Правовые основы административного статуса гражданина Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №40 (278) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 01.10.2019

Статья просмотрена: 2581 раз

Библиографическое описание:

Чикирина, Е. В. Правовые основы административного статуса гражданина Российской Федерации / Е. В. Чикирина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 40 (278). — С. 155-158. — URL: https://moluch.ru/archive/278/62722/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье анализируются совокупность нормативных актов, которые направлены на регулирование административно-правового статуса гражданина. Административно-правовой статус гражданина представляет собой совокупность прав, свобод и обязанностей, которые гарантированы Конституцией Российской Федерации и действующим административным законодательством. Все дееспособные граждане могут осуществлять своими действиями субъективные права и обязанности, вступив при этом в административно-правовые отношения с органом исполнительной власти, государственного управления и местного самоуправления. Административно-правовые нормы реализуются при вступлении гражданина в административно-правовые отношения. Таким образом, можно сформулировать цель настоящей статьи, которая заключается в исследовании правовой основы административного статуса гражданина Российской Федерации.

Ключевые слова: Конституция РФ, нормативно-правовые акты, правовой статус, гражданин, местное самоуправление, государственное управление, акт.

В обществе и государстве юридический статус человека и гражданина в своем объеме проявляется как достаточно непростой и многоаспектный конституционно-правовым механизм. Указанный статус гражданина тесно смыкается с социальной структурой общества, а также пребывает в зависимости от уровня демократии и состояния законности в государстве.

Декларацию прав и свобод человека и гражданина, принятую 22 ноября 1991 года [2] необходимо назвать среди нормативно-правовых актом, регулирующих права человека, как имеющую весьма весомое значение. Данный документ является фундаментальной основой, содержащей общепризнанные международные принципы и стандарты в сфере прав человека. Декларация явилась основанием и Конституции Российской Федерации 1993 года, в части основ правового статуса человека и гражданина в РФ.

В ходе проведенного анализа законодательства, мы можем выделить те нормативные правовые акты, в которых содержаться нормы, регулирующие административный правовой статус граждан России. Перечислим те, в которых эти нормы содержаться в достаточно большом объеме: на первом месте стоит Конституция РФ, далее идут акты, изданные органами представительной власти; следующие можно назвать акты, издаваемые Правительством Российской Федерации; далее следуют акты Министерств и ведомств Российской Федерации; после чего необходимо упомянуть акты исполнительных органов субъектов Российской Федерации и затем акты, издаваемые органами местного самоуправления.

Содержание данных актов различное: они упорядочивают общепринятые правила; направлены на получение отдельными категориями граждан, установленных льгот; устанавливают порядок работы разных инспекций, учреждений и другое.

Конституция Российской Федерации в своей статье восемнадцатой провозглашает о том, что «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием». Положения конституционного права во многом определяют положение гражданина в весьма значимых сферах жизнедеятельности человека. Однако подробный порядок содержится в положениях иных отраслей права.

Во второй статье Конституции Российской Федерации содержится главная мысль, что: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». В связи чем, можно говорить о том, что сам человек, его положение в России является сосредоточением правового регулирования. Вышеуказанная в Конституции мысль говорит о призвании права и государства, его соответствующих органов и должностных лиц служить в целом обществу, каждой отдельной личности и каждому отдельному человеку.

Основу правового статуса личности, в больше мере касающиеся регулирования именно его статуса в административной сфере, хотелось бы назвать следующие: право на жизнь (ч. 1 ст. 20); право на свободу и личную неприкосновенность (ч. 1 ст. 22); право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч. 1 ст. 23); право на неприкосновенность жилища (ст. 25); право на свободное передвижение, выбор места пребывания и места жительства, свободного выезда за пределы Российской Федерации и беспрепятственного возвращения в Российскую Федерацию (ст. 27) и другие

Необходимо отметить и то, что в положениях Основного закона содержатся обязанности человека и определенные запреты, среди которых можно назвать запрет на занятие экономической деятельностью, которая направлена на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ч. 2 ст. 34), запрет на принудительный труд (ч. 2 ст. 37).

Административно-правовой характер носят нормы, которые содержаться в ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации и могут быть ограничены федеральным законом. Необходимо в данном случае назвать норму, содержащуюся в федеральному законе «О полиции», которая дает сотрудникам полиции когда есть на то основания, которые предусмотрены должными административно-правовыми нормами, ограничить право на неприкосновенность жилища. Это ограничение допускается в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также:

1) «для спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях;

2) для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления;

3) для пресечения преступления;

4) для установления обстоятельств несчастного случая».

Перечислим нормативно-правовые акты, которые содержат в себе самые весомые аспекты правового статуса личности:

– Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 29.07.2018) «О Конституционном Суде Российской Федерации»;

– Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ (ред. от 18.06.2017) «О референдуме Российской Федерации»;

– Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 N 1-ФКЗ (ред. от 31.01.2016) «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».

Далее назовем федеральные законы и кодексы, которые также содержат нормы, регулирующие правовой статус личности:

– Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002 N 62-ФЗ (последняя редакция);

– Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);

– Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 N 82-ФЗ (последняя редакция);

– Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 N 125-ФЗ (последняя редакция);

– Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15.08.1996 N 114-ФЗ (последняя редакция);

– Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19.06.2004 N 54-ФЗ (последняя редакция);

– Закон РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);

– Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 N 59-ФЗ (последняя редакция);

– Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. N 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» (с изменениями и дополнениями);

– Федеральный закон от 19.02.1993 N 4528–1 (ред. от 26.07.2019) «О беженцах»;

– Закон РФ от 19.02.1993 N 4530–1 (ред. от 27.12.2018) «О вынужденных переселенцах»;

– Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 N 115-ФЗ (последняя редакция);

– Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12.01.1996 N 10-ФЗ (последняя редакция);

– Федеральный закон «О политических партиях» от 11.07.2001 N 95-ФЗ (последняя редакция);

– Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 02.08.2019);

– Гражданский Кодекс Российской Федерации (части 1–4);

– Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 02.08.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2019);

– Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации» от 08.03.2015 N 21-ФЗ (ред. от 27.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2019)

– Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 02.08.2019),

– также другие федеральные законы и подзаконные нормативно-правовые акты, нормативные акты субъектов Российской Федерации, и муниципальных образований.

Бесспорно, признанные всем мировым сообществом принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, касающиеся прав человека, включены в правовую систему России. И данные нормы Конституцией Российской Федерации признаны приоритетными над внутригосударственными нормами. Кроме названной выше Декларации, можно здесь указать также Всеобщую декларацию прав человека, принятую Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года [3]. Более 100 государств взяли за основу данную декларацию при подготовке своих конституций.

В настоящее время государства обязаны основываться на содержащихся в данной декларации нормах, несмотря на то, подписана она ими или нет, а также подписаны или нет прочие основные международные акты по правам человека, так как большая доля данных норм обязательна (ius codena) для всех государств.

ООН в 1966 году были приняты два Международных пакта:

1) «Международный пакт о гражданских и политических правах» (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН));

2) «Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах» (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН).

Принятые пакты являются продолжением развития норм Всеобщей декларации прав человека, и в своей совокупности образуют своеобразную Международную Хартию прав человека.

Российская Федерация — участник вышеуказанных деклараций, и подписала другие международно-правовые акты, содержащие нормы, относящиеся к правам человека.

Российская Федерация является членом Совета Европы, что тем самым и способствовало присоединению России к международно-правовым актам по правам человека, которые действуют в Европе. Среди них можно упомянуть:

– «Конвенция о защите прав человека и основных свобод» (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) (вместе с «Протоколом [N 1]" (Подписан в г. Париже 20.03.1952), «Протоколом N 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней» (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), «Протоколом N 7" (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984)) Конвенцию о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года (и соответствующих протоколов к ней);

– «Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания» (ETS N 126) [рус., англ.] (Вместе с «Привилегиями и иммунитетами», «Пояснениями») (Заключена в г. Страсбурге 26.11.1987) (с изм. от 04.11.1993);

– «Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств» (ETS N 157) [рус., англ.] (Заключена в г. Страсбурге 01.02.1995)

– и другие документы.

Российская Федерация также участник Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), в связи с чем Россия также подписала многочисленные немаловажные документы, часть из которых касается прав человека.

Роль местного самоуправления, а также органов государственного управления немаловажны в формировании и реализации прав и обязанностей, составляющих административно-правовой статус человека.

Реализуя свои функции, они издают правовые акты, которые влияют на содержание статуса граждан, которые влекут приобретение им прав и обязанностей в той или иной сфере (образование, право собственности и др.); участвуют в организации исполнения нормативно-правовых актов, которые имеют отношение к административно-правовому положению граждан; оказывают помощь гражданам в реализации их конкретных субъективных прав; выполняют охрану прав и свобод граждан.

В своем большинстве акты, издаваемые органами местного самоуправления, представляются собой нормативно-правовой акт, содержащий конкретные права и обязанности, которые уже были определенны в достаточно общем виде конституциями и некоторыми законодательными актами.

Можно в качестве примера, указать Правила дорожного движения Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 04.12.2018) «О Правилах дорожного движения», которые являются базовыми и устанавливают права и обязанности граждан, в том числе административно-правового характера.

Можно говорить о том, что нормами административного права урегулированы в определенной части порядок разрешения органами местного самоуправления и государственной власти большое количество дел индивидуального значения. Также можно отметить, что данными нормами установлены определенные гарантии их прав и обязанностей.

Тем самым, можно сделать вывод о содержании административно-правового статуса гражданина. Он включает в себя права и обязанности, которые содержаться в Конституции Российской Федерации, и которые может осуществлять при реализации административно-правовых правоотношений с надлежащими субъектами. Данные права и обязанности принадлежат всем гражданам и не объединены с теми или другими частностями. Среди них можно говорить о различных личных, политических, экономических, социально-культурные правах и свобод граждан, указав в том числе и на права по защите этих прав и законных интересов гражданина.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)// Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
  2. Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года // Электронный ресурс — ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019.
  3. Постановление ВС РСФСР от 22.11.1991 N 1920–1 «О Декларации прав и свобод человека и гражданина // Электронный ресурс — ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019.
  4. Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 18.07.2019) «О полиции» Электронный ресурс — ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, последняя редакция, местное самоуправление, акт, ETS, гражданин, норма, страсбург, Генеральная Ассамблея ООН, государственное управление.


Похожие статьи

Понятие и принципы ответственности субъектов муниципальных правоотношений

Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления выступает самостоятельным правовым институтом. Осуществляя свои полномочия, органы местного самоуправления, находятся достаточно в сложных взаимоотношениях с государством. Конституцион...

Теоретико-правовые основы участия органов публичной власти в гражданском обороте

В нынешних условиях необходимость участия государства в гражданском обороте является важной необходимостью для решения стоящих перед ним социальных задач. В статье рассмотрены различные теоретико-правовые аспекты участия органов государственной власт...

Конституционная ответственность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации

В статье дается определение конституционно-правовой ответственности, которая определяется как ответственность, которая предусмотрена только нормами Конституции РФ и может наступить при нарушении конституционных обязанностей, анализируется ее особенно...

Прохождение государственной гражданской службы

В статье представлены различные подходы, связанные с определением правовой природы государственной службы. К ним относятся признание государственной службы в качестве особой государственной деятельности, указание на ее административный характер и при...

Проблемы реализации принципа добросовестности в налоговых правоотношениях

Налоговое законодательство представляет собой сложившийся, сформированный правопорядок. Данный порядок обеспечивает достижение основной цели налогообложения, закрепленной в ст. 8 Налогового кодекса РФ — финансовое обеспечение деятельности государства...

Право граждан и юридических лиц на обращение в органы местного самоуправления

В статье анализируются основные положения института прав граждан на обращение в государственные органы.

Вопросы ответственности в праве социального обеспечения

Анализируются проблемы ответственности, возникающие у субъектов в праве социального обеспечения РФ. Определяются порядок привлечения к юридической ответственности лиц, участвующих в данных правоотношениях. Кроме того, выдвигаются соответствующие усло...

О правовом регулировании правового положения человека в России

Статья посвящена общетеоретическому исследованию правового положения человека в России (РФ). На территории РФ находятся не только граждане данного государства, но и иностранные граждане. Их положение (статусы) отличаются специфическими особенностями,...

Физические лица как субъекты гражданского права

В современном обществе, в условиях постоянной динамики социальных отношений и развития информационных технологий, вопросы гражданского права приобретают особую актуальность и значимость. Одним из ключевых аспектов гражданского права является рассмотр...

Особенности административно-правового статуса гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица

В рамках настоящей статьи проводится комплексный анализ особенности правового статуса гражданина, который осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Анализируется современное законодательство, проводится современ...

Похожие статьи

Понятие и принципы ответственности субъектов муниципальных правоотношений

Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления выступает самостоятельным правовым институтом. Осуществляя свои полномочия, органы местного самоуправления, находятся достаточно в сложных взаимоотношениях с государством. Конституцион...

Теоретико-правовые основы участия органов публичной власти в гражданском обороте

В нынешних условиях необходимость участия государства в гражданском обороте является важной необходимостью для решения стоящих перед ним социальных задач. В статье рассмотрены различные теоретико-правовые аспекты участия органов государственной власт...

Конституционная ответственность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации

В статье дается определение конституционно-правовой ответственности, которая определяется как ответственность, которая предусмотрена только нормами Конституции РФ и может наступить при нарушении конституционных обязанностей, анализируется ее особенно...

Прохождение государственной гражданской службы

В статье представлены различные подходы, связанные с определением правовой природы государственной службы. К ним относятся признание государственной службы в качестве особой государственной деятельности, указание на ее административный характер и при...

Проблемы реализации принципа добросовестности в налоговых правоотношениях

Налоговое законодательство представляет собой сложившийся, сформированный правопорядок. Данный порядок обеспечивает достижение основной цели налогообложения, закрепленной в ст. 8 Налогового кодекса РФ — финансовое обеспечение деятельности государства...

Право граждан и юридических лиц на обращение в органы местного самоуправления

В статье анализируются основные положения института прав граждан на обращение в государственные органы.

Вопросы ответственности в праве социального обеспечения

Анализируются проблемы ответственности, возникающие у субъектов в праве социального обеспечения РФ. Определяются порядок привлечения к юридической ответственности лиц, участвующих в данных правоотношениях. Кроме того, выдвигаются соответствующие усло...

О правовом регулировании правового положения человека в России

Статья посвящена общетеоретическому исследованию правового положения человека в России (РФ). На территории РФ находятся не только граждане данного государства, но и иностранные граждане. Их положение (статусы) отличаются специфическими особенностями,...

Физические лица как субъекты гражданского права

В современном обществе, в условиях постоянной динамики социальных отношений и развития информационных технологий, вопросы гражданского права приобретают особую актуальность и значимость. Одним из ключевых аспектов гражданского права является рассмотр...

Особенности административно-правового статуса гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица

В рамках настоящей статьи проводится комплексный анализ особенности правового статуса гражданина, который осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Анализируется современное законодательство, проводится современ...

Задать вопрос