В данной статье рассмотрены особенности становления и отражён процесс возникновения коррупции в органах государственной власти Российской Федерации.
В частности, доказывается потребность более тесного международного взаимодействия в целях достижения победы в борьбе с коррупцией. Изложены меры по борьбе с коррупцией в органах государственной власти в России.
Ключевые слова: коррупция, органы государственной власти, борьба с коррупцией, взяточничество, антикоррупционное законодательство, подкуп.
Коррупция, это глобальная проблема нынешнего общества, которая в достаточной степени изучена с позиций различных взглядов и аспектов человеческого общества. Вместе с тем, в современных условиях международного пространства, изучение коррупции, как транснациональной опасности, которая порочит авторитетность органов государственной власти, нарушает права физических и юридических лиц, является значимой и актуальной, также, как и разработка высокоэффективных и действенных мер противодействия коррупции во всех сферах взаимодействия власти и общества.
Коррупция в органах государственной власти, это в некоторой степени «болезнь», которая научилась взаимодействию и легкому функционированию с получением прибыли и выгоды, а также оправданием собственного существования. В отчетливо налаженной системе существующих органов государственной власти, эта «болезнь» уже явно заметна, но её губительное воздействие несомненно сказывается на законной работе органов государственной власти. Как уже было сказано выше, существование коррупции в государстве подрывает не только авторитет властных органов, но и такие понятия как: легитимность, стабильность, тем самым нарушая народное единство и затрудняя социально — экономическое развитие государства в целом.
Субъект, который обладает полномочиями власти, приобретает легкую возможность, пользуясь своим положением, осуществлять разнообразного рода правонарушения, которые не могут быть совершены частными лицами.
Целесообразно отметить, что определение «коррупция» появилось у нас лишь в 1993 г. в проекте первого закона о борьбе с коррупцией. А наставшее в начале 90-х годов динамичное правовое исследование такого опасного явления в системе государственной службы уже не соответствовало объёмам его увеличения в сфере государственного управления нашей страны.
Ещё в тот период было очевидно, что с таким явлением ожидается сложное противостояние, борьба, в которой нашей стране нужна только победа, но достичь её можно лишь посредством общих стараний и четко организованной работе.
В наши дни оборачиваясь на минувшие годы борьбы с коррупцией в органах государственной власти, можно сказать о том, что борьба с коррупцией ведётся у нас в стране. Систематически ужесточаются законы касаемо взяточничества, а в судебное производство уходят уголовные дела.
Сроки получают как министры, так и мелкие чиновники, президент Российской Федерации регулярно докладывает о принятии программ по борьбе с коррупцией. Позволит ли это раз и навсегда одержать победу над коррупцией? Ответ на этот вопрос может дать только время, тем не менее за всю историю развития коррупции в России этого еще никому не удалось реализовать.
В коррупционных отношениях И. В. Годунов определяет три стороны: государственный служащий, в силу различных причин и за незаконное вознаграждение совершающий действия в пользу заинтересованной стороны; заинтересованная сторона, которая желает получить блага, законом не предусмотренные; потерпевшая сторона — государство, представитель общества [1].
На первом заседании Совета по борьбе с коррупцией, которое состоялось 12 января 2004 г. президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин сделал акцент на том, что корни коррупции находятся в самих изъянах устройства экономической и административной жизни государства, которые подпитываются некачественным законодательством и распространяются при отсутствии эффективного контроля за деятельностью должностных лиц, органов государственной и муниципальной власти [2].
Российские ученые, изучающие коррупцию, обращают внимание на тот факт, что в России отсутствуют необходимые условия для эффективного функционирования государственной службы, а также меры, направленные на предупреждение коррупции [3].
А. В. Гайдук считает, что целеустремленная борьба с коррупцией не может быть успешной, если она будет основана на разовых и краткосрочных кампаниях. Позитивные результаты борьбы с коррупцией можно получить только при условии долгосрочных социально-экономических, политических и правовых перемен. [4]
В России коррупция достигла невероятных масштабов. Средства массовой информации по всему миру изо дня в день представляют материалы, которые свидетельствуют об актуализации проблематики коррупции и, следовательно, о потребности осуществления государствами согласованных действий в борьбе против этого неблагоприятного явления.
Тем не менее очевидно, что сдвиги в борьбе с нынешним явлением практически ничтожны. Появляется правомерный вопрос: почему?
Чиновники из правоохранительных органов при ответе на этот вопрос зачастую ссылаются на недостаточность нормативно — правовой базы для борьбы с коррупцией, однако в последние годы проведена большая работа по усовершенствованию антикоррупционного законодательства.
В общественном восприятии в последнее время бытует мнение о сплошной коррумпированности государственного аппарата, о том, что без подкупа добиться своих прав просто невозможно.
Мнение о том, что России является одной из самых коррумпированных стран существует и в мировом обществе.
Наиболее опасными проявлениями нынешнего явления — государственный терроризм (насилие власти) и государственная коррупция (продажность власти). Всё это является не только сложными вопросами и проблемами для России, но и для общемирового масштаба.
При это нужно признать то, что радикальных перемен в данной области, к сожалению, не происходит, и по всей видимости, в ближайшем будущем каких-либо изменений в борьбе с коррупцией не ожидается.
Но тем не менее опасность нынешней российской коррупции заключается в ее массовости, распространении во все сферы жизни общества, моментальной приспособляемости к новым условиям, соответственно доверие граждан к институтам государственной власти оказывается на низком уровне.
Усовершенствование деятельности по борьбе с коррупцией необходимо объединять с комплексным осуществлением организационных, политических, правовых, финансовых и технических мероприятий, которые будут обеспечивать тенденцию надлежащих механизмов, осуществление которых позволит реализовать основательные предпосылки для кардинальных изменений ситуации в сфере противодействия масштабным проявлениям коррупции. Но для результативной работы по минимизации явления коррупции этого слишком мало. Нужна политическая воля руководителей совершено различных уровней государственной власти для организации борьбы с коррупцией на мировом уровне. Очень большое значение имеет то, чтобы эта политическая воля не была результатом тех или иных политических разборок, а преследовала интересы защиты закона и граждан.
Исходя из этого, необходимо принятие существенных политико-правовых мер, которые будут направлены на укрощение коррупции в государственной и муниципальной службе. К одним из таким мер можно отнести:
- Усиление надведомственного контроля и надзора в отношении абсолютно всех государственных и муниципальных органов вне зависимости от того, к какой ветви власти они относятся;
- Общественный контроль со стороны СМИ, института по правам человека;
- Политический контроль за органами власти и муниципальными органами со стороны общества через различные политические партии и движения.
Литература:
- Годунов И. В. — Противодействие организованной преступности: Учеб. пособие. — М., 2013. С. 335.
- Выступление В. В. Путина 12 января 2004 г. на первом заседании Совета по борьбе с коррупцией при Президенте РФ.
- Куракин А. В. — Административно-правовые средства борьбы с коррупцией в системе государственной службы // — Журнал российского права. 2013. № 7. С. 79–89.
- Гайдук, этнологического метода в научных исследованиях национальных и федеративных отношений в России // Политика и общество, 2011. — № 4.