федерации от 31 октября 2018 года // Собрание законодательства РФ — 05.11.2018, N 45, ст. 6947.