Основанием какой-либо юридической ответственности, в том числе и административной, в сфере финансов является финансовое правонарушение. Финансовое правонарушение — это противоправное виновное деяние -действие или бездействие -, посягающее на установленный государством порядок осуществления финансовой деятельности и вызывающее применение соответствующих юридических санкций.
Установление административной ответственности за нарушения в сфере финансов имеет целью защиту интересов государства в правоотношениях, связанных с обеспечением режима функционирования государственных денежных фондов, а также с обеспечением экономической безопасности государства вообще. Такие правонарушения совершаются при осуществлении финансовой, валютной, банковской деятельности.
Глава 15 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее по тексту КоАП РФ) «Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг» объединяет три группы административных правонарушений — административные правонарушения в области финансов, административные правонарушения в области налогов и сборов, административные правонарушения в области рынка ценных бумаг.
В зависимости от объекта административные правонарушения в области финансов можно подразделить на подгруппы:
- Правонарушения в области наличного денежного обращения (статья 15.1 КоАП РФ «Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, а также нарушение требований об использовании специальных банковских счетов»).
- Правонарушения в области налогов (ст. 15.3 КоАП РФ «Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе»; ст. 15.5 КоАП РФ «Нарушение сроков представления налоговой декларации (расчета по страховым взносам)»; ст. 15.7 КоАП РФ «Нарушение порядка открытия счета налогоплательщику»).
- Административные правонарушения, объектом которых является нарушение установленного порядка ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности (ст. 15.11 КоАП РФ «Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности»).
- Административные правонарушения в сфере бюджетной политики (ст. 15.14 КоАП РФ «Нецелевое использование бюджетных средств»; ст. 15.15 КоАП РФ «Невозврат либо несвоевременный возврат бюджетного кредита»).
- Административные правонарушения в сфере банков и банковской деятельности (ст. 15.10 КоАП РФ «Неисполнение банком поручения государственного внебюджетного фонда»; ст. 15.26 КоАП РФ «Нарушение законодательства о банках и банковской деятельности»).
В настоящей статье мы подробно рассмотрим ст. 15.15.15 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации — «Нарушение порядка формирования государственного (муниципального) задания» (введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 252-ФЗ), на примере материалов прокурорской проверки.
Статья 15.15.15 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение порядка формирования государственного (муниципального) задания. Указанное деяние предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
В соответствии со ст. 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее по тексту — БК РФ) муниципальное задание формируется для бюджетных и автономных учреждений, а также казенных учреждений, определенных в соответствии с решением органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств. Финансовое обеспечение выполнения муниципальных заданий осуществляется за счет средств местных бюджетов в порядке, установленном местной администрацией. Объем финансового обеспечения выполнения муниципального задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание муниципальных услуг.
Согласно ст. 69.1 БК РФ к бюджетным ассигнованиям на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) относятся ассигнования на предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям, включая субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания.
Согласно ст. 78.1 БК РФ в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.
Предоставление предусмотренных указанной статьей субсидий, за исключением субсидий из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, осуществляется в соответствии с соглашениями о предоставлении субсидии, заключаемыми между органами местного самоуправления), осуществляющими функции и полномочия учредителя, и бюджетными или автономными учреждениями.
В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств формирует и утверждает муниципальные задания, обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.
В ходе проведенных надзорных мероприятий Светлогорской межрайонной прокуратурой установлено, что и. о. главы администрации МО «Светлогорский район» 09.01.2018 утверждено муниципальное задание на оказание муниципальных услуг детскому саду на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов.
В целях финансового обеспечения выполнения муниципального задания между МКУ «Отдел по бюджету и финансам Светлогорского района» заключено Соглашение, в соответствии с которым на оказание муниципальных услуг Учреждению предоставляется субсидия за счет средств местного бюджета в размере 8 617 580 рублей.
Согласно п. 2.1.2 Соглашения МКУ «Отдел по бюджету и финансам Светлогорского района» обязуется перечислять Учреждению субсидию на выполнение муниципального задания из районного бюджета по заявкам Учреждения ежемесячно в соответствии с графиком.
В соответствии с графиком перечисления субсидии Учреждению общий размер финансирования со стороны местного бюджета за январь-март 2018 года должен был составить 2 500 000 руб.
В нарушение Соглашения и приведенных норм федерального законодательства фактически за январь-март 2018 года МКУ «Отдел по бюджету и финансам Светлогорского района» перечислено субсидий лишь на сумму 1 806 955 руб. 72 коп.
Выявленные нарушения являются недопустимыми, препятствуют своевременному исполнению муниципального задания в полном объеме, затрудняют доступ граждан к получению муниципальных услуг надлежащего качества.
Статьей 38.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрен принцип подведомственности расходов бюджетов, который означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.
Согласно статье 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета.
МКУ «Отдел по бюджету и финансам Светлогорского района» проверяемый период являлся главным распорядителем средств бюджета МО «Светлогорский район» в соответствии с Уставом муниципального образования.
Распоряжением главы администрации МО «Светлогорский район» ВНН назначена на должность начальника МКУ «Отдел по бюджету и финансам Светлогорского района».
Учитывая изложенное, в действиях начальника МКУ «Отдел по бюджету и финансам Светлогорского района» ВНН усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях — нарушение финансового обеспечения выполнения муниципального задания.
При таких обстоятельствах, прокурором возбуждено производство об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица — начальника МКУ «Отдел по бюджету и финансам Светлогорского района» ВНН. Указанное постановление для рассмотрения по существу направлено в Мировой суд.
По результатам рассмотрения производства об административном правонарушении в отношении ВНН, Мировой судья вынес постановление о признании должностного лица — начальника муниципального учреждения «Отдел по бюджету и финансам Светлогорского района» ВНН виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.15 КоАП РФ, и назначил наказание в виде административного штрафа в размере 10000 (десяти тысяч) рублей.
Начальник МКУ «Отдел по бюджету и финансам Светлогорского района» ВНН не согласившись с вышеуказанным постановлением, обратилась в Светлогорский городской суд с жалобой на постановление мирового судьи, в которой просила постановление мирового судьи отменить, а производство по делу прекратить.
Городской суд, исследовав все материалы дела об административном правонарушении в отношении ВНН, вынес решение об оставлении постановлении Мирового судьи без изменения, а жалобу ВНН — без удовлетворения.
К настоящему моменту уже сформировалась определенная судебная практика применения ст. 15.15.15 КоАП РФ. Как правило, эта статья применяется в случае:
– изменения объема субсидии на финансовое обеспечение задания в течение срока его выполнения без внесения соответствующих изменений в само задание;
– нарушения установленного в соглашении на предоставление субсидии срока перечисления средств;
– несоблюдения сроков для утверждения задания;
– утверждения задания без включения в него показателей, характеризующих качество и (или) объем (содержание) каждой государственной (муниципальной) услуги (работы).
В то же время еще не выработан единый подход по вопросу привлечения должностных лиц к административной ответственности по ст. 15.15.15 КоАП РФ в случаях, если в проверяемом периоде были выявлены нарушения порядка формирования задания в отношении нескольких учреждений. В ряде случаев суды подтверждают обоснованность привлечения к ответственности по каждому эпизоду. В то же время существует практика однократного привлечения к административной ответственности за нарушение порядка формирования задания в отношении нескольких подведомственных учреждений.
С субъективной стороны рассматриваемый состав административного правонарушения характеризуется неосторожной или умышленной формой вины.
Субъектами административной ответственности по ст. 15.15.15 КоАП РФ могут выступать только должностные лица.
Литература:
- Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 02.08.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2019)
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 02.08.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2019)
- Постатейный комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях. Часть вторая (том 1) (под общ. ред. Л. В. Чистяковой) («ГроссМедиа», «РОСБУХ», 2019)
- Материалы надзорной деятельности Светлогорской межрайонной прокуратуры, 2019
- Судебная практика