Изменения, происходящие в государственной политике системы образования Российской Федерации, ставит особые задачи перед первой ступенью образования — дошкольным образованием. Одной из приоритетных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее — ФГОС ДО) является сохранение и укрепление физического и психического здоровья подрастающего поколения, в том числе его психоэмоционального благополучия. В частности, в образовательной области «социально-коммуникативное развитие» одна из задач направлена на развитие эмоциональной стороны личности дошкольника: эмоционального интеллекта и эмоциональной отзывчивости.
Также в требованиях к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования ФГОС ДО подчеркивает, что «результатом реализации указанных требований должно быть создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая обеспечивает эмоциональное и морально нравственное благополучие воспитанников».
Не исключено и влияние темпа, динамики и ритма современной жизни в эпоху социально-экономической нестабильности, постоянные перемены, огромный информационный поток которые приводят к повышению агрессивности и эмоциональной нестабильности в жизни людей Взрослые люди не всегда в состоянии совладать с возникающими жизненными трудностями, справиться с возникшими проблемами, сохранить целостность и уверенность. Все это является следствием эмоциональной неустойчивости личности и проявляется уже в дошкольном возрасте. Дети в этих условиях являются более беззащитными и уязвимыми, испытывая на себе груз внешнего неблагополучия.
Находясь в ситуации эмоционального дискомфорта, ребенок находится в поиске и выбирает тот или иной способ психологической самозащиты активного или пассивного характера [1].
Проблема развития эмоциональной сферы и ее роли в возникновении мотивов как регулятора деятельности и поведения ребенка, является одной из наиболее важных и сложных проблем психологии и педагогики. Поскольку дает представление не только об общих закономерностях развития психики детей и ее отдельных сторонах, но и об особенностях становления личности дошкольника.
Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста тесно связано с личностным развитием, с формированием мира чувств и эмоций. Ребенок дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей. У него ярко прослеживается неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления, воображения. По данным многочисленных исследований, опыт эмоционального отношения к миру, обретаемый в дошкольном возрасте, весьма прочен и принимает характер установки [2].
Эмоциональная память дошкольника фиксирует и длительно сохраняет эмоциональные образы пережитых событий.
Преобладание негативного эмоционального фона может оказать пагубное воздействие, как на его психическое здоровье, так и на процесс личностного становления [1].
Л. С. Выготский говорил о том, что «эмоциональная сторона личности имеет не меньшее значение, чем другие и составляет предмет и заботу в воспитании в той же мере, как ум и воля» [3].
Выделяя факторы, влияющие на содержание и способы выражения эмоциональных состояний дошкольников ряд исследователей (Урунтаева Е. П., Лисина М. И.) подчеркивают роль взрослых, семьи и значимость отношений со сверстниками, т. е. социальные условия развития детей. По мнению Л. С. Выготского, развитие эмоций детей, в частности социальных, — это процесс управляемый, позволяющий сделать эмоции культурными [1].
А. Д. Кошелева в своих работах высказывает свое мнение о том, что значительная роль в развитии и воспитании у ребенка дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости принадлежит семье [4].
Выготский Л. С., Запорожец А. В., Леонтьев А. Н., Неверович Я. З. отмечали интенсивное развитие эмоций под влиянием социальных условий жизни и воспитания.
Запорожец отмечал, что эффективность обучения во многом зависит от эмоционального отношения ребенка к обучающему, к заданию, предлагаемому взрослым, к чувствам, возникающим у ребенка в данной ситуации, и к переживаниям, связанным с успехами и неудачами [1].
Приходится признать, что некоторые взрослые не знают, как заботиться об эмоциональной грамотности детей. В нашем рациональном современном мире главные ценности это знания, логика, суждения, оценки. В случае же непослушания свое недовольство мы выражаем повышенным тоном, игнорированием, критикой, наказаниями, а стоящие за всем этим эмоции — и наши собственные и наших детей остаются не замеченными.
Для действительного освоения этого мира детям необходимо живое общение с нами, взрослыми. Причем общение особенное, такое при котором «дисциплинарные» проблемы перестают быть в центре внимания, а на передний план выступает эмоциональная сторона жизни — переживания, рассказы о них, выслушивание их, обмен ими [5].
На сегодняшний день, отмечается тенденция к увеличению численности детей с нарушениями эмоциональной сферы. К типичным симптомам этих нарушений у дошкольников относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность и т. п., что серьезно осложняет взаимоотношения ребенка с окружающим миром [2].
Исходя, из собственных наблюдений и основываясь на психодиагностических данных, можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день в основном делается акцент на развитие когнитивных функций, при этом развитию эмоциональной сферы уделяется недостаточно внимания. Наблюдается сокращение времени, уделяемого чтению художественных произведений, которые знакомят с миром человеческих эмоций и чувств, а также бесед по ним. Причем, это происходит не только в семьях, но и в образовательных учреждениях.
О последствиях и ошибках подобного воспитания говорит современная литература по психосоматике детского развития. Тело (сома) заболевает под влиянием эмоциональных перегрузок. Директивные действия взрослых с раннего возраста блокируют у детей эмоциональное самовыражение, что приводит к возникновению неврозов, фобий, дезадаптационных форм поведения [6]. Заботиться об эмоциональной жизни ребенка также важно, как о его физическом и умственном развитии.
Анализ журнала индивидуальных обращений за последние два года, позволяет сделать вывод о том, что увеличилось количество обращений педагогов по следующей тематике: повышенная тревожность; отсутствие познавательного интереса; агрессивность. В свою очередь обращения родителей затрагивают вопросы: адаптации; отсутствия у детей выраженных интересов; агрессивность, повышенная возбудимость, обидчивость, робость; несоблюдение правил, непослушание.
Ежегодное обследование детей подготовительных групп в начале года, направленное на выявление группы детей, испытывающих трудности в освоении образовательной программы, свидетельствует об увеличении численности таких воспитанников. Однако при углубленном индивидуальном обследовании уровня актуального развития дошкольников и определения потенциальных возможностей, выявляется достаточный уровень развития когнитивной сферы, однако при обследовании особенностей эмоциональной сферы определяется ряд проблем, которые мешают ребенку в полной мере проявить себя и в полной мере проявить себя.
Качество освоения образовательной программой зависит в большей мере от эмоционального отношения ребенка к процессу обучения, его содержанию, успехам и неуспехам. Поэтому в содержание понятия готовности к обучению в школе относят личностную, эмоциональную и интеллектуальную составляющие. Познавательную и интеллектуальную деятельность и все виды психических функций необходимо исследовать сквозь призму состояния эмоциональной сферы ребенка, т. к. негативные и позитивные эмоции могут повлиять и на выполнение заданий, исследующих ВПФ, которые пронизываются эмоциями и влияют на их формирование, протекание и нарушение.
Изучение данного вопроса, анализ запросов педагогов и родителей, по вопросам трудностей освоения образовательной программы дошкольной организации и межличностного взаимодействия воспитанников, показали, что на сегодняшний момент существует социальный заказ, ориентированный на развитие эмоциональной сферы дошкольников.
Главное направление в развитии эмоциональной сферы является появление способности управлять эмоциями — произвольность поведения. В этом случае эмоции начинают подчиняться мышлению с опорой на имеющиеся знания, нормы и способы поведения.
Согласно утверждению американского писателя и психолога Дэниеля Гоулмана успешность и самочувствие человека зависит от способности лавировать в мире эмоций. Каждый человек должен учитывать их в своей жизни, справляться с негативными эмоциями, чувствовать и проявлять позитивные [7].
Несформированность эмоциональной сферы дошкольников ведет:
− к неумению дифференцировать собственные переживания, и как следствие к недостаточному развитию эмоциональной саморегуляции;
− непониманию эмоциональных переживаний окружающих, и как следствие трудности в межличностном общении. Кроме того — это, безусловно, сказывается на образовательной деятельности детей и порой приводит к трудностям освоения образовательной программы в целом.
Проблема эмоционального развития детей дошкольного возраста является важным аспектом в современном образовании и воспитании. Эмоциональный мир ребенка играет важнейшую роль в развитии умственных и волевых процессов, в усвоении вырабатываемых социумом нравственных норм и правил.
Литература:
- Ермолаева М. В. «Особенности и средства развития эмоциональной сферы дошкольников», М., 2008
- Ежкова Н. С. «Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста» Ч.1, М., 2010
- Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 1991
- Кошелева А. Д., Перегуда В. И., Шаграева О. А. Эмоциональное развитие дошкольников. М.,2002.
- Гиппенрейтер Ю. Б. «Развиваем эмоциональный интеллект. Вместе переживаем и играем», М., 2015
- Котова Е. В. «В мире друзей» Программа эмоционально-личностного развития детей. М., 2007
- Что такое эмоциональный интеллект дошкольника: Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. М., 2016 № 11