Рассматривается методика преподавания математики в общеобразовательной организации на региональном компоненте в условиях реализации федеральных образовательных стандартов общего образования.
Ключевые слова: математика, региональный компонент, методика преподавания, образовательный стандарт, учебная мотивация, задачи.
Актуальность исследования в том, что одна из значимых тенденций развития системы образования в настоящее время состоит в обращении к личности обучающихся, в направленности образовательного процесса на развитие их познавательных интересов и мышления. Свидетельством этому является создание и внедрение в школьную практику теорий личностно-ориентированного и дифференцированного обучения, направленных на учет личностного опыта обучающихся и его преобразование.
ФГОС ОО отражает новый взгляд на образованность и личностное развитие. Образованность — это потребность в постоянном обновлении знаний, формирование новых компетенций, умение находить и усваивать новую информацию. В связи с этим попробуем определить роль и место регионального компонента в процессе обучения на примере преподавания математических дисциплин в общеобразовательной организации
Концептуальным для содержания теории и методики преподавания математики в образовательной организации является раскрытие методологии. Это вызвано современными требованиями к математической подготовке будущих выпускников. При развитии и становлении учения о приемах изложения учебного материала по математике в МБОУ СОШ № 85 имени Героя России Филипова Р. Н. используются термины «дидактика», «методика», «технология», «обучение» и др.
Общеизвестно, что термин «дидактика» введен ученым, педагогом Я. А. Коменским. («Великая дидактика», 1632) [3].
Дидактика математики отражена в трудах ученого-педагога И. Г. Песталоцци «Наглядное учение о числе» (1803) [6].
Вопросы реализации регионального компонента рассматривались в работах А. Ю. Белогурова, М. Н. Кузьмина, JI. М. Перминовой, М. В. Рыжакова, О. Ю. Стреловой, Е. Е. Вяземского и других педагогов.
Профессор Е. Е. Вяземский рассмотрел сущность и понятие регионального компонента общего образования, определил теоретические основы реализации регионально компонента [2].
Ученый исследователь Н. А. Корощенко теоретически обосновала роль регионального компонента в математическом образовании [4].
Таким образом, анализ научной литературы позволил сформулировать цель исследования: изучение возможности использования регионального компонента при обучении математике в общеобразовательной организации.
Объект исследования: процесс обучения математике в школе на региональном компоненте.
Научная новизна заключается в разработке дидактического материала для обучения математике с использованием регионального компонента.
Решались задачи выявления качества обучения математике на региональном компоненте.
Методы исследования и испытуемые
В исследовании приняли участие обучающиеся 9–11 классов МБОУ СОШ № 85 имени Героя России Филипова Р. Н. г. Воронежа.
Методы исследования: математические диктанты; математические задания для усиления концентрации слухового внимания; сравнения числовых характеристик и др.
Региональный компонент является основным элементом формирования гражданской идентичности и средством мотивации учебно-познавательной деятельности школьников, повышения интереса к предмету математики и развития когнитивных процессов.
В исследуемом случае региональный компонент выражался в следующих особенностях:
− исторические и культурологические традиции и ценности;
− социально-географические, т. е. плотность населения, удаленность от других регионов;
− социально-экономические;
− административно-политические.
Примеры математических заданий: «Флаг города Воронежа — это прямоугольное полотнище с отношением ширины к длине 2:3, состоящее из двух горизонтальных полос: жёлтого (вверху, шириной 1/3 ширины полотнища) и красного цветов. Вопрос: как вычислить длину катетов: по верхней грани полотнища; длины полотнища, по боковым граням полотнища; высоты полотнища?»
Следующая задача. «Описанный ученым П. А. Поповым древнеславянский комплекс Воронежа начинался от впадения реки Воронеж в реку Дон до поселка Рамонь и представляет собой упорядоченное градостроительное гнездо длиной около 42 км. В нем насчитывается около 13 городищ. Площадь «гнезда» примерно в 13 раз превышает площадь дохристианского городища Киева. Вопрос: Какую площадь имело дохристианское городище Киев? Можно ли вычислить ширину «гнезда»?»
Задача, не требующая записи: «В ходе Областной реформы 1708 года по указу Петра I была сформирована Азовская губерния, которая состояла из 5 провинций — Воронежской, Елецкой, Тамбовской, Шацкой, Бахмутской, с 50 городами. После смерти Петра I Азовская губерния была переименована в Воронежскую. В каком году это произошло? Сколько лет существовала Азовская губерния?»
Задача, требующая активизации логического и критического мышления: «название реки, на которой проходило сражение в Великую Отечественную войну состоит из пяти букв. Числа, показывающие, какое место занимает каждая буква в алфавите, звучат таким образом: сумма трех первых чисел равна 28; второе число равно сумме первого и третьего; первое число меньше третьего на 8; сумма 4 и 5 чисел равна от 60; четвертое число в 4 раза больше 5-го.
Показываем решение: Пусть буквы, входящие в название реки (слева направо), имеют номера в алфавите x,y,z,t, g. Запишем систему уравнений:
x+y+z=28; y=x+z; x+8=z; t+ g =5; t=4 g.
При решении находим: x=3, y=14, z=11, t=4, g =1. Зашифрованная река — Волга [1, с.493, 511].
Приведенные примеры — это часть математических задач на основе регионального компонента.
Васяк Л.В. считает эффективным средством обучения математике в любом возрасте междисциплинарную интеграцию, которая формирует у обучающихся целостное представление об окружающем мире
Региональный компонент обусловливает потребность применения анализа социально-педагогических объектов общенаучного системного подхода. У А. В. Хуторского предпочтение отдается «миссии ученика». Применение подхода к анализу и преобразованию преподавания математики на региональном компоненте, позволяет выявить каковыми являются тенденция и закономерность в изменениях в связи с меняющейся обстановкой в стране и в регионе.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что использование логических математических задач с темой регионального компонента развивает критическое, логическое, знаковое, предметное мышление.
В результате изучения научной литературы по теме исследования и эмпирического исследования было получено подтверждение о том, что если вводить в образовательный процесс математического образования региональный компонент, то это позволит повысить уровень учебной мотивации и успеваемости школьников. Задания по математике с региональным компонентом всегда многофункциональны и должны включаться в учебный процесс в вариативной части образовательной программы. Обучение математике с использованием регионального компонента способствует реализации межпредметных и межсистемных образовательных связей.
Литература:
- Акимова С. Занимательная математика. [Текст]/ — Санкт-Петербург, «Тригон», 1997, — 608 с.
- Вяземский Е. Е. Национально-региональный компонент общего исторического образования в Российской Федерации: дискуссионные подходы / Е. Е. Вяземский // Проблемы современного образования. — 2012 г. — № 4. — С. 22–40.
- Коменский, Я. А. Избранные педагогические сочинения. Том 1. Великая дидактика. [Текст]/ Перевод с латинского Д. Н. Королькова. Под редакцией с биографическим очерком и примечаниями А. А. Красновского. Москва: Учпедгиз, 1939. — 317 c.
- Корощенко Н. А. Математические задачи с региональным содержанием Тюменского края. География Тюменского края. Флора и фауна / Н. А. Корощенко // Международный журнал экспериментального образования. — М: Академия Естествознания, 2015. — № 3 (часть 2). — С. 217–220.
- Липина Т. А. Использование регионального компонента в обучении математике / Т. А. Липина // Вопросы математики, ее истории и методики преподавания в учебно-исследовательских работах: матер. Всероссийской науч.- практ. конф. студентов матем. фак-тов. — Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. — Пермь: Изд-во ПГГПУ, 2017. — Вып. 10. — С. 33–34
- Песталоцци, И. Г. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т. 1 / Под ред. В. Л. Ротенберг, В. М. Кларина.-М.: Педагогика, 1981.- 336 с.