Развитие современного общества происходит на фоне процессов глобализации и международной интеграции, научной революции, перехода к обществу знаний. В контексте новых условий перед педагогическими вузами Вьетнама стоит задача внедрения инноваций в обучение. Сегодня к уровню подготовки будущих учителей предъявляются все более высокие требования, ведь они должны не просто передавать знания учащимся, а научиться реализовывать в своей деятельности творческий подход. Это дидактическое нововведение охватывает все составляющие процесса обучения: цели, содержание, методы, средства обучения, учебную среду, роли преподавателя и студента. При этом большинство вьетнамских исследователей пристальное внимание обращают на инновационность методов обучения в педагогических вузах, считая ее важнейшим фактором повышения качества педагогического образования. В связи с этим в рамках проектирования инновационных методов была предложена идея разработки модели обучения на основе имитации элементов телевидения с целью видоизменения процесса взаимодействия между обучающим и обучаемыми.
До раскрытия сути этих методов необходимо дать определение таких понятий, как «обучение», «метод обучения» и «проектирование метода обучения». В педагогической литературе имеется множество определений понятия «обучение». Например, Т. А. Ильина характеризует его как «целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие человека» [2, с. 18]. А в известном «Педагогическом словаре» Г. М. и А. Ю. Коджаспировых сообщается, что «обучение — специально организованный, управляемый процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, выработку и закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями» [3, с. 94]. На наш взгляд, обучение в высшей школе — это процесс целенаправленного взаимодействия преподавателя и студентов, в ходе которого студенты усваивают культурные ценности и опыт, что позволяет им развивать как личные, так и профессиональные качества. Метод обучения как один из основных элементов процесса обучения определяется с разных точек зрения:
1) это способ деятельности учителя и учащихся;
2) совокупность приемов работы;
3) путь, по которому учитель ведет учащихся от незнания к знанию;
4) система действий учителя и учащихся и т. д. [1].
По нашему мнению, метод обучения — это система способов взаимосвязи действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования. Метод обучения характеризуется тремя признаками: обозначает цель обучения, способ усвоения, характер взаимодействия субъектов обучения. Каждый метод обучения призван отразить специфику проявления в нем этих признаков, а совокупность методов должна обеспечить достижение всех целей воспитывающего обучения [4]. Отсюда под понятием «проектирование метода обучения» в высшей школе нами понимается предварительная разработка основных способов предстоящего взаимодействия преподавателя и студентов в процессе обучения.
С опорой на приведенные определения понятий «обучение» и «метод обучения» нами введен в педагогическую науку термин «обучение на основе имитации элементов телевидения», под которым понимается специально спроектированный, организованный многоуровневый учебно-познавательный процесс, построенный на основе имитации таких элементов телевидения, как содержание, сценарий, формат произведений телевидения, стиль интерактивного взаимодействия персонажей программ телевидения, и осуществляемый в форме системы учебных занятий, составленных в соответствии со сценарием обучения, который был заранее разработан преподавателем.
Проектирование методов обучения, будучи одним из главных этапов процесса обучения на основе имитации элементов телевидения, предполагает следующие шаги:
Шаг 1: Выбор жанров ТВ-программ для имитации.
Цель: Систематизирование жанров телевизионных программ и выявление характерных для каждого из них признаков.
План действия: Технология «Исследование образца».
Преподаватель и студенты систематизируют жанры существующих ТВ-программ, выявляют их жанровые особенности. Затем они отбирают по одной известной ТВ-программе каждого жанра и рассматривают их как образец для исследования.
С учетом особенностей выбранных в качестве образцов ТВ-программ преподавателю и студентам необходимо выдвинуть наибольшее число идей проектирования методов обучения.
Шаг 2: Классификация методов обучения на основе имитации элементов ТВ.
Цель: Выявление критериев и составление таблицы классификации методов обучения на основе имитации элементов ТВ.
План действия: Определить критерии классификации методов обучения. Например, предлагается разделить эти методы обучения на 2 основные группы в зависимости от уровня креативности человека, занимающегося проектированием, и уровня имитации элементов ТВ:
– группа методов обучения разработана на основе имитации элементов уже существующих телепрограмм;
– группа методов полностью разработана на основе собственных идей преподавателя и студентов, но имеет имитационные стили, приемы взаимодействия телевидения.
Проанализировать таблицу описания методов обучения (см. табл. 1).
Таблица 1
Описание методов обучения на основе имитации элементов ТВ
Методы обучения на основе имитации элементов ТВ |
Особенности |
Примеры |
|
a. Методы обучения разработаны на основе имитации элементов уже существующих телепрограмм |
a.1. Методы обучения на основе полной имитации элементов ТВ-программ |
Деятельность преподавателя и студентов полностью имитирует взаимодействие между персонажами в транслирующихся телепрограммах |
Методы телевизионных игр «Кто хочет стать миллионером?», «Thank God You're Here» и т. д. |
a.2. Методы обучения на основе частичной имитации элементов ТВ-программ |
Деятельность преподавателя и студентов частично имитирует взаимодействие между персонажами в транслирующихся телепрограммах |
Ток-шоу «Говори, не бойся», «Новости» и т. д. |
|
b. Методы полностью разработаны на основе собственных идей преподавателя и студентов, но имеют имитационные стили, приемы взаимодействия телевидения |
Деятельность преподавателя и студентов имитирует взаимодействие между персонажами в телепрограммах, основанных на собственных идеях преподавателя и студентов |
ТВ-программы «Психологическое тестирование на телевидении», ТВ-игра «Жизненная дорога с барьерами» и т. д. |
|
Шаг 3. Проектирование методов обучения на основе имитации элементов ТВ.
Цель: Предложить технологию проектирования методов обучения на основе имитации элементов ТВ.
План действия: Технология моделирования структур методов обучения на основе имитации элементов ТВ (см. рисунки 1 и 2).
Рис. 1. Структурная модель методов обучения на основе имитации элементов существующей телевизионной программы
Рис. 2. Структурная модель методов обучения на основе имитации элементов телевизионной программы, основанной на собственной идее преподавателя и студентов
Таким образом, методы обучения на основе имитации элементов телевидения являются новым подходом к организации процесса взаимодействия преподавателя и студентов. Мы относим их к инновационным методам, которые способствуют:
– формированию у студентов в процессе обучения навыков продуктивного общения;
– развитию у студентов умения аргументировать свою точку зрения, четко формулировать и ясно излагать мысли;
– развитию у студентов способности анализировать сложные ситуации, причины их возникновения, выявлять главное и второстепенное, находить способы и средства их решения;
– развитию познавательной и эмоционально-волевой сфер личности студентов.
Литература:
- Дао Тхи Нгок Ань. Имитационные методы обучения педагогике на основе сценарий программ телевидения // Высшая школа. — 2018. — № 13. — С. 44–46.
- Ильина Т. А. Педагогика: курс лекций: учебное пособие для студентов педагогических институтов. — М.: Просвещение, 1984. — 496 с.
- Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь [Электронный ресурс]. — М.: Академия, 2000. — 176 с. — Режим доступа: https://refdb.ru/look/1940555.html (дата обращения: 07.10.2019).
- Российская педагогическая энциклопедия / под ред. В. Г. Панова. — М.: Большая Российская Энциклопедия, 1993.