Совершенствование процесса обучения персонала в испытательной лаборатории | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №41 (279) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 09.10.2019

Статья просмотрена: 1344 раза

Библиографическое описание:

Ларионова, А. О. Совершенствование процесса обучения персонала в испытательной лаборатории / А. О. Ларионова, А. А. Угланова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 41 (279). — С. 238-242. — URL: https://moluch.ru/archive/279/62870/ (дата обращения: 16.11.2024).



В работе подробно рассмотрен процесс обучения персонала в испытательной лаборатории, предложен вариант улучшения процесса путём внедрения новых инструментов, которые будут обеспечивать соответствие требованиям международных стандартов.

Ключевые слова: система менеджмента качества, испытательная лаборатория, обучение персонала, процесс.

The paper discusses in detail the process of training staff in a testing laboratory, this proposed an option to improve the process by introducing the new tools that will ensure compliance with international standard.

Key words: quality management system, testing laboratory, staff training, process.

Система менеджмента качества (СМК) является ключевым моментов в улучшении качества предоставляемых услуг. Всегда актуальными остаются вопросы, затрагивающие тему качества предоставляемых услуг, так как качество было и будет главным критерием для удовлетворения запросов заказчиков.

На сегодняшний день внедрение и эффективное функционирование СМК позволяет лабораториям выйти на мировой рынок и добиваться успехов в конкурентной борьбе.

Вопросы внедрения систем менеджмента качества как инструмента повышения эффективности деятельности компаний и улучшения качества продукции и услуг рассмотрены в учебных пособиях Т. А. Борисовой, В. Я. Дмитриева. Основополагающие исследования в области внедрения и совершенствования процессов СМК в испытательных лабораториях были выполнены С. С. С. Аль-Буссаиди, С. В. Пономарёва, Г. А. Соседова, С. Н. Мочалина, В. О. Булановой [3].

Цель работы: совершенствование системы менеджмента качества (СМК) в испытательной лаборатории (ИЛ).

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Провести теоретические исследования в области внедрения и совершенствования систем менеджмента качества на примере других предприятий.
  2. Выполнить анализ процесса подготовки персонала как основного процесса менеджмента ресурсов в системе менеджмента качества испытательной лаборатории и сделать выводы по результатам анализа;
  3. Предложить инструменты для улучшения процесса подготовки персонала, оформить документы по данному процессу и реализовать инструменты их.

Согласно требованиям ГОСТ ИСО/МЭК 17025 [1, 2], руководство лаборатории должно гарантировать компетентность всех, кто работает со специальным оборудованием, проводит испытания и/или калибровки, оценивает результаты и подписывает протоколы испытаний и сертификаты о калибровке. За стажерами должен быть обеспечен соответствующий надзор. Специфические задачи следует поручать персоналу с учетом соответствующего образования, подготовки, опыта и/или проявляемого мастерства.

Одним из важных требований стандарта, приведённым в пункте 5.2.2 является то, что руководство ИЛ должно сформулировать цели образования, подготовки и формирования навыков персонала лаборатории. Лаборатория должна иметь политику и процедуры выявления потребностей в подготовке и осуществления подготовки персонала. Программа подготовки должна соответствовать имеющимся и предстоящим задачам лаборатории. Результативность проводимого обучения персонала должна быть оценена [1].

Потребностями в обучении персонала являются:

− новый сотрудник (под понятием «новый сотрудник» подразумевается человек, который осуществляет трудовую деятельность в лаборатории не более трёх недель с своего даты первого выхода на рабочее место);

− изменение во внешних или внутренних документах ИЛ (при внесении изменений во внутренние документы, если требуется, проводится обучение персонала с целью ознакомления);

− реализация корректирующего действия (если в ИЛ поступила претензия или в ходе внутренней проверки было выявлено несоответствие, инженером выполняется обучение с целью закрепления теоретических знаний по данному несоответствию и предупреждение его возникновения в будущем).

На данный момент в ИЛ процесс обучения включает этапы:

 Подготовка к обучению;

 Обучение;

 Оценка результативности проведенного обучения;

 Ознакомление с результатами.

С применением методологии IDEF0 можно подробно описать процесс подготовки персонала в ИЛ на сегодняшний день в общем виде (рис. 1).

Рис. 1. Диаграмма «AS-IS» процесса «Обучение персонала»

Описание к рисунку 1:

Персонал 1 («вход» процесса) — сотрудники, которых необходимо обучить в связи с потребностью (новый сотрудник, изменение в документах, корректирующее действие);

Персонал 2 («выход» процесса) — сотрудники, для которых проведено обучение;

Анализ подготовки процедуры персонала («выход процесса») — сохранение информации о проведённом обучении, и использование полученных результатов для планирования следующего обучения;

Регламентирующие нормативные документы (воздействующий фактор) — документы, с помощью которых выполняется подготовка персонала (внутренние инструкции, процедуры, либо внешние НД — ГОСТ, Федеральные законы, Приказы МЭК);

ИТР (средства выполнения процесса) — инженерно-технические работники ИЛ;

Материалы (средства выполнения процесса) — мультимедиа-файлы (презентации, видео), справочные материалы (копии НД для работы в процессе обучения).

На сегодняшний день процесс обучения проводится регулярно, в соответствии с планом-графиком обучения, который составляется на каждый год, либо по факту выполнения (новый сотрудник, изменение документа, корректирующее действие).

В процессе подготовки персонала сотрудником, ответственным за обучение, результативность обучения проверяется либо с помощью опроса, либо по тестам, разрабатываемыми на «скорую руку». При этом информация о выполненном действии заносится в отчёт, но результаты проверки результативности не всегда сохраняются.

Согласно ГОСТ ИСО/МЭК 17025 (п. 5.2.2) [1], результативность обучения персонала должна быть оценена. Т. е. результаты проведённого обучения должны быть чётко зафиксированы и легко идентифицируемы. Самый распространённый способ для создания типовых форм — применение программы Microsoft Office Excel. На основе электронной формы тестовых задний планируется создание полноценной информационной системы для обучения сотрудников. Процесс обучения персонала был рассмотрен с вводом средства осуществления процесса — информационной системы (рис. 2).

Рис. 2. Диаграмма «TO-BE» процесса «Обучение персонала»

В случае реализации дополнительного инструмента в процессе обучения персонала, создание электронных форм (в будущем — использование информационной системы) будет выполняться по следующему плану:

  1. Сбор информации по теме обучения.
  2. Составление вопросов с ответами в виде тестов.
  3. Передача информации по теме обучения и сведения о количестве сотрудников, которые будут выполнять тесты.
  4. Создание электронных форм (сохранение в сетевой папке с ограниченным доступом).
  5. Тестирование персонала.
  6. Проверка результатов (насколько корректно выполнено тестирование).
  7. Создание распечатанных форм для ознакомления сотрудников под подпись и(или) сохранение отчётов для закрепления документов электронно-цифровой подписью.

В работе были рассмотрены вопросы внедрения систем менеджмента качества как инструмента повышения эффективности деятельности компаний и улучшения качества продукции и услуг, проблемы теории и методики проектирования системы менеджмента качества, основополагающие исследования в области внедрения и совершенствования процессов СМК в испытательных лабораториях.

Решена проблема подготовки персонала — разработаны формы для тестирования с помощью программы Microsoft Excel. На основе электронных форм в дальнейшем будет создана и внедрена информационная система для тестирования персонала ИЛ.

Результаты данной работы будут полезны при оценке результативности других процессов в ИЛ. Теоретические положения могут быть использованы промышленными предприятиями при разработке и внедрении собственных внутренних стандартов и документов по СМК.

Литература:

  1. ГОСТ ИСО/МЭК 17025–2009 Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий. — М.: Стандартинформ, 2012. — 28с.
  2. ГОСТ ISO/IEC 17025–2019 Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий. — М.: Стандартинформ, 2019. — 25 с.
  3. Аль-Бусаиди С. С. С. Опыт внедрения системы менеджмента качества в испытательных лабораториях [Электронный ресурс]/С. С. С. Аль-Бусаиди, В. О. Буланова, С. В. Пономарев. — Режим доступа: https://www.sworld.com.ua/konfer34/ 112.pdf.
  4. Слободской А. Л. Обучение персонала организаций: учеб. пособие /А. Л. Слободской. — СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2013. — 124 с.
  5. Магура М. И. Организация обучения персонала компании: учеб. Пособие / М. И. Магура, М. Б. Курбатова // 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Бизнес-шк. «Интел-Синтез», 2003. — 264 с.
Основные термины (генерируются автоматически): испытательная лаборатория, информационная система, корректирующее действие, область внедрения, обучение, обучение персонала, проведенное обучение, процесс обучения, процесс обучения персонала, система менеджмента качества, сотрудник.


Ключевые слова

система менеджмента качества, обучение персонала, процесс, испытательная лаборатория

Похожие статьи

Технологии отбора персонала на предприятии

В статье проанализированы основные технологии отбора персонала в современных организациях. Эффективные технологии отбора персонала в коммерческих организациях позволяют проводить отбор высококвалифицированных сотрудников, способных удерживать конкуре...

Улучшение качества продукции производственного процесса

В статье ставится задача рассмотрения улучшения качества производственного процесса. В результате работы были предложены три этапа, которые повышают конкурентоспособность и помогают увеличить выпуск и качество продукции. Особое внимание обращается на...

Внедрение системы менеджмента качества на предприятии

Разработка, внедрение и сертификация системы менеджмента качества ведут к созданию конкурентоспособного предприятия, а также возможности выхода на международный рынок. В статье проведен анализ формирования системы менеджмента качества на предприятии.

Использование учебных стендов для эффективного формирования профессиональных компетенций обучающихся специальности «Электроснабжение»

Статья посвящена эффективности использования учебных стендов в образовательном процессе. В данной статье рассматривается необходимость внедрения в учебный процесс активных методов обучения. Автор демонстрирует процесс использования комплекта типового...

Оценка эффективности системы внутреннего контроля при применении методики тестирования контрольных процедур на предприятиях горно-металлургической отрасли

В статье рассматриваются особенности оценки эффективности системы внутреннего контроля на предприятиях горно-металлургической отрасли, представлена методика тестирования контрольных процедур.

Внедрение современных требований из примера международной практики в государственный контроль за качеством строительства

В статье рассматриваются обеспечение качества строительства, путем насыщения рынка организациями, имеющими в своем составе квалифицированных инженерно-технических работников, прошедших аттестацию в аккредитованных аттестационных центрах.

Преимущества и возможности режима дистанционного обучения автоматизированной обучающей системы

Статья посвящена режиму удаленного доступа автоматизированной обучающей системы на основе лабораторных стендов. Описаны средства и подходы, примененные в данном вопросе, приведены преимущества использования удаленного доступа.

Подход к организации работы университетской системы видеонаблюдения

статье рассмотрены новые подходы и изложены требования по использованию существующих функционалов работы университетской системы видеонаблюдения с целью организации и управления бизнес-процессами на территории типового университета.

Совершенствование корпоративного профессионального обучения на основе внедрения комплексного подхода к управлению компетенциями персонала

В статье рассмотрена система непрерывного корпоративного профессионального образования персонала ОАО «Российские железные дороги». Сделан вывод о необходимости дальнейшего развития корпоративной системы обучения на основе внедрения комплексного подхо...

Совершенствование системы управления персоналом торговой организации на рынке информационных услуг

В статье рассмотрены особенности управления персоналом торговой организации. В ходе опроса сотрудников были выявлены ключевые направления по совершенствованию системы управления персоналом. Разработанные рекомендации повысят эффективность работы торг...

Похожие статьи

Технологии отбора персонала на предприятии

В статье проанализированы основные технологии отбора персонала в современных организациях. Эффективные технологии отбора персонала в коммерческих организациях позволяют проводить отбор высококвалифицированных сотрудников, способных удерживать конкуре...

Улучшение качества продукции производственного процесса

В статье ставится задача рассмотрения улучшения качества производственного процесса. В результате работы были предложены три этапа, которые повышают конкурентоспособность и помогают увеличить выпуск и качество продукции. Особое внимание обращается на...

Внедрение системы менеджмента качества на предприятии

Разработка, внедрение и сертификация системы менеджмента качества ведут к созданию конкурентоспособного предприятия, а также возможности выхода на международный рынок. В статье проведен анализ формирования системы менеджмента качества на предприятии.

Использование учебных стендов для эффективного формирования профессиональных компетенций обучающихся специальности «Электроснабжение»

Статья посвящена эффективности использования учебных стендов в образовательном процессе. В данной статье рассматривается необходимость внедрения в учебный процесс активных методов обучения. Автор демонстрирует процесс использования комплекта типового...

Оценка эффективности системы внутреннего контроля при применении методики тестирования контрольных процедур на предприятиях горно-металлургической отрасли

В статье рассматриваются особенности оценки эффективности системы внутреннего контроля на предприятиях горно-металлургической отрасли, представлена методика тестирования контрольных процедур.

Внедрение современных требований из примера международной практики в государственный контроль за качеством строительства

В статье рассматриваются обеспечение качества строительства, путем насыщения рынка организациями, имеющими в своем составе квалифицированных инженерно-технических работников, прошедших аттестацию в аккредитованных аттестационных центрах.

Преимущества и возможности режима дистанционного обучения автоматизированной обучающей системы

Статья посвящена режиму удаленного доступа автоматизированной обучающей системы на основе лабораторных стендов. Описаны средства и подходы, примененные в данном вопросе, приведены преимущества использования удаленного доступа.

Подход к организации работы университетской системы видеонаблюдения

статье рассмотрены новые подходы и изложены требования по использованию существующих функционалов работы университетской системы видеонаблюдения с целью организации и управления бизнес-процессами на территории типового университета.

Совершенствование корпоративного профессионального обучения на основе внедрения комплексного подхода к управлению компетенциями персонала

В статье рассмотрена система непрерывного корпоративного профессионального образования персонала ОАО «Российские железные дороги». Сделан вывод о необходимости дальнейшего развития корпоративной системы обучения на основе внедрения комплексного подхо...

Совершенствование системы управления персоналом торговой организации на рынке информационных услуг

В статье рассмотрены особенности управления персоналом торговой организации. В ходе опроса сотрудников были выявлены ключевые направления по совершенствованию системы управления персоналом. Разработанные рекомендации повысят эффективность работы торг...

Задать вопрос