Личностные особенности юношей и девушек, их намерения и ожидания в ситуации социального обмена с партнером по близким эмоциональным отношениям | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №40 (278) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 07.10.2019

Статья просмотрена: 466 раз

Библиографическое описание:

Поддубный, С. Е. Личностные особенности юношей и девушек, их намерения и ожидания в ситуации социального обмена с партнером по близким эмоциональным отношениям / С. Е. Поддубный, Т. С. Панкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 40 (278). — С. 193-200. — URL: https://moluch.ru/archive/278/62854/ (дата обращения: 16.11.2024).



Фундаментальная научная проблема, в рамках которой проведено исследование, заключается в выявлении и анализе социально-психологических свойств личности, выступающих регуляторами ее поведения в межличностном взаимодействии. Конкретная научная задача исследования: изучить личностные особенности современных девушек и юношей и их намерения и ожидания в ситуации социального обмена материальными и нематериальными ресурсами с партнером по близким эмоциональным отношениям.

Ключевые слова: личностные особенности (свойства личности, базисные убеждения, ценностные ориентации), намерения и ожидания в ситуации социального обмена, материальные и нематериальные ресурсы, ролевые позиции.

The fundamental scientific problem, within the framework of which the study was conducted, is to identify and analyze the socio-psychological properties of an individual, acting as regulators of its behavior in interpersonal interaction. The specific scientific task of the study: to study the personality characteristics of modern girls and young men and their intentions and expectations in a situation of social exchange of material and non-material resources with a partner in close emotional relationships.

Keywords: personality traits (personality traits, basic beliefs, value orientations, intentions and expectations in a situation of social exchange, material and non-material resources, role-playing positions.

В последние десятилетия в институте семьи в нашей стране наблюдается усиление деструктивных тенденций.

Увеличивается число разводов и неполных семей, возрастает численность молодых людей, осознанно отказывающихся от зарегистрированного брака, снижается ценность семейных отношений, появляются супружеские пары, осознанно не желающие иметь детей. Увеличивается число юридически неоформленных сожительств, которые в бытовом обиходе называются «гражданским браком», а в научной литературе называются фактическим или незарегистрированным браком.

Этот феномен наблюдается повсеместно — в мегаполисах, больших и малых городах, селах, гражданских поселениях и военных гарнизонах.

В последних проживает не только персонал объектов спецназначения, но и члены семей военнослужащих, психологическое сопровождение которых осуществляют военные психологи и их коллеги.

Министерство образования и науки РФ одобрило инициативу по созданию образовательного курса «семьеведение». Основы семейной жизни уже несколько лет преподаются в некоторых школах 38 регионов России, но пока в качестве факультатива. Между тем, дефицит научных психологических знаний о проблемах, возникающих у современных молодых людей в сфере эмоционально близких межличностных отношений, подтверждает актуальность их исследования.

Фундаментальная научная проблема, в рамках которой выполнено настоящее исследование, заключается в выявлении и анализе социально-психологических свойств личности, выступающих регуляторами ее поведения в межличностном взаимодействии. Конкретная научная задача исследования: изучить личностные особенности современных девушек и юношей и их намерения и ожидания в ситуации социального обмена материальными и нематериальными ресурсами с партнером по близким эмоциональным отношениям.

Научный интерес к теме исследования вызван наличием ряда нерешенных в современной социально-психологической науке проблем. В то время как категория взаимодействия является центральной категорией социальной психологии, на сегодняшний день эмпирически психологические аспекты взаимодействия в разных сферах совместной жизнедеятельности исследованы фрагментарно.

Особенно явно это проявляется в исследованиях такой труднодоступной для изучения сферы социального взаимодействия, как эмоционально-близкие отношения между мужчинами и женщинами. Здесь отмечается явное противоречие между обилием научно-популярных публикаций, посвященных анализу психологических проблем, возникающих в этой сфере совместной жизнедеятельности, разнообразных теоретических построений и рассуждений на эту тему и крайне ограниченным числом более или менее строго выполненных эмпирических исследований, тем более — экспериментальных.

Анализ современного состояния исследований социального взаимодействия, выполненных с позиции теории социального обмена, позволяет говорить о перспективности использования некоторых положений в этой теории в эмпирических исследованиях социального взаимодействия и межличностных отношений. В частности, перспективной представляется нам идея выделения двух видов обмена: материальными ценностями, ресурсами и нематериальными ценностями, в частности, психологическими отношениями.

Настоящее исследование является продолжением серии теоретико-эмпирических исследований, выполняемых в Институте психологии РАН под научным руководством В. П. Познякова. Им разработана концепция психологических отношений индивидуальных и групповых субъектов совместной жизнедеятельности в изменяющихся социальных условиях (Позняков, 2012 и др.) [3, с.5].

В рамках этой концепции выполнены теоретико-эмпирические исследования психологических отношений субъектов совместной экономической деятельности (Позняков, 2018, Журавлёв, Позняков, 2012 и др.), разработаны и сформулированы положения ресурсно-ценностного подхода к анализу социального взаимодействия и обоснована перспективность его использования в эмпирических исследованиях психологических отношений и социального взаимодействия в разных сферах совместной жизнедеятельности (Позняков, Вавакина, 2014,2015 и др.) [5, с.10].

Отдельным, специальным направлением теоретико-эмпирических исследований, выполняемых под руководством автора проекта, является изучение социально-психологических отношений между мужчинами и женщинами в разных сферах совместной жизнедеятельности: деловой (Позняков, Титова, 2014 и др.), бытовой (Позняков, Хромова, 2010 и др.), интимно-личностной (Позняков, Панфилова, 2015 и др.) [2, с.150].

В рамках этого подхода в последние годы проводится эмпирическое исследование личностных факторов отношения молодых людей к партнёрству в незарегистрированном браке (Позняков, Панфилова, 2017), представлений о партнере в незарегистрированном браке (Поддубный, Маненок, 2018), личностных особенностей, намерений и ожиданий юношей и девушек, состоящих в интимно-личностных отношениях (Поддубный, Зайков, Панкова, 2018) [4, с.58].

Новизна данного исследования состоит в том, что впервые была использована оригинальная методика экспериментального моделирования ситуации социального обмена материальными (экономическими) ресурсами и нематериальными ценностями (психологическими отношениями) во взаимодействии партнеров по близким эмоциональным отношениям, разработана и описана совокупность ее показателей.

Прикладное значение проекта заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы для научного обоснования практических рекомендаций руководителям и специалистам, занимающимся поддержкой и развитием института семьи в современном российском обществе, а также в практике индивидуального и семейного консультирования.

Цель: провести сравнительный анализ личностных особенностей (ценностных ориентаций, базисных убеждений, свойств личности), намерений и ожиданий юношей и девушек в ситуации социального обмена материальными и нематериальными ресурсами с партнером по близким эмоциональным отношениям.

Задачи:

  1. Изучить личностные особенности юношей и девушек и выявить различия в ценностных ориентациях, базисных убеждениях, свойствах личности между юношами и девушками.
  2. Определить уровень, интенсивность, направленность намерений и ожиданий юношей и девушек, их ролевые позиции в ситуации социального обмена материальными и нематериальными ресурсами с партнером по близким эмоциональным отношениям и установить различия между юношами и девушками.

Выборка. 17 юношей и 17 девушек, находящихся в близких эмоциональных отношениях в возрасте от 18 до 30 лет.

Гипотезы:

1. Существуют различия между юношами идевушками вценностных ориентациях, базисных убеждениях, свойствах личности:

– Для девушек, по сравнению с юношами, более значимы ценности, относящиеся к классу коллективистических (традиции, доброта), а для юношей — ценности, относящиеся к классу индивидуалистических (достижения, стимуляция).

– Для девушек характерно более позитивное мировосприятие.

– У девушек, по сравнению с юношами, более выражены такие свойства личности как добросердечность и добросовестность, а у юношей, по сравнению девушками, более выражены открытость опыту и эмоциональная стабильность.

2. Существуют различия между девушками июношами вуровне выраженности, интенсивности, направленности намерений иожиданий вситуации социального обмена материальными инематериальными ресурсами спартнером по близким эмоциональным отношениям:

– У девушек, по сравнению с юношами, более выражены ожидания в материальной сфере, а у юношей, по сравнению с девушками, более выражены намерения в нематериальной сфере.

– Суммарная интенсивность намерений и ожиданий как в материальной, так и в нематериальной сферах у девушек больше, чем у юношей.

– У девушек, по сравнению с юношами, более выражена нематериальная направленность (преобладание намерений в нематериальной сфере над намерениями в материальной) и менее выражена материальная направленность (преобладание намерений в материальной сфере над намерениями в нематериальной сфере).

– У девушек, по сравнению с юношами, более выражены ролевые позиции «потребителя» (реципиента) в обмене материальными ресурсами и «поставщика» (донора) в обмене нематериальными ресурсами.

  1. Существуют расхождения между намерениями юношей и ожиданиями девушек, а также между намерениями девушек и ожиданиями юношей в обмене нематериальными и материальными ресурсами.

Методический инструментарий:

Для диагностики личностных особенностей использовались следующие методики:

– Опросник ценностных ориентаций С. Шварца (ч. 3);

– Методика исследования базисных убеждений личности (Янофф-Бульман в адаптации Д. А. Леонтьева);

– 5-факторный опросник (50 пунктовый IPIP-вариант опросника «Маркеры Большой Пятерки» (Л. Голдберг/К. Сугоняев).

Для изучения намерений иожиданий партнеров вситуации социального обмена нематериальными иматериальными ресурсами использовалась методика диагностики намерений иожиданийС.Е.Поддубного (ДНОП).

В экспериментально моделируемой ситуации социального обмена респондентам предлагается поделиться с партнером по близким эмоциональным отношениям имеющимися у него материальными и нематериальными ресурсами. Объём возможных для обмена ресурсов количественно определяется в условных единицах (от 1 до 10). Наряду с этим респондентам предлагается сформулировать свои ожидания от партнера, оценив количественно объём ожидаемых ресурсов в тех же единицах.

Показатели методики (обозначения и содержание)

Первичные:

Я немат. уровень намерений в нематериальной сфере.

Я мат. уровень намерений в материальной сфере.

ОЖ немат. уровень ожиданий в нематериальной сфере.

ОЖ мат. уровень ожиданий в материальной сфере.

Вторичные:

ИН интенсивность намерений — суммарная выраженность намерений в нематериальной и материальной сферах.

ИО — интенсивность ожиданий — суммарная выраженность ожиданий в нематериальной и материальной сферах.

И немат. интенсивность обмена нематериальными ресурсами.

И мат. интенсивность обмена материальными ресурсами.

Показатели направленности намерений иожиданий:

ДНН — доминирующая (преобладающая направленность) намерений — разница намерений в нематериальной и материальной сферах.

Если разница больше 0, то уровень желания поделиться нематериальными ресурсами превышает уровень желания поделиться материальными ресурсами — ДНН (НМ). Если разница меньше 0, то уровень желания поделиться с партнером материальными ресурсами превышает уровень желания поделиться с ним нематериальными ресурсами — ДНН (М).

ДНО — доминирующая (преобладающая) направленность ожиданий — разница ожиданий в нематериальной и материальной сферах.

Если разница больше 0, то уровень ожиданий получить от партнера нематериальные ресурсы превышает уровень ожиданий получить от него материальные ресурсы — ДНО (НМ). Если разница меньше 0, то уровень ожиданий получить от партнера материальные ресурсы превышает уровень ожиданий получить от него нематериальные ресурсы — ДНО (М).

Показатели ролевых позиций:

1. РПНМ — ролевая позиция респондента при обмене нематериальными ресурсами определяется знаком разницы значений уровня намерений и ожиданий в нематериальной сфере.

Если разница больше 0, то уровень ожиданий получить от партнера нематериальные ресурсы меньше уровня намерений поделиться с ним нематериальными ресурсами. Ролевая позиция респондента в обмене нематериальными ресурсами — «донор», «поставщик» — РПНМ(Д).

Если разница меньше 0, то уровень ожиданий получить от партнера нематериальные ресурсы превышает уровень намерений поделиться с ним нематериальными ресурсами. Ролевая позиция респондента в нематериальном обмене — «реципиент», «потребитель» — РПНМ(Р).

РПМ — ролевая позиция респондента при обмене материальными ресурсами определяется знаком разницы значений уровня намерений и ожиданий в материальной сфере.

Если разница больше 0, то уровень ожиданий получить от партнера материальные ресурсы меньше уровня намерений поделиться с ним материальными ресурсами. Ролевая позиция респондента в материальном обмене — «донор», «поставщик» — РМ(Д).

Если разница меньше 0, то уровень ожиданий получить от партнера материальные ресурсы превышает уровень намерений поделиться с ним материальными ресурсами. Ролевая позиция респондента в материальном обмене — «реципиент», «потребитель» — РМ(Р).

Нами был проведен сравнительный анализ ценностных ориентаций, базисных убеждений и свойств личности юношей и девушек (табл.1, 2 и 3).

Таблица 1

Иерархия ценностных ориентаций юношей идевушек

Ср.знач. Юноши (Mean)

Ранг

Ср.знач. Девушки (Mean)

Ранг

Ст.откл. Юноши

Ст.откл. Девушки

t-критерий

P— уровень значим.

Ценностные ориентации

Кнф С

6,53

3

5,76

4,5

1,77

1,68

1,3

0,21

Тра С

7,47

1

7,12

1

1,66

1,54

0,6

0,52

Доб С

4,59

9

4,82

10

1,58

1,78

-0,4

0,69

Уни С

6,06

5,5

5,65

6

1,52

1,73

0,7

0,47

Сам С

4,53

10

5,29

8

2,24

1,76

-1,1

0,28

Сти С

5,76

7

5,53

7

1,71

1,37

0,4

0,66

Гед С

6,41

4

5,76

4,5

1,18

1,39

1,5

0,15

Дст С

5,47

8

5,18

9

1,12

1,67

0,6

0,55

Вла С

6,65

2

6,47

2

1,27

1,62

0,4

0,73

Бзп С

6,06

5,5

6,12

3

2,14

1,58

-0,1

0,93

*Обозначения: Кнф — конформность, Тра — традиции, Доб –доброта, Уни- универсализм, Сам- самостоятельность, Сти — стимуляция, Гед — гедонизм, Дст — достижения, Вла- власть, Бзп — безопасность.

Из табл. 1 видно, что у юношей ведущими в иерархии ценностей являются такие ценностные ориентации как традиции — 1 ранг (7,47), власть -2ранг (6,65), конформность — 3 ранг (6,53), гедонизм — 4 ранг (6,41). Наименее значимы для юношей — самостоятельность -10 ранг (4,53), доброта — 9 ранг (4,59), достижения — 8 ранг (5,47)._У девушек первое место в иерархии ценностей занимают традиции (7,12), второе — власть (6,47), третье — безопасность (6,12), четвертое-пятое места делят ценности конформности (5,76) и гедонизма (5,76). Последние места занимают ценности доброта -10 место (4,82), достижения — 9 место (5,18) и самостоятельность — 8 место (5,29).

Таблица 2

Сравнительный анализ базисных убеждений юношей идевушек

Ср.знач. Юноши

(Mean)

Ср.знач. Девушки

(Mean)

Ст.откл. Юноши

Ст.откл. Девушки

t-критерий

P— уровень значимости

Базисные убеждения

ДМ С

3,29

3,59

1,49

1,12

-0,7

0,52

Спр С

5,29

5,94

1,57

1,64

-1,2

0,25

СО С

6,24

5,71

1,20

1,31

1,2

0,23

У С

6,76

6,24

1,15

1,79

1,0

0,31

ЛК С

6,18

6,65

1,78

1,37

-0,9

0,39

ПМВ С

5,29

5,24

0,99

0,75

0,2

0,85

*Обозначения: ДМ — доверие миру, Спр — справедливость, СО — самооценка, У — удача, ЛК — локус-контроля, ПМВ — позитивное мировосприятие. Жирным выделены значения, превышающие популяционные, жирным курсивом — ниже популяционных

Таким образом, не выявлено достоверных различий в ценностях у юношей и девушек. Иерархия ценностей у них в целом совпадает.

Из табл. 2 видно, значимых различий между юношами и девушками в уровне выраженности базисных убеждений нет. Позитивное мировосприятие находится на среднем уровне, выше среднего уровня — локус контроля, удача, самооценка, что характерно для молодежного возраста, однако базисное убеждение в доброжелательности окружающего мира находится на низком уровне (3,29 — у юношей, 3,59 — у девушек).

Таблица 3

Сравнительный анализ свойств личности юношей идевушек

Ср.знач. Юноши (Mean)

Ср. знач. Девушки (Mean)

Ст. откл. Юноши

Ст. окл. Девушки

t-критерий

P— уровень значимости

Свойства личности

Эв С

4,82

4,76

0,53

0,66

0,29

0,78

Дср С

4,35

4,12

0,49

0,33

1,63

0,05

Дсв С

3,88

3,71

0,49

0,59

0,95

0,35

Эс С

2,53

2,71

0,62

0,59

-0,85

0,40

Оо С

4,82

4,53

0,88

0,62

1,12

0,27

*Обозначения: Эв — экстраверсия, Дср- добросердечность, Дсв — добросовестность, Эс — эмоциональная стабильность, Оо –открытость опыту. Жирным выделены достоверные различия.

Из табл. 3 видно, что у юношей, по сравнению с девушками, достоверно (р<0,05) более выражена добросердечность (4, 35 — у юношей и 4,12 — у девушек). Как юноши, так и девушки скорее интровертированы (4,82 и 4,76), чем экстравертированы, менее добросовестные (3,88 и 3,71), менее открыты опыту (4,82 и 4,53), значительно менее эмоционально стабильные (2,53 и 2,71) по сравнению с выборкой стантартизации).

Таким образом, юноши не отличаются от девушек по изученным личностным особенностям, за исключение такой черты как доброжелательность. Следовательно, можно сделать вывод об их сходстве.

Рассмотрим результаты юношей и девушек, полученные по методике диагностики намерений и ожиданий (табл. 4, рис. 1.)

Таблица 4

Намерения иожидания юношей идевушек вситуации социального обмена материальными инематериальными ресурсами

Ср.знач.

Юноши

(Mean)

Ср.знач.

Девушки

(Mean)

Ст. откл. Юноши

Ст.откл. Девушки

t-критерий

P— уровень значимости

Я НЕМАТ

7,82

8,35

1,38

1,80

-1,0

0,34

Я МАТ

4,88

5,29

2,47

3,02

-0,4

0,67

ОЖ НЕМАТ

8,24

9,12

1,03

1,32

-2,2

0,04

ОЖ МАТ

4,88

8,24

2,42

1,56

-4,8

0,00

Примечание. Жирным выделены достоверные различия.

Рис. 1. Намерения и ожидания юношей и девушеквситуации социального обмена материальными и нематериальными ресурсами

Из табл. 4 и рис. 1 видно, что существуют значимые различия в ожиданиях юношей и девушек при обмене как нематериальными (р<0,04), так и материальными ресурсами (р<0,05). Девушки достоверно больше ожидают от юношей понимания, уважения, любви, а также финансовой и другой материальной поддержки.

Таблица 5

Интенсивность намерений иожиданий юношей идевушек

Ср.знач.

Юноши

(Mean)

Ср.знач. девушки

(Mean)

Ст.откл.

Юноши

Ст.откл. Девушки

t-критерий

P— уровень значимости

ИН

12,71

13,65

3,255

3,534

-0,81

0,425

ИО

13,12

17,35

2,369

2,548

-5,02

0,000

И НЕМАТ

16,06

17,47

2,193

2,503

-1,75

0,09

И МАТ

9,76

13,53

4,206

3,430

-2,86

0,007

Примечание. Жирным выделены достоверные различия.

Рис. 2.Интенсивность намерений и ожиданий юношей и девушек

Из табл. 5 и на рис. 2 видно, что у девушек, по сравнению с юношами, достоверно боле выражены такие показатели социального обмена, как интенсивность ожиданий — ИО (сумма ожиданий в нематериальной и материальной сфере), таки интенсивность при обмене материальными ресурсами — И МАТ (сумма намерений и ожиданий).

Таблица 6

Доминирующие направленности иролевые позиции

Ср.знач.

Юноши

(Mean)

Ср.знач.

Девушки

(Mean)

Ст.откл.

Юноши

Ст.откл.

Девушки

t-критерий

P— уровень значимости

ДНН

2,94

3,1

2,33

3,49

-0,12

0,91

ДНО

3,35

0,9

2,87

1,36

3,20

0,00

РП НЕМАТ

-0,41

-0,8

1,06

1,92

0,66

0,51

РП МАТ

0,00

-2,9

2,50

3,36

2,89

0,01

Примечание. Жирным выделены достоверные различия.

Рис. 3.Доминирующие направленности и ролевые позиции юношей и девушек

Из табл. 6 и рис. 3 видно, что у юношей доминирующая направленность ожиданий (ДНО) в нематериальной и материальных сферах (3,35) больше, чем у девушек (0,9), т. е. уровень ожиданий юношей получить от девушек нематериальные ресурсы превышает уровень ожиданий получить от них материальные ресурсы.

Вместе с тем, в ситуации социального обмена нематериальными ресурсами как у юношей, так и у девушек выявлена позиция «потребителя», причем, у юношей она выражена в меньшей степени (РП НЕМАТ равно -0,41), чем у девушек (РП НЕМАТ равно -0,80). Наиболее явно позиция «потребителя» при обмене материальными ресурсами выражена у девушек (РП МАТ равно -2,9). У юношей наблюдается позиция «равного» (РП МАТ равно 0).

Выводы:

  1. Установлены значимые различия между юношами и девушками в уровне выраженности такого свойства личности как добросердечность: у юношей добросердечность более выражена, чем у девушек.

По остальным личностным особенностям (ценностным ориентациям, базисным убеждениям) статистически значимых различий не выявлено, сто свидетельствует о сходстве ценностей, базисных убеждений, черт личности партнеров, находящихся в близких эмоциональных отношениях.

  1. Установлено, что у девушек по сравнению с юношами более выражены ожидания при обмене как нематериальными, так и материальными ресурсами.
  2. Интенсивность ожиданий, как у юношей, так и у девушек превышает интенсивность намерений. При этом, интенсивность ожиданий у девушек достоверно больше, чем у юношей. Интенсивность обмена нематериальными ресурсами как у девушек, так и у юношей превышает интенсивность обмена материальными ресурсами. Однако у девушек она достоверно больше, чем у юношей (особенно в материальной сфере).
  3. Установлено, что и у девушек, и у юношей выражены ролевые позиции «потребителя» в ситуации обмена нематериальными ресурсами.

В ситуации социального обмена материальными ресурсами у девушек наблюдается явно выраженная позиция «потребителя», а у юношей «равного».

  1. Установлены следующие соотношения ожиданий юношей и намерений девушек, а также ожиданий девушек и намерений юношей:

У юношей выявлен профицит (преобладание намерений девушек над ожиданиями юношей) в обмене как нематериальными ресурсами (в меньшей степени), так и материальными ресурсами.

У девушек выявлен значительный дефицит (преобладание ожиданий над намерениями юношей) в обмене как нематериальными ресурсами (в меньшей степени), так и материальными ресурсами (в большей степени).

Литература:

  1. Журавлёв А. Л., Позняков В. П., Вавакина Т. С. Ориентация на принципы и нормы социального взаимодействия как фактор психологического отношения к деловому партнерству / Психологический журнал. 2017. № 1. С. 5–15.
  2. Позняков В. П., Вавакина Т. С. Психология делового партнёрства: теория и эмпирические исследования. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2016. 320 с.
  3. Позняков В. П. Психологические отношения индивидуальных и групповых субъектов совместной жизнедеятельности / Психологический журнал. 2012. Т. 41. № 5. С. 5–15.
  4. Позняков В. П. Психологические отношения индивидуальных и групповых субъектов совместной экономической деятельности. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2018.
  5. Позняков В. П., Титова О. И. Особенности отношения предпринимателей мужчин и женщин к конкуренции и партнерству в деловом взаимодействии / Психологический журнал. 2014. Т. 35. № 4. С. 5–17.
  6. Позняков В. П., Хромова В. Л. Социально-психологическое исследование отношения к табакокурению. М.: Изд-во: Московский гуманитарный университет, 2010.
Основные термины (генерируются автоматически): ресурс, девушка, социальный обмен, уровень ожиданий, материальная сфера, юноша, нематериальная сфера, ролевая позиция респондента, свойство личности, уровень намерений.


Ключевые слова

личностные особенности (свойства личности, базисные убеждения, ценностные ориентации), намерения и ожидания в ситуации социального обмена, материальные и нематериальные ресурсы, ролевые позиции

Похожие статьи

Влияние феномена лидерства на формирование межличностных отношений в классном коллективе младших подростков

В статье затронуты проблемы организации работы педагога по развитию учени-ческого коллектива, исследуется феномен лидерства и его влияние на формирование межличностных отношений в школьном классе, изучаются социально-психологические аспекты развития ...

Смысложизненые ориентации современных подростков в разных социокультурных пространствах

Предметом исследования в рамках данной статьи явилась специфика смысложизненных ориентаций у современных подростков в разных социокультурных пространствах. Авторами рассмотрены различные подходы к диагностике смысложизненных ориентаций, предложен ком...

Исследование гражданской идентичности подростков и взрослых людей

Статья посвящена изложению результатов эмпирического исследования особенностей гражданской идентичности взрослых людей и подростков. По мнению автора, гражданская идентичность граждан – это основа для сохранения единства России. В исследовании опреде...

Мониторинг интересов и потенциала учащихся для определения актуальных сфер создания ситуаций успеха в образовательной среде школы

В статье приводится авторское представление о первом шаге на пути создания ситуаций успеха для старшеклассников в образовательной среде школы с целью формирования у них субъектности. Данный шаг составляет мониторинг интересов и потенциала учащихся дл...

Эмпирическое исследование ценностных ориентаций молодежи как фактора выбора партнера для брака

В статье выявлены особенности выбора брачного партнера среди молодых людей и девушек. Определены ролевые ожидания и притязания молодежи при выборе партнера для брака. Приведен анализ предпочтений молодых людей и девушек о распределении семейных обяза...

Здоровьетворческая компетентность подростков и социально-педагогические условия ее формирования

В статье обоснованы социально-педагогические условия формирования здоровьетворческой компетентности подростков в деятельности общеобразовательного учебного заведения, раскрыты социально-педагогические механизмы и некоторые интерактивные технологии их...

Особенности ролевых ожиданий и притязаний в браке у людей разного возраста

В статье раскрыта проблема характера различий ролевых ожиданий и притязаний у людей разного возраста. Рассмотрены и проанализированы ролевые ожидания и притязания в подростковом, юношеском и взрослом возрасте.

Методы использования информации из опорных ресурсов для раскрытия темы при написании аргументированного эссе

Статья посвящена проблемам развития навыков написания аргументированного письма. В ней актуализируется роль исследовательской практики учителя в формировании умения учащихся работать с опорными ресурсами, в том числе художественными и нехудожественны...

Гармонизация системы отношений личности беременных женщин в процессе их психологического сопровождения

В статье система отношений рассматривается как личностный механизм формирования адаптационного потенциала женщин, ожидающих ребенка. Эмпирически изучено влияние системы отношений беременных женщин на их психоэмоциональное состояние. Показана возможно...

Формирование исследовательской компетентности обучающихся в рамках кружковой работы по биологии и экологии

Исследовательская компетенция — совокупность знаний и систем деятельности, которая обязательна для современного выпускника школы. Ее развитие осуществляется с помощью ряда методов и приемов, используемых во время урока. В статье рассматриваются вопро...

Похожие статьи

Влияние феномена лидерства на формирование межличностных отношений в классном коллективе младших подростков

В статье затронуты проблемы организации работы педагога по развитию учени-ческого коллектива, исследуется феномен лидерства и его влияние на формирование межличностных отношений в школьном классе, изучаются социально-психологические аспекты развития ...

Смысложизненые ориентации современных подростков в разных социокультурных пространствах

Предметом исследования в рамках данной статьи явилась специфика смысложизненных ориентаций у современных подростков в разных социокультурных пространствах. Авторами рассмотрены различные подходы к диагностике смысложизненных ориентаций, предложен ком...

Исследование гражданской идентичности подростков и взрослых людей

Статья посвящена изложению результатов эмпирического исследования особенностей гражданской идентичности взрослых людей и подростков. По мнению автора, гражданская идентичность граждан – это основа для сохранения единства России. В исследовании опреде...

Мониторинг интересов и потенциала учащихся для определения актуальных сфер создания ситуаций успеха в образовательной среде школы

В статье приводится авторское представление о первом шаге на пути создания ситуаций успеха для старшеклассников в образовательной среде школы с целью формирования у них субъектности. Данный шаг составляет мониторинг интересов и потенциала учащихся дл...

Эмпирическое исследование ценностных ориентаций молодежи как фактора выбора партнера для брака

В статье выявлены особенности выбора брачного партнера среди молодых людей и девушек. Определены ролевые ожидания и притязания молодежи при выборе партнера для брака. Приведен анализ предпочтений молодых людей и девушек о распределении семейных обяза...

Здоровьетворческая компетентность подростков и социально-педагогические условия ее формирования

В статье обоснованы социально-педагогические условия формирования здоровьетворческой компетентности подростков в деятельности общеобразовательного учебного заведения, раскрыты социально-педагогические механизмы и некоторые интерактивные технологии их...

Особенности ролевых ожиданий и притязаний в браке у людей разного возраста

В статье раскрыта проблема характера различий ролевых ожиданий и притязаний у людей разного возраста. Рассмотрены и проанализированы ролевые ожидания и притязания в подростковом, юношеском и взрослом возрасте.

Методы использования информации из опорных ресурсов для раскрытия темы при написании аргументированного эссе

Статья посвящена проблемам развития навыков написания аргументированного письма. В ней актуализируется роль исследовательской практики учителя в формировании умения учащихся работать с опорными ресурсами, в том числе художественными и нехудожественны...

Гармонизация системы отношений личности беременных женщин в процессе их психологического сопровождения

В статье система отношений рассматривается как личностный механизм формирования адаптационного потенциала женщин, ожидающих ребенка. Эмпирически изучено влияние системы отношений беременных женщин на их психоэмоциональное состояние. Показана возможно...

Формирование исследовательской компетентности обучающихся в рамках кружковой работы по биологии и экологии

Исследовательская компетенция — совокупность знаний и систем деятельности, которая обязательна для современного выпускника школы. Ее развитие осуществляется с помощью ряда методов и приемов, используемых во время урока. В статье рассматриваются вопро...

Задать вопрос