Фундаментальная научная проблема, в рамках которой проведено исследование, заключается в выявлении и анализе социально-психологических свойств личности, выступающих регуляторами ее поведения в межличностном взаимодействии. Конкретная научная задача исследования: изучить личностные особенности современных девушек и юношей и их намерения и ожидания в ситуации социального обмена материальными и нематериальными ресурсами с партнером по близким эмоциональным отношениям.
Ключевые слова: личностные особенности (свойства личности, базисные убеждения, ценностные ориентации), намерения и ожидания в ситуации социального обмена, материальные и нематериальные ресурсы, ролевые позиции.
The fundamental scientific problem, within the framework of which the study was conducted, is to identify and analyze the socio-psychological properties of an individual, acting as regulators of its behavior in interpersonal interaction. The specific scientific task of the study: to study the personality characteristics of modern girls and young men and their intentions and expectations in a situation of social exchange of material and non-material resources with a partner in close emotional relationships.
Keywords: personality traits (personality traits, basic beliefs, value orientations, intentions and expectations in a situation of social exchange, material and non-material resources, role-playing positions.
В последние десятилетия в институте семьи в нашей стране наблюдается усиление деструктивных тенденций.
Увеличивается число разводов и неполных семей, возрастает численность молодых людей, осознанно отказывающихся от зарегистрированного брака, снижается ценность семейных отношений, появляются супружеские пары, осознанно не желающие иметь детей. Увеличивается число юридически неоформленных сожительств, которые в бытовом обиходе называются «гражданским браком», а в научной литературе называются фактическим или незарегистрированным браком.
Этот феномен наблюдается повсеместно — в мегаполисах, больших и малых городах, селах, гражданских поселениях и военных гарнизонах.
В последних проживает не только персонал объектов спецназначения, но и члены семей военнослужащих, психологическое сопровождение которых осуществляют военные психологи и их коллеги.
Министерство образования и науки РФ одобрило инициативу по созданию образовательного курса «семьеведение». Основы семейной жизни уже несколько лет преподаются в некоторых школах 38 регионов России, но пока в качестве факультатива. Между тем, дефицит научных психологических знаний о проблемах, возникающих у современных молодых людей в сфере эмоционально близких межличностных отношений, подтверждает актуальность их исследования.
Фундаментальная научная проблема, в рамках которой выполнено настоящее исследование, заключается в выявлении и анализе социально-психологических свойств личности, выступающих регуляторами ее поведения в межличностном взаимодействии. Конкретная научная задача исследования: изучить личностные особенности современных девушек и юношей и их намерения и ожидания в ситуации социального обмена материальными и нематериальными ресурсами с партнером по близким эмоциональным отношениям.
Научный интерес к теме исследования вызван наличием ряда нерешенных в современной социально-психологической науке проблем. В то время как категория взаимодействия является центральной категорией социальной психологии, на сегодняшний день эмпирически психологические аспекты взаимодействия в разных сферах совместной жизнедеятельности исследованы фрагментарно.
Особенно явно это проявляется в исследованиях такой труднодоступной для изучения сферы социального взаимодействия, как эмоционально-близкие отношения между мужчинами и женщинами. Здесь отмечается явное противоречие между обилием научно-популярных публикаций, посвященных анализу психологических проблем, возникающих в этой сфере совместной жизнедеятельности, разнообразных теоретических построений и рассуждений на эту тему и крайне ограниченным числом более или менее строго выполненных эмпирических исследований, тем более — экспериментальных.
Анализ современного состояния исследований социального взаимодействия, выполненных с позиции теории социального обмена, позволяет говорить о перспективности использования некоторых положений в этой теории в эмпирических исследованиях социального взаимодействия и межличностных отношений. В частности, перспективной представляется нам идея выделения двух видов обмена: материальными ценностями, ресурсами и нематериальными ценностями, в частности, психологическими отношениями.
Настоящее исследование является продолжением серии теоретико-эмпирических исследований, выполняемых в Институте психологии РАН под научным руководством В. П. Познякова. Им разработана концепция психологических отношений индивидуальных и групповых субъектов совместной жизнедеятельности в изменяющихся социальных условиях (Позняков, 2012 и др.) [3, с.5].
В рамках этой концепции выполнены теоретико-эмпирические исследования психологических отношений субъектов совместной экономической деятельности (Позняков, 2018, Журавлёв, Позняков, 2012 и др.), разработаны и сформулированы положения ресурсно-ценностного подхода к анализу социального взаимодействия и обоснована перспективность его использования в эмпирических исследованиях психологических отношений и социального взаимодействия в разных сферах совместной жизнедеятельности (Позняков, Вавакина, 2014,2015 и др.) [5, с.10].
Отдельным, специальным направлением теоретико-эмпирических исследований, выполняемых под руководством автора проекта, является изучение социально-психологических отношений между мужчинами и женщинами в разных сферах совместной жизнедеятельности: деловой (Позняков, Титова, 2014 и др.), бытовой (Позняков, Хромова, 2010 и др.), интимно-личностной (Позняков, Панфилова, 2015 и др.) [2, с.150].
В рамках этого подхода в последние годы проводится эмпирическое исследование личностных факторов отношения молодых людей к партнёрству в незарегистрированном браке (Позняков, Панфилова, 2017), представлений о партнере в незарегистрированном браке (Поддубный, Маненок, 2018), личностных особенностей, намерений и ожиданий юношей и девушек, состоящих в интимно-личностных отношениях (Поддубный, Зайков, Панкова, 2018) [4, с.58].
Новизна данного исследования состоит в том, что впервые была использована оригинальная методика экспериментального моделирования ситуации социального обмена материальными (экономическими) ресурсами и нематериальными ценностями (психологическими отношениями) во взаимодействии партнеров по близким эмоциональным отношениям, разработана и описана совокупность ее показателей.
Прикладное значение проекта заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы для научного обоснования практических рекомендаций руководителям и специалистам, занимающимся поддержкой и развитием института семьи в современном российском обществе, а также в практике индивидуального и семейного консультирования.
Цель: провести сравнительный анализ личностных особенностей (ценностных ориентаций, базисных убеждений, свойств личности), намерений и ожиданий юношей и девушек в ситуации социального обмена материальными и нематериальными ресурсами с партнером по близким эмоциональным отношениям.
Задачи:
- Изучить личностные особенности юношей и девушек и выявить различия в ценностных ориентациях, базисных убеждениях, свойствах личности между юношами и девушками.
- Определить уровень, интенсивность, направленность намерений и ожиданий юношей и девушек, их ролевые позиции в ситуации социального обмена материальными и нематериальными ресурсами с партнером по близким эмоциональным отношениям и установить различия между юношами и девушками.
Выборка. 17 юношей и 17 девушек, находящихся в близких эмоциональных отношениях в возрасте от 18 до 30 лет.
Гипотезы:
1. Существуют различия между юношами идевушками вценностных ориентациях, базисных убеждениях, свойствах личности:
– Для девушек, по сравнению с юношами, более значимы ценности, относящиеся к классу коллективистических (традиции, доброта), а для юношей — ценности, относящиеся к классу индивидуалистических (достижения, стимуляция).
– Для девушек характерно более позитивное мировосприятие.
– У девушек, по сравнению с юношами, более выражены такие свойства личности как добросердечность и добросовестность, а у юношей, по сравнению девушками, более выражены открытость опыту и эмоциональная стабильность.
2. Существуют различия между девушками июношами вуровне выраженности, интенсивности, направленности намерений иожиданий вситуации социального обмена материальными инематериальными ресурсами спартнером по близким эмоциональным отношениям:
– У девушек, по сравнению с юношами, более выражены ожидания в материальной сфере, а у юношей, по сравнению с девушками, более выражены намерения в нематериальной сфере.
– Суммарная интенсивность намерений и ожиданий как в материальной, так и в нематериальной сферах у девушек больше, чем у юношей.
– У девушек, по сравнению с юношами, более выражена нематериальная направленность (преобладание намерений в нематериальной сфере над намерениями в материальной) и менее выражена материальная направленность (преобладание намерений в материальной сфере над намерениями в нематериальной сфере).
– У девушек, по сравнению с юношами, более выражены ролевые позиции «потребителя» (реципиента) в обмене материальными ресурсами и «поставщика» (донора) в обмене нематериальными ресурсами.
- Существуют расхождения между намерениями юношей и ожиданиями девушек, а также между намерениями девушек и ожиданиями юношей в обмене нематериальными и материальными ресурсами.
Методический инструментарий:
Для диагностики личностных особенностей использовались следующие методики:
– Опросник ценностных ориентаций С. Шварца (ч. 3);
– Методика исследования базисных убеждений личности (Янофф-Бульман в адаптации Д. А. Леонтьева);
– 5-факторный опросник (50 пунктовый IPIP-вариант опросника «Маркеры Большой Пятерки» (Л. Голдберг/К. Сугоняев).
Для изучения намерений иожиданий партнеров вситуации социального обмена нематериальными иматериальными ресурсами использовалась методика диагностики намерений иожиданийС.Е.Поддубного (ДНОП).
В экспериментально моделируемой ситуации социального обмена респондентам предлагается поделиться с партнером по близким эмоциональным отношениям имеющимися у него материальными и нематериальными ресурсами. Объём возможных для обмена ресурсов количественно определяется в условных единицах (от 1 до 10). Наряду с этим респондентам предлагается сформулировать свои ожидания от партнера, оценив количественно объём ожидаемых ресурсов в тех же единицах.
Показатели методики (обозначения и содержание)
Первичные:
Я немат. — уровень намерений в нематериальной сфере.
Я мат. — уровень намерений в материальной сфере.
ОЖ немат. — уровень ожиданий в нематериальной сфере.
ОЖ мат. — уровень ожиданий в материальной сфере.
Вторичные:
ИН — интенсивность намерений — суммарная выраженность намерений в нематериальной и материальной сферах.
ИО — интенсивность ожиданий — суммарная выраженность ожиданий в нематериальной и материальной сферах.
И немат. — интенсивность обмена нематериальными ресурсами.
И мат. — интенсивность обмена материальными ресурсами.
Показатели направленности намерений иожиданий:
ДНН — доминирующая (преобладающая направленность) намерений — разница намерений в нематериальной и материальной сферах.
Если разница больше 0, то уровень желания поделиться нематериальными ресурсами превышает уровень желания поделиться материальными ресурсами — ДНН (НМ). Если разница меньше 0, то уровень желания поделиться с партнером материальными ресурсами превышает уровень желания поделиться с ним нематериальными ресурсами — ДНН (М).
ДНО — доминирующая (преобладающая) направленность ожиданий — разница ожиданий в нематериальной и материальной сферах.
Если разница больше 0, то уровень ожиданий получить от партнера нематериальные ресурсы превышает уровень ожиданий получить от него материальные ресурсы — ДНО (НМ). Если разница меньше 0, то уровень ожиданий получить от партнера материальные ресурсы превышает уровень ожиданий получить от него нематериальные ресурсы — ДНО (М).
Показатели ролевых позиций:
1. РПНМ — ролевая позиция респондента при обмене нематериальными ресурсами определяется знаком разницы значений уровня намерений и ожиданий в нематериальной сфере.
Если разница больше 0, то уровень ожиданий получить от партнера нематериальные ресурсы меньше уровня намерений поделиться с ним нематериальными ресурсами. Ролевая позиция респондента в обмене нематериальными ресурсами — «донор», «поставщик» — РПНМ(Д).
Если разница меньше 0, то уровень ожиданий получить от партнера нематериальные ресурсы превышает уровень намерений поделиться с ним нематериальными ресурсами. Ролевая позиция респондента в нематериальном обмене — «реципиент», «потребитель» — РПНМ(Р).
РПМ — ролевая позиция респондента при обмене материальными ресурсами определяется знаком разницы значений уровня намерений и ожиданий в материальной сфере.
Если разница больше 0, то уровень ожиданий получить от партнера материальные ресурсы меньше уровня намерений поделиться с ним материальными ресурсами. Ролевая позиция респондента в материальном обмене — «донор», «поставщик» — РМ(Д).
Если разница меньше 0, то уровень ожиданий получить от партнера материальные ресурсы превышает уровень намерений поделиться с ним материальными ресурсами. Ролевая позиция респондента в материальном обмене — «реципиент», «потребитель» — РМ(Р).
Нами был проведен сравнительный анализ ценностных ориентаций, базисных убеждений и свойств личности юношей и девушек (табл.1, 2 и 3).
Таблица 1
Иерархия ценностных ориентаций юношей идевушек
Ср.знач. Юноши (Mean) |
Ранг |
Ср.знач. Девушки (Mean) |
Ранг |
Ст.откл. Юноши |
Ст.откл. Девушки |
t-критерий |
P— уровень значим. |
||
Ценностные ориентации |
Кнф С |
6,53 |
3 |
5,76 |
4,5 |
1,77 |
1,68 |
1,3 |
0,21 |
Тра С |
7,47 |
1 |
7,12 |
1 |
1,66 |
1,54 |
0,6 |
0,52 |
|
Доб С |
4,59 |
9 |
4,82 |
10 |
1,58 |
1,78 |
-0,4 |
0,69 |
|
Уни С |
6,06 |
5,5 |
5,65 |
6 |
1,52 |
1,73 |
0,7 |
0,47 |
|
Сам С |
4,53 |
10 |
5,29 |
8 |
2,24 |
1,76 |
-1,1 |
0,28 |
|
Сти С |
5,76 |
7 |
5,53 |
7 |
1,71 |
1,37 |
0,4 |
0,66 |
|
Гед С |
6,41 |
4 |
5,76 |
4,5 |
1,18 |
1,39 |
1,5 |
0,15 |
|
Дст С |
5,47 |
8 |
5,18 |
9 |
1,12 |
1,67 |
0,6 |
0,55 |
|
Вла С |
6,65 |
2 |
6,47 |
2 |
1,27 |
1,62 |
0,4 |
0,73 |
|
Бзп С |
6,06 |
5,5 |
6,12 |
3 |
2,14 |
1,58 |
-0,1 |
0,93 |
|
*Обозначения: Кнф — конформность, Тра — традиции, Доб –доброта, Уни- универсализм, Сам- самостоятельность, Сти — стимуляция, Гед — гедонизм, Дст — достижения, Вла- власть, Бзп — безопасность.
Из табл. 1 видно, что у юношей ведущими в иерархии ценностей являются такие ценностные ориентации как традиции — 1 ранг (7,47), власть -2ранг (6,65), конформность — 3 ранг (6,53), гедонизм — 4 ранг (6,41). Наименее значимы для юношей — самостоятельность -10 ранг (4,53), доброта — 9 ранг (4,59), достижения — 8 ранг (5,47)._У девушек первое место в иерархии ценностей занимают традиции (7,12), второе — власть (6,47), третье — безопасность (6,12), четвертое-пятое места делят ценности конформности (5,76) и гедонизма (5,76). Последние места занимают ценности доброта -10 место (4,82), достижения — 9 место (5,18) и самостоятельность — 8 место (5,29).
Таблица 2
Сравнительный анализ базисных убеждений юношей идевушек
Ср.знач. Юноши (Mean) |
Ср.знач. Девушки (Mean) |
Ст.откл. Юноши |
Ст.откл. Девушки |
t-критерий |
P— уровень значимости |
||
Базисные убеждения |
ДМ С |
3,29 |
3,59 |
1,49 |
1,12 |
-0,7 |
0,52 |
Спр С |
5,29 |
5,94 |
1,57 |
1,64 |
-1,2 |
0,25 |
|
СО С |
6,24 |
5,71 |
1,20 |
1,31 |
1,2 |
0,23 |
|
У С |
6,76 |
6,24 |
1,15 |
1,79 |
1,0 |
0,31 |
|
ЛК С |
6,18 |
6,65 |
1,78 |
1,37 |
-0,9 |
0,39 |
|
ПМВ С |
5,29 |
5,24 |
0,99 |
0,75 |
0,2 |
0,85 |
|
*Обозначения: ДМ — доверие миру, Спр — справедливость, СО — самооценка, У — удача, ЛК — локус-контроля, ПМВ — позитивное мировосприятие. Жирным выделены значения, превышающие популяционные, жирным курсивом — ниже популяционных
Таким образом, не выявлено достоверных различий в ценностях у юношей и девушек. Иерархия ценностей у них в целом совпадает.
Из табл. 2 видно, значимых различий между юношами и девушками в уровне выраженности базисных убеждений нет. Позитивное мировосприятие находится на среднем уровне, выше среднего уровня — локус контроля, удача, самооценка, что характерно для молодежного возраста, однако базисное убеждение в доброжелательности окружающего мира находится на низком уровне (3,29 — у юношей, 3,59 — у девушек).
Таблица 3
Сравнительный анализ свойств личности юношей идевушек
Ср.знач. Юноши (Mean) |
Ср. знач. Девушки (Mean) |
Ст. откл. Юноши |
Ст. окл. Девушки |
t-критерий |
P— уровень значимости |
||
Свойства личности |
Эв С |
4,82 |
4,76 |
0,53 |
0,66 |
0,29 |
0,78 |
Дср С |
4,35 |
4,12 |
0,49 |
0,33 |
1,63 |
0,05 |
|
Дсв С |
3,88 |
3,71 |
0,49 |
0,59 |
0,95 |
0,35 |
|
Эс С |
2,53 |
2,71 |
0,62 |
0,59 |
-0,85 |
0,40 |
|
Оо С |
4,82 |
4,53 |
0,88 |
0,62 |
1,12 |
0,27 |
|
*Обозначения: Эв — экстраверсия, Дср- добросердечность, Дсв — добросовестность, Эс — эмоциональная стабильность, Оо –открытость опыту. Жирным выделены достоверные различия.
Из табл. 3 видно, что у юношей, по сравнению с девушками, достоверно (р<0,05) более выражена добросердечность (4, 35 — у юношей и 4,12 — у девушек). Как юноши, так и девушки скорее интровертированы (4,82 и 4,76), чем экстравертированы, менее добросовестные (3,88 и 3,71), менее открыты опыту (4,82 и 4,53), значительно менее эмоционально стабильные (2,53 и 2,71) по сравнению с выборкой стантартизации).
Таким образом, юноши не отличаются от девушек по изученным личностным особенностям, за исключение такой черты как доброжелательность. Следовательно, можно сделать вывод об их сходстве.
Рассмотрим результаты юношей и девушек, полученные по методике диагностики намерений и ожиданий (табл. 4, рис. 1.)
Таблица 4
Намерения иожидания юношей идевушек вситуации социального обмена материальными инематериальными ресурсами
Ср.знач. Юноши (Mean) |
Ср.знач. Девушки (Mean) |
Ст. откл. Юноши |
Ст.откл. Девушки |
t-критерий |
P— уровень значимости |
|
Я НЕМАТ |
7,82 |
8,35 |
1,38 |
1,80 |
-1,0 |
0,34 |
Я МАТ |
4,88 |
5,29 |
2,47 |
3,02 |
-0,4 |
0,67 |
ОЖ НЕМАТ |
8,24 |
9,12 |
1,03 |
1,32 |
-2,2 |
0,04 |
ОЖ МАТ |
4,88 |
8,24 |
2,42 |
1,56 |
-4,8 |
0,00 |
Примечание. Жирным выделены достоверные различия.
Рис. 1. Намерения и ожидания юношей и девушеквситуации социального обмена материальными и нематериальными ресурсами
Из табл. 4 и рис. 1 видно, что существуют значимые различия в ожиданиях юношей и девушек при обмене как нематериальными (р<0,04), так и материальными ресурсами (р<0,05). Девушки достоверно больше ожидают от юношей понимания, уважения, любви, а также финансовой и другой материальной поддержки.
Таблица 5
Интенсивность намерений иожиданий юношей идевушек
Ср.знач. Юноши (Mean) |
Ср.знач. девушки (Mean) |
Ст.откл. Юноши |
Ст.откл. Девушки |
t-критерий |
P— уровень значимости |
|
ИН |
12,71 |
13,65 |
3,255 |
3,534 |
-0,81 |
0,425 |
ИО |
13,12 |
17,35 |
2,369 |
2,548 |
-5,02 |
0,000 |
И НЕМАТ |
16,06 |
17,47 |
2,193 |
2,503 |
-1,75 |
0,09 |
И МАТ |
9,76 |
13,53 |
4,206 |
3,430 |
-2,86 |
0,007 |
Примечание. Жирным выделены достоверные различия.
Рис. 2.Интенсивность намерений и ожиданий юношей и девушек
Из табл. 5 и на рис. 2 видно, что у девушек, по сравнению с юношами, достоверно боле выражены такие показатели социального обмена, как интенсивность ожиданий — ИО (сумма ожиданий в нематериальной и материальной сфере), таки интенсивность при обмене материальными ресурсами — И МАТ (сумма намерений и ожиданий).
Таблица 6
Доминирующие направленности иролевые позиции
Ср.знач. Юноши (Mean) |
Ср.знач. Девушки (Mean) |
Ст.откл. Юноши |
Ст.откл. Девушки |
t-критерий |
P— уровень значимости |
|
ДНН |
2,94 |
3,1 |
2,33 |
3,49 |
-0,12 |
0,91 |
ДНО |
3,35 |
0,9 |
2,87 |
1,36 |
3,20 |
0,00 |
РП НЕМАТ |
-0,41 |
-0,8 |
1,06 |
1,92 |
0,66 |
0,51 |
РП МАТ |
0,00 |
-2,9 |
2,50 |
3,36 |
2,89 |
0,01 |
Примечание. Жирным выделены достоверные различия.
Рис. 3.Доминирующие направленности и ролевые позиции юношей и девушек
Из табл. 6 и рис. 3 видно, что у юношей доминирующая направленность ожиданий (ДНО) в нематериальной и материальных сферах (3,35) больше, чем у девушек (0,9), т. е. уровень ожиданий юношей получить от девушек нематериальные ресурсы превышает уровень ожиданий получить от них материальные ресурсы.
Вместе с тем, в ситуации социального обмена нематериальными ресурсами как у юношей, так и у девушек выявлена позиция «потребителя», причем, у юношей она выражена в меньшей степени (РП НЕМАТ равно -0,41), чем у девушек (РП НЕМАТ равно -0,80). Наиболее явно позиция «потребителя» при обмене материальными ресурсами выражена у девушек (РП МАТ равно -2,9). У юношей наблюдается позиция «равного» (РП МАТ равно 0).
Выводы:
- Установлены значимые различия между юношами и девушками в уровне выраженности такого свойства личности как добросердечность: у юношей добросердечность более выражена, чем у девушек.
По остальным личностным особенностям (ценностным ориентациям, базисным убеждениям) статистически значимых различий не выявлено, сто свидетельствует о сходстве ценностей, базисных убеждений, черт личности партнеров, находящихся в близких эмоциональных отношениях.
- Установлено, что у девушек по сравнению с юношами более выражены ожидания при обмене как нематериальными, так и материальными ресурсами.
- Интенсивность ожиданий, как у юношей, так и у девушек превышает интенсивность намерений. При этом, интенсивность ожиданий у девушек достоверно больше, чем у юношей. Интенсивность обмена нематериальными ресурсами как у девушек, так и у юношей превышает интенсивность обмена материальными ресурсами. Однако у девушек она достоверно больше, чем у юношей (особенно в материальной сфере).
- Установлено, что и у девушек, и у юношей выражены ролевые позиции «потребителя» в ситуации обмена нематериальными ресурсами.
В ситуации социального обмена материальными ресурсами у девушек наблюдается явно выраженная позиция «потребителя», а у юношей «равного».
- Установлены следующие соотношения ожиданий юношей и намерений девушек, а также ожиданий девушек и намерений юношей:
У юношей выявлен профицит (преобладание намерений девушек над ожиданиями юношей) в обмене как нематериальными ресурсами (в меньшей степени), так и материальными ресурсами.
У девушек выявлен значительный дефицит (преобладание ожиданий над намерениями юношей) в обмене как нематериальными ресурсами (в меньшей степени), так и материальными ресурсами (в большей степени).
Литература:
- Журавлёв А. Л., Позняков В. П., Вавакина Т. С. Ориентация на принципы и нормы социального взаимодействия как фактор психологического отношения к деловому партнерству / Психологический журнал. 2017. № 1. С. 5–15.
- Позняков В. П., Вавакина Т. С. Психология делового партнёрства: теория и эмпирические исследования. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2016. 320 с.
- Позняков В. П. Психологические отношения индивидуальных и групповых субъектов совместной жизнедеятельности / Психологический журнал. 2012. Т. 41. № 5. С. 5–15.
- Позняков В. П. Психологические отношения индивидуальных и групповых субъектов совместной экономической деятельности. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2018.
- Позняков В. П., Титова О. И. Особенности отношения предпринимателей мужчин и женщин к конкуренции и партнерству в деловом взаимодействии / Психологический журнал. 2014. Т. 35. № 4. С. 5–17.
- Позняков В. П., Хромова В. Л. Социально-психологическое исследование отношения к табакокурению. М.: Изд-во: Московский гуманитарный университет, 2010.