Миграция сикхов представляет собой длительный систематический процесс, который начался с периода английского завоевания Пенджаба и продолжается до сих пор. Испания является одной из европейских стран в которой численность сикхской диаспоры с каждым годом увеличивается. Пиренейский полуостров служит не только пристанищем для сикхских мигрантов, но и рассматривается ими как промежуточный пункт на пути к переселению в Северную Америку и Великобританию. Основная цель статьи — изучить миграционный процесс сикхской диаспоры в испанское государство, выявить причины и маршруты, а также рассмотреть основные проблемы сикхской идентичности, который возникли в рамках иммиграции.
Ключевые слова: сикхи, диаспора, идентичность, иммиграция, Испания, Индия, Пенджаб.
Migration of Sikhs is a long systematic process that began with the period of the British conquest of the Punjab and is still ongoing. Spain is one of the European countries where the number of Sikh Diaspora increases every year. The Iberian Peninsula is not only a haven for Sikh migrants, but viewed them as a staging post on the way to resettlement in North America and the UK. The main purpose of this article is to study the migration of the Sikh Diaspora in the Spanish state, to identify the causes and routes, and to consider the basic problems of Sikh identity, which arose in the framework of immigration.
Keywords: Sikh, diaspora, identity, immigration, Spain, India, Punjab.
Индия и, в частности, индийские народности имеют одну из сложных и разнообразных историй миграционных процессов в мире. Начиная с конца XVIII — начала XIX вв. индийские общины стали появляться на европейском и североамериканском континентах и близлежащих к полуострову Индостан островных территориях, а в дальнейшем стали распространяться и на остальные континенты.
Среди индийских мигрантов, покидавших территорию своего основного проживания, было много национальностей; одним из таких народов были сикхи (последователи сикхизма), проживающие преимущественно в Пенджабе.
Сикхизм как одна из ересей индуизма возник в начале XVI века в Северо-Западной Индии. Религиозное течение было связано с развитием религиозно-реформаторского движения бхакти (преданность, любовь к богу), «отражавшего в завуалированной форме в средневековой Индии социальный протест городских слоев против гнета феодалов». [1] Секта, обосновавшаяся в Пенджабе, который на тот момент входил в состав империи Великих Моголов, включала в себя торговцев и ремесленников, а также представителей неприкасаемых каст (крестьяне, общинные слуги), для которых идея о равенстве всех людей перед богом, высказанная основателем сикхизма гуру Нанаком (1469–1539), являлась возможностью преодолеть кастовые различия в обществе и позволить всем вести свободную активную деятельность, т. к. «сикх должен быть деятельным, честным, набожным, хорошим семьянином». [2]
В период существования независимого сикхского государства (1765–1849) сикхизм так и не стал государственной религией, несмотря на большое значение сикхской общины, т. к. подавляющее большинство населения Пенджаба состояло из мусульман, затем шли индусы и только потом уже сикхи. [3] Сикхизм, который критиковал установления ислама и индуизма из-за их идолопоклонства и паломничества, а также пренебрежительного отношения их духовных лиц в период угнетения народных масс, во время правления Ранджит Сингха вынужден был свои основные постулаты аккумулировать с деятельностью других религиозных общин. Это объяснялось тем, что махараджа искал поддержки не только сикхских феодалов, но и представителей иных религий. Впоследствии это привело к тому, что в процессе феодализации стала меняться идеологическая и обрядовая сторона сикхизма. Стали постепенно вытесняться демократические принципы вероучения, что во второй половине XVIII века привело к сближению сикхизма с индуизмом.
Таким образом, одной из основных причин миграции сикхов являются духовные изменения в Пенджабе во второй половине XVIII века. Угроза слияния двух религиозных течений или поглощение индуизмом сикхизма вынудили представителей последних начать иммиграцию. Как отмечает Теджа Сингх: «после смерти последнего гуру, когда большинство ветеранов-сикхов приняли мученическую смерть, а их потомки жили в изгнании, вдалеке от родных мест, оставшиеся общины стали медленно возвращаться к старым обычаям и верованиям». [4]
Второй не менее важной причиной миграции сикхов является политико-идеологический аспект. Демократический принцип равенства всех людей, отражавшийся прежде всего в теологическом равноправии не только представителей всех религий, но и каст, в результате феодального укрепления стал рушиться не только как общая идеологическая концепция сикхов, но и внутри самого религиозного течения. Так Хушвант Сингх пишет о том, что сикхизм не смог разрушить кастовое устройство, так «сикхи высших каст отказывались принимать пищу вместе с сикхами из неприкасаемых». [5]
Кроме того завоевания Пенджаба английской короной (1849) привело к тяжелыми экономическими последствиям, которые к XX веку только усугублялись. Началась налоговая эксплуатация крестьянства, быстрое распространение ростовщичества (сурово осуждалось представителями сикхизма), а также упадок городского ремесленного производства из-за ввозимых английских товаров, вынуждало сикхов иммигрировать с надеждой разбогатеть, а потом вернуться на родину.
Одной из первых стран, куда начали прибывать индийские мигранты стали Соединенные Штаты еще в 1820 году. Впоследствии количество государств, где обосновывалась индийская община, стало возрастать. Однако не везде мигрантам, поселившимся в колониальную эпоху, удавалось обосноваться. Из-за расового давления и экономической нестабильности в некоторых странах индийской общине пришлось вновь менять место пребывания, началась «вторичная миграция, которая происходила в основном из Восточной Африки, Фиджи и некоторых стран Карибского бассейна». [6]
Большинство мигрантов с Пенджаба первоначально пребывало на Пиренейский полуостров из Африки, другие же из Индии и даже Японии. Таким образом постепенно началась миграция индийцев в Испанию, в которой возможно было реализовать экономические цели и основные духовные постулаты религиозного течения.
Большинство индийской диаспоры в Испании состоит из сикхской общины. [6] Общая численность сикхов в Индии составляет около 20,8 миллионов, а тех, кто живет за пределами Индии, около 2,5 миллионов, что составляет глобальную сикхскую диаспору. [7] Их миграция отмечена прежде всего конфронтацией индийского правительства с сикхской общиной; одной из результатов которой стала операция «Голубая звезда», приведшая к разрушение политических и религиозных центров сикхской общины, росту сикхского терроризма и ставшая причиной убийства Индиры Ганди (премьер-министр страны) в 1984 году. Таким образом конфронтация общины и правительства, а также основные причины миграции сикхов указанные выше сказались и на национальной идентичности сикхской диаспоры. Основные ее идеи, которые были выдвинуты еще ее основателем, претерпели изменения, а в некоторых случаях стали прямой противоположностью сикхского учения о ненасилии.
В современной Испании численность сикхской диаспоры с каждым годом увеличивается, если на 1 января 2014 года она составляла из 20 791 человека, зарегистрированных в муниципальных реестрах, то уже к 2016 году достигла показателя в 21 000 человек и составляет половину от общего числа индийских иммигрантов в Испании. [7, 8, 9] Однако долгое время Испания не была в списке самых популярных направлений для сикхских общин, т. к. языковые различия и отсутствие вакансий не позволяли считать Пиренейский полуостров желанным регионом для миграции. К тому же как отмечает Начаттар Сингх Гарча: «около 70 % (опрошенных сикхов — примечание автора статьи) даже не знали о существовании Испании во время их первой эмиграции со своей родины, то есть из Пенджаба». [7] Однако большинство сикхов оказались в Испании из других стран, т. к. искали законное разрешение на проживание, а в испанском королевстве было легче получить легализацию по сравнению с другими европейскими странами. Впоследствии многие из них оставались в данном государстве на постоянной основе.
В течение последних шести десятилетий разные поколения сикхских мигрантов следовали в Испанию различным путям, среди которых можно выделить основные три направления: (Рис. 1)
Рис. 1. Основные маршруты миграции сикхов в Испанию
- Европейско-азиатское направление, проходящее через Москву, которое было наиболее активно в период Зеленой революции (до 1970 года), где основная причина миграции проявлялась в экономическом факторе, а именно в поисках рабочих мест.
- Африканское направление, которое не только связано с экономической причиной, но также и политическими репрессиями в отношении сикхов после убийства премьер-министра Индии в 1984 году.
- Испанское направление, которое характерно на современном миграционном этапе. В данном случае иммиграция выражается в целом комплексе причин. Помимо основных они также проявляются в желании повидаться с родственниками, которые уже перебрались в Испанию, или в желании продолжить обучение в высших учебных заведениях королевства.
Миграция сикхов в Испанию привела и к незначительным изменениям национальной идентичности. Так, к примеру Гурдвара (центр общественной жизни сикхской общины, где происходят все важнейшие мероприятия) по-прежнему является местом изучения культуры и религии сикхов, но Начаттар Сингх Гарча приводит следующее мнение одного из сикхских мигрантов, который сейчас проживает в Валенсии и регулярно посещает центр общественной жизни общины: «Гурдвара — это место поклонения, но они (руководители Гурдвары) превратили его в поле битвы. Все хотят быть главой комитета Гурдвары, чтобы контролировать ресурсы, и иметь влияние в обществе, но никто не говорит о единстве и мире». [8]
Подводя итог, следует отметить, что сикхская община является одной из ключевых и многочисленных в индийской диаспоре. Причины, по которым сикхи мигрировали в те или иные страны варьируются от исторического периода и политики, проводимой в Индии, в частности в Пенджабе. Кроме того, следует учесть и причины вторичной миграции, которые оказывали немаловажное значение в появлении сикхской диаспоры в Испании. Что касается национальной идентичности сикхов, то на нее оказывает определенное влияние европейский менталитет, но говорить о том, что сикхская община и ее Гуардвары (на 2018 год насчитывается 22 сооружения на территории Испании) теряют свою самобытность не приходится. Интегрированность в испанское сообщество не встречает каких-либо серьезных противодействий, но следует отметить, что тот опыт, который сикхи приобрели в результате миграции в Испанию различными маршрутами расширил различия между ними.
Литература:
- Рейснер И. М. Народные движения в Индии в XVII-XVIII вв. М., 1961. Стр. 178–220.
- «History of philosophy Eastern and Western», vol I, London, 1952, p. 523.
- Семенова Н. И. История сикхского движения в Индии. М.: Изд-во восточной литературы, 1963. Стр. 13.
- Teja Singh, The sikh religion an outline of its doctrine, Amritsar, 1956, p. 117.
- Khushwant Singh, The Sikhs today, Bombay -Calcutta-Madras, 1959, p. 45.
- Emigration, Immigration, and Diaspora Relations in India [Электронный ресурс] // URL: https://www.migrationpolicy.org/article/emigration-immigration-and-diaspora-relations-india#6 (дата обращения: 22 сентября 2019).
- Nachatter Singh Garha & Andreu Domingo (2016), Sikh Diaspora to Spain seen through Generations: A socio-demographic perspective, Centre d’Estudis Demogràfics, UAB, Barcelona.
- Nachatter Singh Garha & Andreu Domingo (2018): Migration, religion and identity: a generational perspective on Sikh immigration to Spain, South Asian Diaspora, p. 33–50.
- Nachatter Singh Garha & Andreu Domingo (2017). Sikh diaspora and Spain: Migration, hypermobility and space. Diaspora Studies № 2, p. 193–216.