На
обложке изображен Эдуард Сепир (1884–1939),
американский лингвист и антрополог.
Эдуард
Сепир родился в Лауэнбурге, Германия (ныне Лемброк, Польша) в семье
синагогального кантора. Когда он был ребенком, семья перебралась в Ливерпуль,
а затем в Нью-Йорк. Сепир закончил Колумбийский университет и в
аспирантуре под руководством Франца Боаса изучал индейские языки США и Мексики:
яна, пайуте и ряд других, применяя к ним те же строгие методы
анализа, которые используются при исследовании индоевропейских и семитских
языков. После недолгого пребывания в университете Пенсильвании он
заведовал антропологией в Геологической службе Канады, и в этот
период центральное место в его исследованиях занимали нутка (язык индейцев
северо-западного побережья) и атапаскские языки. Позже он изучал языки
навахо, хупа, юте и другие, а также провел целый ряд широкомасштабных
сравнительных исследований.
Сепир
оставил глубокий след в нескольких старых областях гуманитарного знания
и заложил основы ряда новых. Труды Сепира по изучению и классификации
индейских языков Северной Америки существенно изменили весь концептуальный
и методологический базис сравнительного языкознания. Многие из этих языков
Сепир впервые описал, а главное, выдвинул и разработал до сих пор не
устаревшую гипотезу о принадлежности языков аборигенов Канады, США
и Мексики к нескольким большим языковым семьям, часть которых он же
и открыл. Примененный им антропологический подход к лингвистическим
исследованиям и лингвистический к этнологическим способствовал
открытию богатого разнообразия культур американских индейцев и одновременно
определил широкие перспективы зарождающейся культурологии.
Сепир
обнаружил аналогичные формальные структуры в семитских, германских
и индейских языках, что позволило ему разработать общую концепцию языка
как строго организованной системы и заложить тем самым основы структурной
лингвистики. Установка Сепира на изучение языка в неразрывной связи
с мышлением и другими когнитивными процессами в том
социокультурном контексте, в котором язык функционирует, сыграла решающую
роль в возникновении этнолингвистики, социолингвистики, психолингвистики,
семантики и семиотики. Лингвистическая концепция Сепира изложена в его
книге «Язык».
Огромное
воздействие на все без исключения области гуманитарного знания и в большой
мере на психологию и психиатрию оказала созданная Сепиром теория
лингвистической относительности (позднее ее уточнил и дополнил его ученик Б. Л. Уорф).
Согласно концепции Сепира, специфические структуры каждого языка образуют
каркас той языковой реальности, которая в решающей степени определяет
нормы человеческого мышления и поведения, а значит, и основные
характеристики всего формирующего человека культурного поля.
Сепир
был известен современникам и как талантливый поэт, эссеист, композитор и борец
за права человека. Он был среди первых, кто понял, какую угрозу несет
европейскому еврейству пришедший к власти в Германии нацизм, и использовал
свой престиж ученого и личные связи для поддержки кампании в защиту
немецких евреев.
Эдуард
Сепир был президентом Американского лингвистического общества и Американской
антропологической ассоциации.