Методика преподавания математики на региональном компоненте в общеобразовательной организации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №40 (278) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 05.10.2019

Статья просмотрена: 199 раз

Библиографическое описание:

Мокрая, Т. Г. Методика преподавания математики на региональном компоненте в общеобразовательной организации / Т. Г. Мокрая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 40 (278). — С. 218-220. — URL: https://moluch.ru/archive/278/62800/ (дата обращения: 18.12.2024).



Рассматривается методика преподавания математики в общеобразовательной организации на региональном компоненте в условиях реализации федеральных образовательных стандартов общего образования.

Ключевые слова: математика, региональный компонент, методика преподавания, образовательный стандарт, учебная мотивация, задачи.

Актуальность исследования в том, что одна из значимых тенденций развития системы образования в настоящее время состоит в обращении к личности обучающихся, в направленности образовательного процесса на развитие их познавательных интересов и мышления. Свидетельством этому является создание и внедрение в школьную практику теорий личностно-ориентированного и дифференцированного обучения, направленных на учет личностного опыта обучающихся и его преобразование.

ФГОС ОО отражает новый взгляд на образованность и личностное развитие. Образованность — это потребность в постоянном обновлении знаний, формирование новых компетенций, умение находить и усваивать новую информацию. В связи с этим попробуем определить роль и место регионального компонента в процессе обучения на примере преподавания математических дисциплин в общеобразовательной организации

Концептуальным для содержания теории и методики преподавания математики в образовательной организации является раскрытие методологии. Это вызвано современными требованиями к математической подготовке будущих выпускников. При развитии и становлении учения о приемах изложения учебного материала по математике в МБОУ СОШ № 85 имени Героя России Филипова Р. Н. используются термины «дидактика», «методика», «технология», «обучение» и др.

Общеизвестно, что термин «дидактика» введен ученым, педагогом Я. А. Коменским. («Великая дидактика», 1632) [3].

Дидактика математики отражена в трудах ученого-педагога И. Г. Песталоцци «Наглядное учение о числе» (1803) [6].

Вопросы реализации регионального компонента рассматривались в работах А. Ю. Белогурова, М. Н. Кузьмина, JI. М. Перминовой, М. В. Рыжакова, О. Ю. Стреловой, Е. Е. Вяземского и других педагогов.

Профессор Е. Е. Вяземский рассмотрел сущность и понятие регионального компонента общего образования, определил теоретические основы реализации регионально компонента [2].

Ученый исследователь Н. А. Корощенко теоретически обосновала роль регионального компонента в математическом образовании [4].

Таким образом, анализ научной литературы позволил сформулировать цель исследования: изучение возможности использования регионального компонента при обучении математике в общеобразовательной организации.

Объект исследования: процесс обучения математике в школе на региональном компоненте.

Научная новизна заключается в разработке дидактического материала для обучения математике с использованием регионального компонента.

Решались задачи выявления качества обучения математике на региональном компоненте.

Методы исследования и испытуемые

В исследовании приняли участие обучающиеся 9–11 классов МБОУ СОШ № 85 имени Героя России Филипова Р. Н. г. Воронежа.

Методы исследования: математические диктанты; математические задания для усиления концентрации слухового внимания; сравнения числовых характеристик и др.

Региональный компонент является основным элементом формирования гражданской идентичности и средством мотивации учебно-познавательной деятельности школьников, повышения интереса к предмету математики и развития когнитивных процессов.

В исследуемом случае региональный компонент выражался в следующих особенностях:

− исторические и культурологические традиции и ценности;

− социально-географические, т. е. плотность населения, удаленность от других регионов;

− социально-экономические;

− административно-политические.

Примеры математических заданий: «Флаг города Воронежа — это прямоугольное полотнище с отношением ширины к длине 2:3, состоящее из двух горизонтальных полос: жёлтого (вверху, шириной 1/3 ширины полотнища) и красного цветов. Вопрос: как вычислить длину катетов: по верхней грани полотнища; длины полотнища, по боковым граням полотнища; высоты полотнища?»

Следующая задача. «Описанный ученым П. А. Поповым древнеславянский комплекс Воронежа начинался от впадения реки Воронеж в реку Дон до поселка Рамонь и представляет собой упорядоченное градостроительное гнездо длиной около 42 км. В нем насчитывается около 13 городищ. Площадь «гнезда» примерно в 13 раз превышает площадь дохристианского городища Киева. Вопрос: Какую площадь имело дохристианское городище Киев? Можно ли вычислить ширину «гнезда»?»

Задача, не требующая записи: «В ходе Областной реформы 1708 года по указу Петра I была сформирована Азовская губерния, которая состояла из 5 провинций — Воронежской, Елецкой, Тамбовской, Шацкой, Бахмутской, с 50 городами. После смерти Петра I Азовская губерния была переименована в Воронежскую. В каком году это произошло? Сколько лет существовала Азовская губерния?»

Задача, требующая активизации логического и критического мышления: «название реки, на которой проходило сражение в Великую Отечественную войну состоит из пяти букв. Числа, показывающие, какое место занимает каждая буква в алфавите, звучат таким образом: сумма трех первых чисел равна 28; второе число равно сумме первого и третьего; первое число меньше третьего на 8; сумма 4 и 5 чисел равна от 60; четвертое число в 4 раза больше 5-го.

Показываем решение: Пусть буквы, входящие в название реки (слева направо), имеют номера в алфавите x,y,z,t, g. Запишем систему уравнений:

x+y+z=28; y=x+z; x+8=z; t+ g =5; t=4 g.

При решении находим: x=3, y=14, z=11, t=4, g =1. Зашифрованная река — Волга [1, с.493, 511].

Приведенные примеры — это часть математических задач на основе регионального компонента.

Васяк Л.В. считает эффективным средством обучения математике в любом возрасте междисциплинарную интеграцию, которая формирует у обучающихся целостное представление об окружающем мире

Региональный компонент обусловливает потребность применения анализа социально-педагогических объектов общенаучного системного подхода. У А. В. Хуторского предпочтение отдается «миссии ученика». Применение подхода к анализу и преобразованию преподавания математики на региональном компоненте, позволяет выявить каковыми являются тенденция и закономерность в изменениях в связи с меняющейся обстановкой в стране и в регионе.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что использование логических математических задач с темой регионального компонента развивает критическое, логическое, знаковое, предметное мышление.

В результате изучения научной литературы по теме исследования и эмпирического исследования было получено подтверждение о том, что если вводить в образовательный процесс математического образования региональный компонент, то это позволит повысить уровень учебной мотивации и успеваемости школьников. Задания по математике с региональным компонентом всегда многофункциональны и должны включаться в учебный процесс в вариативной части образовательной программы. Обучение математике с использованием регионального компонента способствует реализации межпредметных и межсистемных образовательных связей.

Литература:

  1. Акимова С. Занимательная математика. [Текст]/ — Санкт-Петербург, «Тригон», 1997, — 608 с.
  2. Вяземский Е. Е. Национально-региональный компонент общего исторического образования в Российской Федерации: дискуссионные подходы / Е. Е. Вяземский // Проблемы современного образования. — 2012 г. — № 4. — С. 22–40.
  3. Коменский, Я. А. Избранные педагогические сочинения. Том 1. Великая дидактика. [Текст]/ Перевод с латинского Д. Н. Королькова. Под редакцией с биографическим очерком и примечаниями А. А. Красновского. Москва: Учпедгиз, 1939. — 317 c.
  4. Корощенко Н. А. Математические задачи с региональным содержанием Тюменского края. География Тюменского края. Флора и фауна / Н. А. Корощенко // Международный журнал экспериментального образования. — М: Академия Естествознания, 2015. — № 3 (часть 2). — С. 217–220.
  5. Липина Т. А. Использование регионального компонента в обучении математике / Т. А. Липина // Вопросы математики, ее истории и методики преподавания в учебно-исследовательских работах: матер. Всероссийской науч.- практ. конф. студентов матем. фак-тов. — Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. — Пермь: Изд-во ПГГПУ, 2017. — Вып. 10. — С. 33–34
  6. Песталоцци, И. Г. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т. 1 / Под ред. В. Л. Ротенберг, В. М. Кларина.-М.: Педагогика, 1981.- 336 с.
Основные термины (генерируются автоматически): региональный компонент, Азовская губерния, математик, общеобразовательная организация, Воронеж, математическое образование, научная литература, образовательный процесс, общее образование, учебная мотивация.


Похожие статьи

Развитие математической грамотности учащихся 9-го класса в процессе подготовки к ОГЭ

В данной статье рассмотрены основные требования во взаимодействии ученика с учителем. Выделены основные проблемы при подготовке по математики к ОГЭ. Рассмотрена математическая культура ученика 9 класса.

Методика развития математических представлений у дошкольников старшей группы на региональном и историческом компоненте

Рассматривается методика развития математических представлений у дошкольников старшей группы на региональном и историческом компоненте в условиях реализации федеральных образовательных стандартов дошкольного образования. Дана характеристика концептуа...

Образовательная программа по иностранному языку для старших дошкольников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Статья посвящена вопросам обучения иностранному языку детей старшего дошкольного возраста. С утверждением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольное образование вышло на качественно новый уровень. В связи с этим педагогам-дош...

Развитие логического мышления на уроках математики в 5–6-х классах

В статье рассматривается развитие логического мышления на уроках математики, методы и применение развивающих задач на практике. Логические задачи как средство формирования у обучающихся навыков логического мышления у обучающихся 5–6 классов.

Система методической работы учителя начальных классов

В статье представлен новый взгляд на структуру методологической компетентности учителя начальных классов согласованный с требованиями ФГОС для общеобразовательной школы.

Использование метода проектов при изучении ботанической составляющей школьного курса биологии

В статье раскрыты особенности использования метода проектов при изучении школьной биологии в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Акцент сделан на использовании данного метода в ур...

Особенности проектной деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС основного общего образования

В статье раскрыты результаты исследования, проведенного среди учителей общеобразовательных учреждений Нижегородской области по проблемам, связанным с организацией проектной деятельности учащихся при изучении школьного курса биологии в условиях реализ...

Особенности профессиональной ориентации на уроках технологии в общеобразовательной школе

Автором дается методологическое обоснование системы профессиональной ориентации и особенностей ее проведения на уроках технологии. Описаны компоненты профессиональной ориентации. Анализируется комплекс проведенных диагностик, обоснованы проблемы, пре...

Проблемы изучения школьной биологии в условиях реализации ФГОС общего образования

В статье раскрыты проблемы, с которыми сталкиваются школьные учителя биологии при реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Особенности учебно-методического обеспечения в колледже

Статья раскрывает понятие учебно-методического обеспечения образовательного процесса, основные цели, приоритетные задачи, показатели при проектировании, а также факторы, влияющие на формирование УМО.

Похожие статьи

Развитие математической грамотности учащихся 9-го класса в процессе подготовки к ОГЭ

В данной статье рассмотрены основные требования во взаимодействии ученика с учителем. Выделены основные проблемы при подготовке по математики к ОГЭ. Рассмотрена математическая культура ученика 9 класса.

Методика развития математических представлений у дошкольников старшей группы на региональном и историческом компоненте

Рассматривается методика развития математических представлений у дошкольников старшей группы на региональном и историческом компоненте в условиях реализации федеральных образовательных стандартов дошкольного образования. Дана характеристика концептуа...

Образовательная программа по иностранному языку для старших дошкольников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Статья посвящена вопросам обучения иностранному языку детей старшего дошкольного возраста. С утверждением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольное образование вышло на качественно новый уровень. В связи с этим педагогам-дош...

Развитие логического мышления на уроках математики в 5–6-х классах

В статье рассматривается развитие логического мышления на уроках математики, методы и применение развивающих задач на практике. Логические задачи как средство формирования у обучающихся навыков логического мышления у обучающихся 5–6 классов.

Система методической работы учителя начальных классов

В статье представлен новый взгляд на структуру методологической компетентности учителя начальных классов согласованный с требованиями ФГОС для общеобразовательной школы.

Использование метода проектов при изучении ботанической составляющей школьного курса биологии

В статье раскрыты особенности использования метода проектов при изучении школьной биологии в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Акцент сделан на использовании данного метода в ур...

Особенности проектной деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС основного общего образования

В статье раскрыты результаты исследования, проведенного среди учителей общеобразовательных учреждений Нижегородской области по проблемам, связанным с организацией проектной деятельности учащихся при изучении школьного курса биологии в условиях реализ...

Особенности профессиональной ориентации на уроках технологии в общеобразовательной школе

Автором дается методологическое обоснование системы профессиональной ориентации и особенностей ее проведения на уроках технологии. Описаны компоненты профессиональной ориентации. Анализируется комплекс проведенных диагностик, обоснованы проблемы, пре...

Проблемы изучения школьной биологии в условиях реализации ФГОС общего образования

В статье раскрыты проблемы, с которыми сталкиваются школьные учителя биологии при реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Особенности учебно-методического обеспечения в колледже

Статья раскрывает понятие учебно-методического обеспечения образовательного процесса, основные цели, приоритетные задачи, показатели при проектировании, а также факторы, влияющие на формирование УМО.

Задать вопрос