Формирование физической культуры и культуры здоровья обучающихся общеобразовательной организации на основе личностной самооценки | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Шуравина, Е. А. Формирование физической культуры и культуры здоровья обучающихся общеобразовательной организации на основе личностной самооценки / Е. А. Шуравина, Е. В. Колпачева, И. А. Лопатина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 40 (278). — С. 235-237. — URL: https://moluch.ru/archive/278/62739/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье рассматриваются педагогические аспекты формирования «физической культуры» и культуры здоровья обучающихся в школе через самоотношение. Описывается сравнительный анализ реализации программ «Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном процессе» и «Влияние физической культуры на жизнь и здоровье учащихся 8 класса». Сделан вывод о том, что для формирования «физической культуры» и культуры здоровья важную роль играет личностная самооценка. Выявлена закономерность: чем выше личностная самооценка обучающихся, тем выше уровень физической культуры и культуры здоровья.

Ключевые слова: культура здоровья, физическая культура, самооценка, самоотношение.

Актуальность. В современном обществе обращается внимание на развитие личности в системе образования, которое обеспечивается через формирование универсальных учебных действий. Согласно концепции развития образования в области физической культуры учебный предмет «Физическая культура» является один основным видом культуры человека и общества, в основании которого лежит двигательная деятельность. Физическая культура в школе — это деятельность, направленная на развитие и совершенствование духовных, физических и интеллектуальных качеств обучающихся и выступает как условие и результат формирования физической культуры личности. Несомненно, что самоотношение играет первостепенную роль в формировании культуры здоровья через занятия физической культурой и спортом.

Основными целями физкультурного образования обучающихся образовательных организаций принято считать:

– формирование знаний о культуре здоровья;

– формирование знаний о роли физической культуры в интеллектуальном развитии;

– ориентация школьников на саморазвитие, саморегулирование и самоконтроль в области физкультурной деятельности;

– непрерывное духовное и физическое развитие как важный фактор формирования культуры здоровья.

В связи с этим, поиск и разработка новых методик формирования физической культуры и культуры здоровья обучающихся, основанных на личностной самооценке, является актуальным вопросом теории и методики физического воспитания.

Обзор литературы. Согласно определению ведущих ученых в области физического воспитания (В. И. Ильинич, 2007; М. Я. Виленский, 1996), физическая культура предполагает свободное, сознательное самоопределение личности.

Формированию культуры здоровья уделяли внимание следующие ученые: Е. М. Беспаленко, Н. И. Лапин, М. Ю. Николаев, А. Г. Щедрина, А. С. Фетисов и др.

Таким образом, анализ научной литературы позволил сформулировать цель исследования: совершенствование педагогических основ формирования физической культуры и культуры здоровья обучающихся общеобразовательной организации на основе личностной самооценки.

Объект исследования: процесс физического воспитания в образовательной организации, ориентированный на формирование физической культуры и культуры здоровья обучающихся.

Предмет исследования: формирование физической культуры и культуры здоровья обучающихся на основе их личностной самооценки.

Научная новизна исследования в разработке программ «Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном процессе» и «Влияние физической культуры на жизнь и здоровье учащихся 8 класса», направленных на формирование физической культуры и культуры здоровья.

Методы исследования и испытуемые

В исследовании приняли участие обучающиеся 1–9 классовМБОУ «Новоусманский лицей» Воронежской области. В седьмых, восьмых и девятых классах в эксперименте участвовали девочки, занимающиеся баскетболом как дополнительным видом спорта; юноши 6–10 классов, также занимающиеся баскетболом и мальчики, и девочки четвертых и седьмых классов, занимающиеся настольным теннисом. Исследование проходило в 2018–2019 году, программы продолжают реализовываться, и данные для описания исследования взяты из мониторингового среза.

В качестве метода исследования послужили авторские программы «Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном процессе» и «Влияние физической культуры на жизнь и здоровье учащихся 8 класса».

Предполагалось, что использование самонаблюдения и самооценки, как компонентов самосознания, в процессе реализации данных программ позволит эффективно формировать у обучающихся физическую культуру и культуру здоровья.

В программы входили не только спортивные конкурсы, соревнования, тренировки, спортивные праздники, но и психологические упражнения (Николай Цзен, Юрий Пахомов «Психотехнические игры в спорте»). Книга посвящена использованию психотехнических игр при обучении простым видам саморегуляции при занятиях физической культурой. Были выбраны упражнения, которые помогли школьникам научиться контролировать мышечный тонус и уровень бодрствования, развивать воображение и мышление, чувствовать партнера и лучше взаимодействовать с другими людьми.

Результаты и их обсуждение

В результате реализации программ «Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном процессе» и «Влияние физической культуры на жизнь и здоровье учащихся 8 класса» было выявлено, что эффективное формирование физической культуры и культуры здоровья обучающихся будет обеспечено, если:

  1. Процесс формирования физической культуры и культуры здоровья у обучающихся выступает как часть целостного процесса физического воспитания общеобразовательной организации;
  2. Эффективность формирования физической культуры и культуры здоровья здорового является конечной целью процесса реализации программ и физического воспитания школьников;
  3. Суть методик, описанных в программах, заключается в использовании самооценки и самонаблюдения в процессе учебных занятий.

Выводы: формирование физической культуры и культуры здоровья обучающихся образовательных организаций зависит от мотивационно-потребностной сферы. Физическая деятельность возникает лишь в связи с наличием соответствующей мотивации. Мотив физической деятельности возникает не как внутренняя потребность субъекта, а как определенная потребность, как объект, побуждающий к действию. Т. е., для реализации программ очень важно учитывать мотивы, потребности и личностную самооценку. При высокой самооценке школьника возрастает значимость мотивации в продуктивности педагогического процесса. При низкой самооценке достижения результатов культуры здоровья будет проблематичным. Потребность как состояние диспозиции мотива связана с наличием чувства неудовлетворенности и активизирует организм, стимулирует его поведение на занятие физической культурой.

В педагогическом процессе преподавателем формируются убеждения разъяснение сути физического развития, причинно-следственных связей с культурой здоровья.

Литература:

  1. Беспаленко, Е. М. Спорт и физическая культура как профилактика авитальной активности учащихся. Сборник научных статей Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием «Медико-биологические и педагогические основы адаптации, спортивной деятельности и здорового образа жизни» /под редакцией Г. В. Бугаева, И. Е. Поповой/. — Воронеж: ИПЦ «Научная книга», 2012. — с. 314–316
  2. Ильин, И. А. Актуальные вопросы подготовки общественных физкультурных кадров для села / И. А. Ильин, Н. А. Соловьев // Актуальные проблемы развития физической культур и спорта: сборник Республиканской научно-практической конференции. 25 марта 2003 г. — Ижевск, 2003.– С. 22–24.
  3. Педагогика физической культуры и спорта: учебник / под ред. С. Д. Неверковича. –М.: Физическая культура, 2006. — 528 с.
  4. Селевко, Г. К. Технологии физического воспитания, сбережения и укрепления здоровья [Текст] / Г. К. Селевко. — М.: НИИ школьных технологий, 2006. — 144 с. (Энциклопедия образовательных технологий).
  5. Физическая культура студента: Учебник / М. Я. Виленский, А. И. Зайцев, В. И. Ильинич и др.; Под ред. В. И. Ильинича. — М.: Гардарики, 2000— 385. — Рек. М-вом образования РФ для студентов вузов. — ISBN 5–8297–0010–7.
  6. Щедрина, А. Г. Здоровый образ жизни [Текст] / Л. Г. Щедрина. — Новосибирск: ООО «Альфа-Виста», 2007. — 144 с.
Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, культура здоровья, культура здоровья обучающихся, личностная самооценка, здоровье учащихся, развитая личность, учебно-воспитательный процесс, физическое воспитание, формирование, формирование культуры здоровья.


Похожие статьи

Физическое воспитание как инструмент развития духовной культуры личности и личностных качеств студентов

В данной статье рассматривается физическое воспитание как способ формирования личности студентов. Определяется понятие духовности в контексте физической культуры личности. Рассматривается влияние правильно организованного, эффективного занятия физиче...

Развитие здоровьеориентированной направленности личности старшеклассника в контексте физкультурной деятельности

В статье раскрываются особенности развития и совершенствования здоровьеориентированной направленности личности старшеклассника на основе физкультурной деятельности. Констатируется, что эффективное физическое развитие, укрепление здоровья возможно в с...

Особенности влияния занятий физическими упражнениями и спортом на формирование здорового образа жизни студентов

В статье проводится краткий анализ существующей системы физического воспитания подрастающего поколения. Подчеркивается важная роль занятий физическими упражнениями и спортом для ведения здорового образа жизни человека. Отмечается, что созданная в стр...

Теория и методология обучения физической культуре в общеобразовательной организации

В статье дается обоснование теории и методологии обучения физической культуре в общеобразовательной организации. Установлено, что теоретические и методологические основы обучения физической культуре позволяют формировать у учащихся компетенции здоров...

Здоровый образ жизни как модель первичной профилактики заболеваний у студентов педагогического вуза

В статье приведены данные о необходимости и возможности формирования здорового образа жизни для первичной профилактики заболеваний у студентов педагогического вуза. При этом важная роль отводится педагогам, которые непосредственно решают задачи форми...

Самоотношение как компонент личностного потенциала обучающихся подросткового возраста

Личностный потенциал представляет собой сочетание индивидуальных качеств, необходимых для успешного функционирования в обществе. В данной статье рассматриваются проблемы развития личностного потенциала подростков. В статье приводятся результаты эмпир...

Формирование положительного самовосприятия и самооценки учащихся на уроках русского языка и литературы

Данное исследование посвящено изучению методов формирования положительного самовосприятия и самооценки учащихся на уроках русского языка и литературы. В работе рассматриваются педагогические подходы и практики, направленные на повышение уверенности в...

Педагогическое мастерство в системе высшего образования по физической культуре

В статье рассматриваются факторы использования педагогического мастерства в работе преподавателя физической культуры образовательного пространства высшего звена. Анализ и изучение данных основных элементов в реализации педагогического опыта по формир...

Формирование нравственно-патриотической направленности личности обучающихся начальной школы в процессе образовательной деятельности педагога

В статье рассматриваются особенности формирования нравственно-патриотической личности обучающихся начальной школы в процессе образовательной деятельности педагога. Автором разработана программа, которая реализуется в модели и выделены уровни ее освое...

Привлечение студентов к здоровому образу жизни во внеаудиторное время

В работе рассмотрены направления привлечения студентов к здоровому образу жизни. Вследствие перенапряжения обучением наблюдается ухудшение процесса сохранения здоровья учащихся, что требует целенаправленной работы образовательного учреждения по влиян...

Похожие статьи

Физическое воспитание как инструмент развития духовной культуры личности и личностных качеств студентов

В данной статье рассматривается физическое воспитание как способ формирования личности студентов. Определяется понятие духовности в контексте физической культуры личности. Рассматривается влияние правильно организованного, эффективного занятия физиче...

Развитие здоровьеориентированной направленности личности старшеклассника в контексте физкультурной деятельности

В статье раскрываются особенности развития и совершенствования здоровьеориентированной направленности личности старшеклассника на основе физкультурной деятельности. Констатируется, что эффективное физическое развитие, укрепление здоровья возможно в с...

Особенности влияния занятий физическими упражнениями и спортом на формирование здорового образа жизни студентов

В статье проводится краткий анализ существующей системы физического воспитания подрастающего поколения. Подчеркивается важная роль занятий физическими упражнениями и спортом для ведения здорового образа жизни человека. Отмечается, что созданная в стр...

Теория и методология обучения физической культуре в общеобразовательной организации

В статье дается обоснование теории и методологии обучения физической культуре в общеобразовательной организации. Установлено, что теоретические и методологические основы обучения физической культуре позволяют формировать у учащихся компетенции здоров...

Здоровый образ жизни как модель первичной профилактики заболеваний у студентов педагогического вуза

В статье приведены данные о необходимости и возможности формирования здорового образа жизни для первичной профилактики заболеваний у студентов педагогического вуза. При этом важная роль отводится педагогам, которые непосредственно решают задачи форми...

Самоотношение как компонент личностного потенциала обучающихся подросткового возраста

Личностный потенциал представляет собой сочетание индивидуальных качеств, необходимых для успешного функционирования в обществе. В данной статье рассматриваются проблемы развития личностного потенциала подростков. В статье приводятся результаты эмпир...

Формирование положительного самовосприятия и самооценки учащихся на уроках русского языка и литературы

Данное исследование посвящено изучению методов формирования положительного самовосприятия и самооценки учащихся на уроках русского языка и литературы. В работе рассматриваются педагогические подходы и практики, направленные на повышение уверенности в...

Педагогическое мастерство в системе высшего образования по физической культуре

В статье рассматриваются факторы использования педагогического мастерства в работе преподавателя физической культуры образовательного пространства высшего звена. Анализ и изучение данных основных элементов в реализации педагогического опыта по формир...

Формирование нравственно-патриотической направленности личности обучающихся начальной школы в процессе образовательной деятельности педагога

В статье рассматриваются особенности формирования нравственно-патриотической личности обучающихся начальной школы в процессе образовательной деятельности педагога. Автором разработана программа, которая реализуется в модели и выделены уровни ее освое...

Привлечение студентов к здоровому образу жизни во внеаудиторное время

В работе рассмотрены направления привлечения студентов к здоровому образу жизни. Вследствие перенапряжения обучением наблюдается ухудшение процесса сохранения здоровья учащихся, что требует целенаправленной работы образовательного учреждения по влиян...

Задать вопрос