В статье рассматривается понятие «имидж», поднимается вопрос об особенностях имиджа руководителя образовательной организации, как одного из компонентов внутреннего имиджа образовательного учреждения
Ключевые слова: имидж, руководитель, образовательная организация.
Проблема имиджа активно обсуждается в научной литературе, даются различные определения этому понятию, определяется структура. В настоящее время специалистами различных направлений активно разрабатывается проблемы имиджа образовательных учреждений как элемента их конкурентоспособности и продвижения на рынке: имидж вуза, продвижения образовательных услуг, имидж образовательного учреждения, конкурентоспособность среднего общеобразовательного учреждения. Сегодня объективно назрела потребность в изучении и совершенствовании личностно-профессиональных качеств педагога как одного из составляющих внутреннего имиджа образовательного учреждения, так, как применяя понятие «имидж» к профессионализму педагога, все сходятся на том, что позитивно сформированный имидж человека является одним из основных факторов успешной его деятельности.
Рассмотрим подробнее понятие имиджа образовательной организации. В статьях Даниленко Л. В., Зуевской И., Пискунова М. С. [6, с.45] и др. встречается следующее определение имиджа — это «эмоционально окрашенный образ учебного заведения, часто сознательно сформированный, обладающий целенаправленно заданными характеристиками и призванный оказывать психологическое влияние определенной направленности на конкретные группы социума», что, очевидно, близко к сущности определения понятия «имидж организации», рассмотренном в статье Е. В. Змановской [8, с.72].
Фролов В. А. [7, с.40] включает следующие ключевые моменты в понятие имиджа образовательной организации:
− внешний имидж образовательного учреждения,
− внутренний имидж образовательного учреждения.
Федосеева И. В. [8, с.73] приводит следующие компоненты имиджа образовательного учреждения:
− фирменный стиль образовательного учреждения;
− организационная культура;
− имидж образовательной услуги;
− имидж руководителя;
− имидж персонала;
− образ выпускника образовательного учреждения;
− комфортность образовательной среды и др.
Подробнее остановимся на имидже руководителя, как составляющей имиджа образовательной организации.
В условиях модернизации российского образования, когда о руководителе образовательной организации все чаще говорят, как об управленце, жизненно необходимо наличие позитивного имиджа руководителя, как условия его успешного управления образовательной организацией. Имидж руководителя входит в структуру управленческой деятельности, а обладание им — важная профессиональная характеристика руководителя образовательной организации. Опыт управления образовательной организацией подтверждает, что эффективное развитие и оптимальное функционирование образовательной организации не возможны без работы над созданием и внедрением позитивного имиджа руководителя [4, с.8].
Современному образованию необходим управленец, который не только хорошо знает менеджмент, но и способен создавать такие условия, которые будут способствовать развитию коллектива и личности, а также прогнозировать возможные варианты развития образовательной организации [1, с.3].
Позитивный имидж руководителя образовательной организации позволяет повысить не только его профессиональный авторитет, но и создать благоприятную репутацию о самой организации в обществе, т. е. позволяет сформировать социальный имидж образовательной организации. Имеющиеся у руководителя умения и характеристики переносятся по аналогии на имидж организации в целом. Последовательный и требовательный руководитель будет создавать у социального окружения образ структурированной и эффективной организации [9, с. 346]. Имидж руководителя образовательной организации определяется как эмоционально окрашенный образ, формируемый в сознании общественности и направленный на решение ряда образовательных задач [1, с.7]. Существует и другая трактовка имиджа руководителя образовательной организации, в которой он представляет собой специально создаваемый образ для потенциальной целевой аудитории (обучающихся и всех участников целостного образовательного процесса), который должен соответствовать их ожиданиям и потребностям [3, с. 29]. Для понимания назначения имиджа руководителя рассмотрим его функции:
- Соответствие действий руководителя ожиданиями подчиненных: действия руководителя должны интерпретироваться подчиненными однозначно, что дает возможность легкого объяснения, понимания и положительной оценки данных действий.
- Мотивирующая функция: положительный имидж руководителя способен стать стимулом для развития подчиненных, вызывая подсознательное желание быть похожим на лидера.
- Нормативная функция: руководитель является инициатором внедрения определенных норм взаимодействия в коллективе, что является основанием для создания корпоративной культуры образовательной организации и способствует сплочению коллектива. Из рассмотренных выше функций, можно сделать вывод о том, что наличие позитивного имиджа руководителя будет способствовать повышению мотивации среди педагогических работников, позволит легко интерпретировать действия руководителя и создаст условия для формирования корпоративной культуры организации [5, с. 129].
Имидж руководителя, образ, впечатления, которые он создает у окружающих, основывается на ряде качеств, как внешнего, так и внутреннего свойства. Березина Д. В., опираясь на исследования профессиональных особенностей руководителей образовательной организации, создает динамическую модель имиджа руководителя, в которой описываются основные качества руководителя, влияющие на формирование его имиджа. К этим качествам относятся:
− природные качества — коммуникативность, эмпатия, рефлексивность, харизматичность, красноречивость;
− личностные качества — нравственные и эмоционально-волевые ценности, психическое здоровье, надежность;
− профессиональные качества — знания, умения, навыки, познавательный потенциал, нестандартное мышление, стрессоустойчивость;
− визуальные качества — голос, осанка, цветовая гамма одежды, вербальные эффекты;
− поведенческие качества — лидерское поведение, самооценка, следование нормам деловой этики.
Выделяют следующие компоненты имиджа руководителя:
− личностные (характер, тип личности, психофизиологические особенности);
− социальные (уровень образования, стиль общения, модели ролевого поведения);
− профессиональные (профессионализм, трудовой опыт, стиль руководства) [2, с. 13].
Таким образом, положительный имидж руководителя дает возможность сформировать социальный имидж организации, что позволит ей занять свою нишу на рынке образовательных услуг, привлекая социальных партнеров и инвесторов, тем самым обеспечивая эффективное развитие и функционирование образовательной организации.
Литература:
- Аминтаева С. А. Формирование у студентов имиджа современного руководителя: Автореф. … дис. к-та пед. наук. — Махачкала, 2003. — 24 с.
- Березина Д. В. Психологические условия формирования имиджа руководителя учреждения образования: Автореф. … дис. к-та псих. наук. — Новосибирск, 2006. — 23 с.
- Галиуллина Н. В. Формирование имиджа современного руководителя образовательного учреждения / Н. В. Галиуллина, Н. И. Левшина // Международный журнал экспериментального образования. — 2014. — № 7–2. — С. 29–31.
- Лебова-Шувалова Е. И. Имидж руководителя образовательного учреждения // Дополнительное образование детей: теория и практика сборник научных трудов. Сост. О. М. Богомолова. — Новосибирск, 2014. — С. 7–10.
- Новаторов Е. В. Персональный маркетинг: монография / В. Е. Новаторов. — М.Берлин: Директ-Медиа, 2016. — 280 с.
- Пискунов М. С. Имидж образовательного учреждения: структура и механизмы формирования /М. С. Пискунов //Мониторинг и стандарты в образовании. 1999, № 5, С.45–51.
- Фролов В. А. Средства PR в формировании позитивного имиджа образовательного учреждения / В. А. Фролов // PR в образовании. 2007, № 3, С.40–42.
- Чаланова Н. Ф. Формирование имиджа образовательной организации // В сборнике: Научное сообщество студентов Сборник материалов X Международной студенческой научно-практической конференции. 2016. С. 71–76.
- Чупина В. А. Имидж руководителя университета и его влияние на репутацию вуза / В. А. Чупина, Е. С. Пятакова // Перспективы, организационные формы и эффективность развития сотрудничества российских и зарубежных вузов. III Ежегодная международная научно-практическая конференция. Технологический университет. — 2015. — С. 344–348.