Структура информационного поведения как компонент информационной культуры личности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №40 (278) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 08.10.2019

Статья просмотрена: 921 раз

Библиографическое описание:

Исламова, С. Х. Структура информационного поведения как компонент информационной культуры личности / С. Х. Исламова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 40 (278). — С. 212-213. — URL: https://moluch.ru/archive/278/62823/ (дата обращения: 16.11.2024).



Поведенческий компонент информационной культуры личности становится ключевым в структуре этого понятия. В работах С. Г. Антоновой, А. М. Атаян, Е.В Данильчук, К. К. Колина, И. А. Кузибецкого, Л. В. Нестеровой, А. Л. Семенова и др. рассматривается новое понятие “информационное поведение”, возникновение которого связывается с пониманием определяющей роли информации и информационных процессов не только в технических системах, но и в природных и социальных (системно информационный подход); с осознанием роли и значимости информации, информационных процессов и технологий в жизни человека, в развитии общества и человечества в целом. По вопросу содержания понятия информационное мировоззрение, среди ученых исследующих эту проблему пока нет единого мнения. Например, Данильчук Е. И. в своем исследовании в качестве основных содержательных компонентов, рассматривает действия, мотивы. В свою очередь Зиновьева Н. Б. в информационном мировоззрении выделяет целенаправленность, мотивы и правовые нормы.

Для определения структуры информационного поведения личности нами собран и обобщен объем материала мнений компетентных специалистов: педагогов высшей школы — специалистов в области информатики (20 человек), школьников (85 человек), учителей школ (15 человек). Респондентам предлагалось выделить четыре элемента, которые, по их мнению, составили бы основу информационной деятельности личности. Данные опроса четырех групп респондентов сведены в таблицу. Для каждого элемента вычислен коэффициент, как отношение реального числа предпочтений к суммарному числу возможного выбора (таблица 1).

Таблица 1

Результаты экспертной оценки структурных элементов информационного поведения

№ п/п

Элемент информационного поведения

Предпочтения

Всего

Коэф. предпочтения

педагогов высшей

учителей школ

школьников

1

Действия

11

7

59

77

0.120

2

Правовые нормы

16

13

45

74

0.119

3

Рациональность

15

7

48

70

0.109

4

Этические нормы

17

11

41

69

0.107

5

Активность

10

8

40

58

0.091

6

Адаптивность

7

14

34

55

0.086

7

Мотивы

15

13

26

54

0.084

8

Информационные потребности

18

5

28

51

0.080

9

Поступки

9

12

26

47

0.073

10

Целенаправленность

19

11

7

37

0.059

11

Принципы ценности

2

8

6

16

0.025

12

Принципы самореализации

9

5

_

14

0.021

13

Интересы

-

-

9

9

0.014

14

Самокритичность

5

1

-

6

0.009

15

Способности

3

-

-

3

0.005

ИТОГО

156

117

367

640

Необходимость включения элемента действия в структуру информационного поведения отстаивают 55 % педагогов высшей школы, 47 % учителей школ и 69 % школьников. Для рациональности, правовых и этических норм 80 %,75 % и 85 %; 86.7 %,46,7 % и 73,3 %; 52,9 %, 56.4 % и 48,2 %. Таким образом, больше половины опрошенных (60,641 %) видят их в содержании информационной компетентности.

Во вторую группу были включены элементы с показателями 0,0590,091. В ходе индивидуальных бесед с педагогами, специалистами, учителями были уточнены и представления о содержании информационной компетентности, где рассматривали ее элементы: адаптивность, активность, мотивы, информационные потребности, поступки, целенаправленность. Большая часть опрошенных приходила к выводу, что мотивы, поступки, активность определяют действия, выполняемые личностью в информационном пространстве. При раскрытии понятий целенаправленность и информационные потребности, рассматривали как умение выбора наиболее действенного пути достижения намеченных целей т. е. как рациональность. А адаптивность рассмотрели способность приспособления к возможностям информационной среды и умением изменить поведение под воздействием правовых и этических норм.

Таким образом, часть элементов, вошедших во вторую группу, определяют, уточняют или являются частью принципов действия, рациональности, правовых и этических норм.

В третью группу вошли элементы, коэффициент предпочтения которых ниже 0,025. Их важность не вызывает сомнения. Анализ этих элементов позволяет сделать следующие выводы:

− Принципы ценности, принципы самореализации и самокритичность определяют степень рационального поведения личности;

− Интересы сдвигают личность на выполнение определенных действий в информационном пространстве.

− Поступки показывают уровень соблюдения правовых и этических норм поведения.

Таким образом, анализ имеющихся подходов к определению содержания информационного поведения, их экспертная оценка и позволили выявить четыре элемента содержания информационного поведения: действия, правовые нормы, рациональность и этические нормы.

Исходя из этого, мы можем дать определение информационному поведению.

Информационное поведение — это совокупность действий личности в информационном пространстве с соблюдением правовых и этических норм.

Литература:

  1. Атаян, А. М. Информационная культура личности в условиях информатизации общества. /А. М. Атаян. М., 2004.
  2. Борев, В. Культура и массовая коммуникация / В. Борев, А. Коваленко. М., 1986.
  3. Вохрышева, М. Г. Формирование науки об информационной культуре / М. Г. Вохрышева // Проблемы информационной культуры: Сб. ст. — М.: Магнитогорск, 1997. — Вып. 6. — Методология и организация информационно-культурологических исследований. — С. 48–63.
  4. Виноградов В. А., Скворцов Л. В. Создание информационной культуры для Европы. Доклад на VI ЕККССИД. 23–25 марта 1991 г. Кантербери, Великобритания. /Теория и практика обществ. — научн. Информатики, 1991, № 2. С. 2–29.
Основные термины (генерируются автоматически): информационное поведение, информационное пространство, норма, учитель школ, элемент, высшая школа, информационная компетентность, информационное мировоззрение, Принцип ценности, экспертная оценка.


Задать вопрос