В статье рассмотрены нормативно-правовые акты, которые в настоящее время в обществе регулируют правовой статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Наиболее существенным элементом социальной функции государства является забота о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей. Конституция РФ наделяет их определенным набором прав и свобод. Можно сформулировать цель настоящей статьи, которая заключается в исследовании правовой основы статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Ключевые слова: попечение родителей, ребенок, правовой статус детей-сирот, Российская Федерация, группа норм, дееспособность.
29 мая 2017 года Президентом России Владимиром Путиным был подписан указ, который провозгласил Десятилетие детства на 2018–2027 годы. Цель проведение указанного десятилетия состоит в том, что необходимо провести усовершенствование политики нашего государства в сфере защиты детства. Основание данного решения послужили итоги, которых удалось достичь в результате работы Национальной стратегии действий в интересах детей, которая действовала 2012–2017 годы.
Конституция Российской Федерации в своих статьях 7,38,39 указывает на то, что важнейшим принципом социальной политика государства является именно правовая охрана детства. Основываясь на ст. 39 Конституции можно сказать о том, что воспитание детей является полноценным правовым основанием для предоставления социального обеспечения от государства, которое выражается в виде пособий, пенсий, компенсаций, социального обслуживания и другое.
Политика государства в настоящее время ориентирована на поддержку материнства и детства, это один из первоочередных курсов демографической политики.
20 ноября 1989 года ООН в рамках своего заседания приняла Конвенцию о правах ребенка [1], в которой установила в статье 1, что ребенком является каждое человеческое существо до достижения восемнадцатилетнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.
Конвенция также содержит указание на то, что ребенок должен быть зарегистрирован сразу после своего рождения, и устанавливает право на имя и приобретение гражданства именно с момента своего рождения (ст.7). В Концепции также указано приобретаемое с рождения право ребенка знать своих родителей и право на их заботу.
Кроме вышеперечисленных прав, Конвенция указывает право ребенка свободно выражать свое мнение, содержание это право заключается в «свободе искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка» (ст. 13).
Российская Федерация, принимая Семейный кодекс, также включила понятие о том, что «ребенком также признается лицо, не достигшее возраста 18 лет (совершеннолетия)». Кроме того, в Гражданском кодексе Российской Федерации [5] было обозначено такое понятие, как «малолетний», то есть несовершеннолетний, достигший 14 лет. Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» в своих положениях использует понятие «не полностью дееспособный гражданин».
Нормативно-правовые акты Российской Федерации достаточно детально описывают определенные признаки, чтобы официально признать ребенка — сиротой. Основной признак такого ребенка — это те возрастные границы, которые обуславливают его психофизические особенности, а также они устанавливают право- и дееспособность. Важная особенность такого ребенка, в частности малолетнего, обусловлена его физической и социальной беспомощностью, основываясь, на чем большинство принадлежащих ему прав не может быть реализовано им самим. Ответственность за то, чтобы его права были реализованы ложиться на родителей, опекунов, специальные учреждения, государство и общество в целом.
Атрибутами правового статуса детей-сирот являются — право- и дееспособность, а также их деликтоспособность.
Правоспособность детей-сирот состоит из возможности иметь отдельные права и обязанности, которые не присущи другим гражданам, и относятся только к детям-сиротам.
Проанализировав нормативно-правовые акты, а также юридическую литературы не было обнаружено единого определения дееспособности несовершеннолетнего ребенка. В литературе можно найти такие определения, как «относительная», «частичная», «ограниченная». Согласно содержанию статей федерального закона «Об опеке и попечительстве» ребенок разного возраста имеет «не полную» дееспособность.
Гражданский кодекс Российской Федерации содержит указания на то, что дети старше 6 лет обладают установленным объемом дееспособности. Объем дееспособности продолжает расти вплоть до достижения ребенком 14 лет. Гражданин приобретает полную дееспособность, когда достигает возраста 18 лет.
В литературе имеется много споров по вопросу того, есть ли полная дееспособность у ребенка, который не достиг 6 лет. В случае же когда ребенок-сирота то его дееспособность имеет специфическую тонкость, так как нет родителей, которые представляют его интересы, когда у других детей они имеются.
Законным представителем ребенка-сироты становятся в итоге прохождения определенной процедуры оформления соответствующих документов, предусмотренных законодательными актами.
Как и дееспособность, деликтоспособность ребенка-сироты имеет свое отличие от деликтоспособности обычных граждан. Она отличается тем, что субъектом нарушения являются только ребенок-сирота. Но хотелось бы отметить малочисленность таких случаев.
Таким образом, правовой статус ребенка-сироты состоит в достижении обществом реализации всего объема прав и свобод, а также социальных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, который сформулирован в нормах объективного права.
В статье 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [4] содержаться такие понятия:
– дети-сироты — лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;
– дети, оставшиеся без попечения родителей, — лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.
Вышеуказанный список причины неограничен, он может быть дополнен иными случаями признания ребенка, оставшимся без попечения родителей, в том порядке, который установлен законодательством.
Как видно из положений вышеуказанного закона, в нем содержаться основные понятия, а также те обстоятельства, при которых ребенок может встретиться с несоблюдением его прав.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, могут быть не только гражданами Российской Федерации, но и иностранными гражданами и лицами без гражданства.
Можно сделать следующий вывод, выделив особенности правового статуса детей-сирот. Их правовой статус выражен в нормах объективного права; содержит такие атрибуты как — правоспособность, дееспособность и деликтоспособность, каждый из них имеет специфические черты, которые определяются свойством субъекта соответственных норм; и содержит определенный обществом объем свобод и социальных гарантий.
Литература:
- «Конвенция о правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // Электронный ресурс — КонсультантПлюс.
- Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 года: (с учетом поправок от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // [Электронный ресурс] — КонсультантПлюс.
- Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об опеке и попечительстве» // Электронный ресурс — КонсультантПлюс.
- Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-Ф3 (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019)) // Электронный ресурс — КонсультантПлюс.
- Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 18.03.2019) // Электронный ресурс — КонсультантПлюс.