В статье рассматривается понятие «государственные и муниципальные предприятия», раскрыто значение унитарных предприятий для современной экономической системы и государства, определены виды унитарных предприятий, обозначены особенности имущества унитарных предприятий, определены практические аспекты функционирования унитарных предприятий с учётом особенностей современной экономической и политической обстановки.
Ключевые слова: унитарные предприятия, государственные унитарные предприятия, муниципальные унитарные предприятия, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, публично-правовые образования, имущество, реорганизация.
the concept of “state and municipal enterprises” is considered in the article, the importance of unitary enterprises for the modern economic system and the state is revealed, the types of unitary enterprises are identified, the property features of unitary enterprises are identified, the practical aspects of the functioning of unitary enterprises are determined taking into account the features of the modern economic and political situation.
Keywords: unitary enterprises, state unitary enterprises, municipal unitary enterprises, the right to conduct business, the right to operational management, public law entities, property, reorganization.
В современных условиях экономического развития России одной из актуальных задач является совершенствование форм и методов управления государственной и муниципальной собственностью и повышение эффективности её использования. Стабильное развитие экономики России зависит как от финансово-экономического состояния всех хозяйствующих субъектов, так и от эффективного функционирования государственной собственности в экономике страны. Государственные и муниципальные предприятия являются важными и объективно необходимыми элементами структуры современного общества, связанными с ролью государства в экономике, наличием потребностей, удовлетворение которых не может обеспечить частное производство, подчиненное интересам получения прибыли. С помощью данных предприятий государство решает многие экономические и социальные задачи: поддержания целостности общественного воспроизводственного процесса и сглаживания циклических колебаний; обеспечения прогрессивных структурных сдвигов в экономике; содержания и развития социальной инфраструктуры; охраны окружающей среды; проведения региональной политики; обеспечения научно-технического прогресса.
Государственным и муниципальным унитарным предприятиям принадлежит значимое местов организационно-правовой структуре предпринимательства. Государственные и муниципальные предприятия являют собой производственные (в широком смысле слова) образования, которые создаются государством и органами местного самоуправления, наделяются ими необходимыми средствами и на коммерческих принципах действуют в соответствии с теми целями и задачами, которые для них определяют учредители.
Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество, которое является неделимым. Деятельность таких предприятий регламентирована положениями главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации [1] (далее — ГК РФ), а также специальным законодательством о государственных и муниципальных унитарных предприятиях (ФЗ «О государственных и муниципальных предприятиях» [2] и пр.).
Унитарные предприятия делятся на два вида:
1) основанные на праве хозяйственного ведения,
2) основанные на праве оперативного управления.
Общим признаком всех унитарных предприятий является то, что они не наделены правом собственности на закрепленное за ними имущество. Собственником имущества выступает учредитель — государство или муниципальное образование. Само же предприятие обладает только правом хозяйственного ведения или оперативного управления.
Имущество унитарного предприятия неделимо и не распределяется по вкладам (долям, паям) даже между его работниками. Фирменное наименование такого предприятия обязательно должно содержать указание на собственника имущества.
Подобная позиция законодателя практически обусловлена, так как закрепление прав на имущество непосредственно за унитарным предприятием стало бы причиной того, что у одного и того же имущества было бы два собственника (унитарное предприятия и собственнику), что невозможно [4].
Деятельность унитарных предприятий связана с рядом практических противоречий. С одной стороны, закон устанавливает статус такого предприятия, как коммерческой организации, которая преследует основную цель — систематическое получение прибыли, с другой — не наделяет его правом собственности и обязывает нести социальное бремя. В отличие от свободной предпринимательской деятельности, присущей коммерческой организации, данный субъект, не только не может самостоятельно выбрать вид деятельности, но и пути решения поставленных перед ним задач. Согласованию с собственником подлежит значительная часть сделок унитарного предприятия. При этом даже разрешенная собственником сделка, которая не укладывается в целевое назначение имущества унитарного муниципального предприятия, может быть признана недействительной. Распределение прибыли также зависит от собственника, что может отрицательно отразиться на мотивации в получении высоких экономических результатов, а также ограничивает возможности ремонта оборудования и модернизации производства.
Одновременно с чем, необходимость сохранения государственных и муниципальных предприятий обусловлена тем, что они обеспечивают эффективное использование имущества, которое находится в собственности публично-правовых образований, тем самым являя собой форму опосредованного участия подобных образований в предпринимательской деятельности.
В 2018 году антимонопольная служба выступила с инициативой исключения из рыночных отношений унитарных предприятий, так как деятельность данных субъектов негативно отражается на состоянии конкуренции. Начался постепенный процесс реорганизации унитарных предприятий. К примеру, с 1 октября 2018 года федеральное государственное предприятие «Почта России», которое входило в перечень стратегических предприятий нашего государства, было реорганизовано в непубличное Акционерное общество с единственным акционером — Правительство Российской Федерации [3]. Также уже с 2019 года предлагалось существенно ограничить деятельность унитарных предприятий, а к 2023 ликвидировать большую часть за некоторым исключением. В феврале 2019 года состоялся круглый стол по вопросам проекта соответствующего закона. В настоящий момент данный законопроект находится на стадии обсуждения. Видится возможным повышение эффективности деятельности унитарных предприятий посредством изменения правового режима формирования и использования ими капитальных вложений.
Одним из проблемных вопросов правового статуса унитарного предприятия является вопрос его имущественной обособленности. Имущество унитарного предприятия не принадлежит ему на праве собственности, является неделимым и не может быть распределено по долям (ст. 113 ГК РФ). То есть, имущество всегда представляет собой единый имущественный комплекс с одним собственником. Это обстоятельство существенно снижает инвестиционную привлекательность унитарных предприятий для сторонних инвесторов, а также не стимулирует сами предприятия работать эффективно.
Имущество принадлежит унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Право хозяйственного ведения предполагает возможность владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом (ст. 294 ГК РФ), за исключением сдачи в аренду, продажи и некоторых других действий в соответствии с положениями гражданского законодательства. Право оперативного управления предполагает возможность владеть и пользоваться имуществом в пределах, которые установлены законом в соответствии с целями деятельности предприятия. Распоряжение имуществом возможно только с согласия собственника (ст. 296 ГК РФ).
Таким образом, Гражданским кодексом РФ предусмотрено два типа унитарных предприятий: на праве хозяйственного ведения и на праве оперативного управления. Исходя из организационно-правового статуса и финансирования государственных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, будут различаться и основные элементы финансового механизма этих предприятий. Особенности финансов государственных и муниципальных унитарных предприятий обусловлены особой системой финансовых отношений с государством как собственником имущества, предоставленного этим предприятиям на основе хозяйственного ведения или оперативного управления.
Литература:
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) // Российская газета. № 238–239. 08.12.1994.
- Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ (ред. от 28.11.2018) «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) // Парламентская газета. № 230. 03.12.2002.
- Федеральный закон от 29.06.2018 № 171-ФЗ «Об особенностях реорганизации федерального государственного унитарного предприятия «Почта России», основах деятельности акционерного общества «Почта России» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. № 142. 04.07.2018.
- Еремичев И. А., Павлов Е. А. Корпоративное право. — М., 2014. — 438 с.
- Лаптева А. М. Понятие «бюджетных инвестиций» // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 14. Право. — 2018. — Т. 9. — Вып. 3. — С. 330–342.
- Маркова Ю. В. Правовой режим имущества унитарного предприятия // Молодой учёный. — 2017. — № 18. — С. 230–232.
- Чунаев Д. В. Оценка влияния управления финансами в государственных и муниципальных унитарных предприятиях на социально-экономическое развитие муниципального образования // Муниципалитет: экономика и управление. — 2016. — № 5. — С. 42–48.