В соответствии с Конституцией РФ [1], административное судопроизводство наряду с конституционным, гражданским и уголовным судопроизводством представляет собой одну из форм осуществления судебной власти.
Участие в данном виде судопроизводства прокуратуры как одного из ключевых звеньев системы правоохранительных органов, предполагает детальное рассмотрение статуса прокурора как субъекта судебного рассмотрения дел по административным правонарушения.
В федеральном законе о прокуратуре в статье 35 отражено положение об участии прокурора в рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами. Также в законе содержится отдельный раздел (раздел IV), определяющий направления участия прокурора в судебном разбирательстве.
Участие прокурора при рассмотрении дел в административном процессе носит наиболее активный характер. Фактически, участие в данном судопроизводстве является одной из основных составляющих функций участия прокурора в рассмотрении дел судами. Здесь будет уместна точка зрения Е. В. Токаревой: «специфика российского правосознания, правовой нигилизм, неуважение к закону, повлияло на появление в российской правовой действительности особенного правового образования, не имеющего аналогов за рубежом, что позволяет рассматривать органы прокуратуры в качестве уникального правового явления, свойственного нашему национальному правопорядку» [2]. Исследуемая сфера правоотношений весьма обширна и имеет достаточное количество аспектов, требующих рассмотрения с научной точки зрения и дополнения.
Анализ положений ст. 35 Закона о прокуратуре, ст. 25.11 КоАП РФ позволяет сделать вывод о том, что целями вступления прокурора в процесс служат обеспечение законности или публичного интереса. Полномочиями прокурора, согласно ст. 25.1 КоАП РФ при рассмотрении дел об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции являются: право участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, представлять доказательства, заявлять ходатайства, приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении, давать заключения по вопросам, возникающим в ходе рассмотрения дела.
В данном случае в литературе возникают некоторые вопросы о соотношении надзорной функции и функции участия в судопроизводстве прокуратуры. Некоторые авторы считают участие прокурора в судопроизводстве формой надзора за судом. Тут следует отметить, что целью участия прокурора в судопроизводстве является надзор за законностью применения конкретной правовой нормы, а не надзор за применением закона судом. В таких условиях прокурор в силу конституционных положений сохраняет за собой роль гаранта законности и выступает в процессе в особомкачестве — как субъект, дающий заключение по делу или инициирующийсудебное производство.
Спорным является также вопрос определения формы дачи прокурором заключений в процессе. Обращаясь к судебной практике, можно привести в качестве примера постановление мирового судьи судебного участка № 1 Ровеньского района Белгородской областиот 14 июля 2017 года по делу № 5–197/2017.В установочной части постановления отмечено, что помощник прокурора Ровеньского района Белгородской области в судебном заседании, в рамках дачи заключения в соответствии со ст. 25.11 КоАП РФ, посчитал, что в действиях Хлапонина А. А. имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 КоАП РФ, что в полной мере подтверждается материалами дела об административном правонарушении [4]. Следовательно, прокурором было дано устное заключение, которое нашло свое отражение в постановлении мирового судьи.
Так, Ломакин В. И. подчеркивает необходимость повышения процессуальной активности прокурора на стадии судебного разбирательства дела об административном правонарушении посредством предоставления заключения как в устной, так и в письменной форме, что окажет положительное влияние на полное, всестороннее и объективное рассмотрение дела и вынесение законного и обоснованного судебного акта [3].
Некоторые проблемы имеются и при определении положения прокурора при вступлении в производство на стадии рассмотрения судами дел об административных правонарушениях.Участником административного судопроизводства прокурор будет являться только на стадии рассмотрения судом дела об административном правонарушении. На досудебной стадии рассмотрения дела он будет выполнять функции субъекта, содействующего рассмотрению дела и принятию по результатам законного и обоснованного решения.
Законодательством определены две формы участия прокурора при рассмотрении дел об административных правонарушениях: обязательная и альтернативная. Обязательно участие прокурора при рассмотрении дел об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, и дел, возбужденных по инициативе прокурора.
При рассмотрении судом дел об административных правонарушениях, прокурор содействует правильному, более полному рассмотрению дела и принятию судом обоснованного решения с учетом всех исследованных обстоятельств дела и представленных участниками производства доказательств. Соответственно, прокурором в административном производстве должна быть в полной мере реализована функция защиты прав и свобод человека и гражданина. В связи с этим, необходимо отметить в качестве законодательного пробела отсутствие в КоАП РФ и процессуальном законодательстве нормы, предусматривающей право прокурора на участие в рассмотрении дела о любом административном правонарушении в случае возникновения необходимости такого участия, определяемого на усмотрение прокурора.
Резюмируя вышесказанное, в целях обеспечения единства практики, на наш взгляд необходимо внести следующие изменения:
Во-первых, ввести в КоАП РФ положения, уточняющие цель участия прокурора в рассмотрении судом дел об административных правонарушениях, а именно: «Надзор за соответствием закону порядка рассмотрения дела об административном правонарушении и принятием по результатам законного и обоснованного решения».
Во-вторых, исходя из того, что полномочия прокурора по надзору за соблюдением законодательства при производстве по делам об административных правонарушениях не всегда получают должной реализации, предлагается уточнить и конкретизировать положение прокурора в производстве по делам об административных правонарушениях путем внесения в КоАП РФ следующего полномочия прокурора: «истребовать дела об административных правонарушениях, находящиеся в производстве судов, для осуществления прокурорского надзора». Соответственно, следует ввести положение об обязанности судов направлять прокурору дела об административных правонарушениях по его требованию.
В-третьих, внести изменения в ст. 25.11 КоАП РФ относительно полномочий прокурора в рассмотрении судом дела об административном правонарушении: «давать заключения по вопросам, возникающим в ходе рассмотрения дела, как в устной, так и в письменной форме».
В-четвертых, считаем целесообразным введение в КоАП РФ нормы, следующего содержания: «Прокурор имеет право на участие в рассмотрении дела о любом административном правонарушении в случае возникновения необходимости такого участия, определяемого на усмотрение прокурора».
Литература:
- Конституция Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 26.01.2009. — № 4.
- Токарева, Е. В. Защита прокурором публичного интереса в гражданском процессе /Е. В. Токарева // Право и политика. — 2014. — № 3. — С. 337–349
- Ломакин, В. И. Прокурор в производстве по делам об административных правонарушениях: дис. … канд.юрид.наук: 12.00.14 / В. И. Ломакин. — Челябинск, 2006. — С. 11–12
- URL:https://sudact.ru/magistrate/doc/zpRUq5Y8ycYd/