Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь.
Фридрих Дистервег, немецкий педагог XIX века
Выделяют следующие виды универсальных учебных действий:
– личностные;
– регулятивные;
– познавательные;
– коммуникативные.
В нашем образовательном учреждении английский язык преподается по УМК «Spotlight» Ю. В. Ваулиной, Дж. Дули, О. Е. Подоляко, В. Эванс, который планомерно способствуют развитию всех видов УУД.
Специфика предмета «английский язык» заключается, прежде всего, в формировании коммуникативных умений и культуры, что подразумевает общее развитие обучающегося при формировании лингвистических структур грамматики и синтаксиса, письменной речи, ориентации на партнера, его высказывания, поведения, эмоционального состояния и переживания.
Следующие технологии способствуют формированию данного вида УУД: технология проектной деятельности, технология обучения в сотрудничестве, технология проблемного обучения, игровые технологии, баланс парной, индивидуальной и групповой работы,
Проектная технология предполагает совместную творческую деятельность обучающихся при работе над проектами. Для того, чтобы выполнить проект, детям приходится работать совместно: распределять роли, обязанности, выбирать тему проекта, определять цель, способы выполнения работы, оформлять свои мысли в устной и письменной форме, защищать проект. Темы для проектов могут быть совершенно разными: my country, my neighborhood, design an invitation card for birthday, draw a plan of your living room, draw a street map of your neighborhood, write a tourist guide about a famous street in your city, make a poster with a traffic signs you can see in your country, traffic rules of your country, meanings of symbols in your republic, traditions in your family, extinct animal species in your country… Данный метод может быть представлен в виде презентаций, коллажа, брошюры, видеофрагмента.
Другая технология, которая способствует формированию коммуникативных УУД — это обучение в сотрудничестве. Коллективные формы работы (парная и групповая) способствуют развитию умений общения. Они позволяют увеличить количество времени, отведенного на уроке на говорение, распределить ответственность за результат и снизить уровень тревожности у обучающихся. Перед выполнением парной и групповой работы, учащиеся делятся при помощи следующих приемов: «Look up-look down» — ученики стоят в кругу и смотрят в пол «look down», затем по команде учителя «look up», каждый поднимает глаза и смотрит другому участнику. Если взгляды встречаются, образуется пара. Если нет, попытка повторяется. «Потяни нить»: надо приготовить нити длиной 45–50 см, число которых кратно двум. Учитель держит все нити в руке. Обучающиеся берутся за свободные концы нитей, после чего учитель разжимает руку, а ученики находят свои пары. Либо делаются тематические пары, например, животное и класс, к которому он принадлежит, продукты и магазин, в котором можно их купить, мама и малыш и т. д.
Парная форма работы в основном направлена на развитие навыков диалогической речи. Это может быть инсценирование и составление диалогов по образцу: imagine you are at the celebration; use the phrases below…; ask about: food, activities and costumes. Use the prompts to act out similar dialogues. In pairs discuss your perfect day. In pairs ask and answer the questions about the film in the poster. Interview your partner about his/her daily routine…
Технология проблемного обучения подразумевает такую организацию учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Применение данной технологии осуществляется через следующие приемы:
– предлагаются различные точки зрения на один и тот же вопрос;
– ставятся конкретные вопросы на обобщение, обоснование, логику, конкретизацию;
– обучающихся подводят к противоречию, и они сами должны найти способ его разрешения;
– ученики сравнивают, обобщают, сопоставляют факты;
– ставятся проблемные задачи (с заведомо допущенными ошибками, с противоречивыми исходными данными, с ограничением времени решения, с неопределенностью в постановке вопроса и др.).
Игровая технология, несомненно, повышает активность и интерес учащихся, развивает творческую и мыслительную деятельность. Учителю удается проконтролировать учеников в нестандартных условиях в занимательной форме, все это способствует снятию напряжения, преодолению языковых барьеров. У игры должен быть мотив, цель и результат. Одними из любимых игр являются молекулы и атомы, горячий стул, снежный ком, спеллинг, виселица, крокодил и др. Кроме того, игры способствуют здоровьесбережению.
Активное и эффективное внедрение информационно-коммуникационной технологии в процесс обучения позволяет учителю успешнее работать над развитием и совершенствованием навыков иноязычной устной и письменной речи у учащихся, повысить мотивацию и познавательную активность за счет разнообразия форм работы. Внедрение ИКТ также происходит благодаря участию учителя и учеников на различных образовательных, цифровых платформах (uchi.ru, мобильная школа). Данные платформы содержат разного вида задания в игровой форме, при их выполнении учитывается скорость, количество ошибок, поведение ученика. Каждый ученик самостоятельно изучает курс вне зависимости от уровня подготовки, социальных и географических условий.
Таким образом, мы видим, что в образовательном процессе не формируются какие-то конкретные УУД. В зависимости от изучаемой темы может больше внимания уделяться тем или иным универсальным учебным действиям. Применение различных образовательных технологий на современных уроках английского языка способствует наиболее эффективному развитию коммуникативных УУД.
Литература:
- Борзова Е. В. Парная и групповая работа на уроках иностранного языка в старших классах / Е. В. Борзова // Язык. Речь. Коммуникация. — 2000. — Вып.4. — С.4–15.
- Бурмакина Л. В. Ролевые игры на уроках английского языка — Каро, Санкт Петербург, 2013 С. 115–118
- Инновационные подходы к обучению иностранным языкам как основа реализации ФГОС второго поколения http://www.surwiki.ru/wiki/index.php/
- Сысоев П. В., Сафонова В. В. «Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях», Иностранные языки в школе, 2005, № 2.
- http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/library/2013/02/26/obuchenie-v-sotrudnichestve-na-urokakh