Актуальность статьи обусловлена необходимостью повышения качества профессиональной подготовки специалистов в условиях практико-ориентированной парадигмы образования. В статье рассмотрены особенности и возможности использования метода ситуационного анализа в процессе обучения иностранному языку в профессиональных целях.
Ключевые слова: иноязычная коммуникативная компетенция, кейс-метод, интерактивные методы обучения, проблемная ситуация, оптимизации образовательного процесса.
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО третьего поколения целью освоения дисциплины «Иностранный язык» является формирование иноязычной коммуникативной компетенции, которая предполагает владение всеми видами речевой деятельности на иностранном языке в сфере профессиональной коммуникации, формирование способности и готовности будущих специалистов выполнять задачи поиска и анализа информации в профессиональных целях, а также работать с аутентичными источниками в области выбранной специализации. Иноязычная коммуникативная компетенция позволяет квалифицированному специалисту осуществлять эффективное межличностное общение во всех сферах своей деятельности [1].
Для решения задач подготовки специалистов определенного профиля в условиях практико-ориентированной парадигмы образования наиболее эффективными методами обучения иностранному языку являются интерактивные, позволяющие активно вовлекать обучающихся в различные индивидуальные, групповые, коллективные формы обучения и побуждать их к продуктивной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом [4].
Метод ситуационного анализа или кейс-метод (case-study) считается одним из наиболее эффективных развивающих способов обучения навыкам решения типичных проблем на основе реальных ситуаций (cases), так как он направлен не столько на освоение конкретных знаний или умений, сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного уровня обучающихся для осуществления успешной профессиональной коммуникации.
Поскольку кейс-метод направлен на развитие всех видов речевой деятельности, наиболее эффективно его использование на завершающем этапе работы над темой, когда обучающимся предоставляется возможность активно использовать изученный лексико-грамматический материал в речи, а преподаватель может оценить уровень сформированности речевых навыков обучающихся, степень усвоенности тематической лексики и грамматических структур.
В комплект кейса входят несколько компонентов: изложение проблемы (ситуации), основные задания, письменные тексты презентаций, карточки с критериями оценки работ, образцы представления результатов обсуждения в письменной форме. Функция преподавателя заключается в организации коллективной работы, оптимизации хода работы, подведении итогов обсуждения кейса и оценке работы каждого обучающегося.
Примером кейс-метода может послужить case-study «Выбор путешествия» на завершающем этапе работы над темой «Родной город» с обучающимися 1 курса юридического вуза. Целями кейс-метода на практическом занятии по английскому языку являются:
– активизация тематической лексики;
– выработка навыков обобщения информации;
– развитие творческого мышления;
– развитие навыков проведения презентации (умение публично представить свою работу на иностранном языке);
– развитие умения вести дискуссию, аргументировать ответы (развитие речевых навыков без опоры на готовый текст);
– совершенствование навыков чтения и обработки информации;
– формирование навыков работы в команде.
Технология проведения кейс-метода
- Преподаватель описывает проблемную ситуацию: вы собираетесь провести отпуск (каникулы) в каком-то интересном месте в Европе, в туристическом агентстве вам предлагают проспекты с информацией о тех местах, которые можно посетить.
- Преподаватель делит обучающихся на три команды и раздает карточки A, B, C с описанием ситуации, предлагает выбрать роли:
A — семья (родители и двое детей-подростков) хочет посетить музеи мировой известности и испытать что-то новое необычное.
B — компания веселых друзей хочет принять участие в каком-либо интересном мероприятии во время поездки.
C — группа студентов, выигравших тур в качестве приза за победу в проекте «Мировые культуры», они должны представить доклад о поездке и своих впечатлениях.
- Каждая команда изучает информацию о трех разных турах, обсуждает преимущества и недостатки предлагаемого тура (используется список «плюсов» и «минусов», также предложенный в виде раздаточного материала или представленный на доске или на слайде).
- Участники каждой команды делают сообщение о выбранном туре всей группе, аргументируя свой выбор (даются модели высказываний, участники своей команды дополняют отвечающего, участники других команд могут задавать вопросы).
- Каждая команда составляет и представляет короткое сообщение для Интернет-блога о предстоящей поездке.
- Преподаватель подводит итоги обсуждения кейса (командная работа) и оценивает работу каждого обучающегося.
Подготовка комплекта кейса включает в себя следующий раздаточный материал:
– карточки A, B, C с описанием ситуаций;
– проспекты с информацией о турах;
– список «плюсов» и «минусов» тура для аргументирования выбора;
– речевые модели для построения высказываний.
Кейс-метод «Выбор путешествия» способствует:
– оптимизации образовательного процесса;
– эффективной организации коллективной работы;
– развитию всех видов речевой деятельности: чтение, говорение, письмо, аудирование;
– выработке навыков самостоятельной работы, умения дискутировать;
– проявлению обучающимися инициативы.
В ходе практического использования кейс-метода могут возникать трудности, особенно у обучающихся со слабым уровнем языковой подготовки, поэтому дифференциация заданий по уровню сложности и объему выполнения, стимулирование и наводящие вопросы преподавателя должны способствовать снятию трудностей и осуществлению эффективной речевой коммуникации всех обучающихся в заданной ситуации.
Использование кейс-метода в сочетании с традиционными формами обучения способствует оптимизации образовательного процесса, позволяет добиться успешного усвоения учебного материала и его продуктивного применения, повышает мотивацию обучающихся к изучению иностранного языка. Важно то, что у обучающихся появляется возможность творчески применять пройденный языковой материал на базе своих профессиональных знаний и позволяет им адаптироваться к реальным и потенциально возможным ситуациям [2].
Следует отметить, что в обучении иностранному языку в профессиональных целях метод кейсов служит для создания языковой среды и условий формирования потребности в использовании иностранного языка как средства межкультурного взаимодействия, интеграции знаний из разных областей знаний вокруг решения одной общей проблемы, а также развития иноязычной коммуникативной компетенции в рамках активной совместной исследовательской и творческой деятельности [3].
Таким образом, в условиях переориентации современного образования на формирование компетентности, умений и навыков мыслительной деятельности, развитие способностей личности использование кейс-метода в обучении иностранному языку показывает высокую эффективность и имеет хорошие перспективы.
Литература:
- Долматова Н. С. Проблема формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов неязыкового ВУЗа // Психология, социология и педагогика. 2014. № 5. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/05/3053 (дата обращения: 07.02.2019).
- Павленко В. Г. Применение кейс-метода при обучении английского языка в неязыковом вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2016. — Т. 17. — С. 534–538. URL: http://e-koncept.ru/2016/46282.htm.
- Пахтусова Е. Э. Метод кейсов в обучении иностранному языку в вузе // Молодой ученый. — 2014. — № 7. — С. 532–534. URL https://moluch.ru/archive/66/11034/ (дата обращения: 25.09.2019).
- Шепшинская И. М. Кейс-стади как активный метод обучения иностранным языкам в педагогическом вузе // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/keys-stadi-kak-aktivnyy-metod-obucheniya-inostrannym-yazykam-v-pedagogicheskom-vuze (дата обращения: 27.09.2019).