В работе подробно рассмотрен процесс обучения персонала в испытательной лаборатории, предложен вариант улучшения процесса путём внедрения новых инструментов, которые будут обеспечивать соответствие требованиям международных стандартов.
Ключевые слова: система менеджмента качества, испытательная лаборатория, обучение персонала, процесс.
The paper discusses in detail the process of training staff in a testing laboratory, this proposed an option to improve the process by introducing the new tools that will ensure compliance with international standard.
Key words: quality management system, testing laboratory, staff training, process.
Система менеджмента качества (СМК) является ключевым моментов в улучшении качества предоставляемых услуг. Всегда актуальными остаются вопросы, затрагивающие тему качества предоставляемых услуг, так как качество было и будет главным критерием для удовлетворения запросов заказчиков.
На сегодняшний день внедрение и эффективное функционирование СМК позволяет лабораториям выйти на мировой рынок и добиваться успехов в конкурентной борьбе.
Вопросы внедрения систем менеджмента качества как инструмента повышения эффективности деятельности компаний и улучшения качества продукции и услуг рассмотрены в учебных пособиях Т. А. Борисовой, В. Я. Дмитриева. Основополагающие исследования в области внедрения и совершенствования процессов СМК в испытательных лабораториях были выполнены С. С. С. Аль-Буссаиди, С. В. Пономарёва, Г. А. Соседова, С. Н. Мочалина, В. О. Булановой [3].
Цель работы: совершенствование системы менеджмента качества (СМК) в испытательной лаборатории (ИЛ).
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Провести теоретические исследования в области внедрения и совершенствования систем менеджмента качества на примере других предприятий.
- Выполнить анализ процесса подготовки персонала как основного процесса менеджмента ресурсов в системе менеджмента качества испытательной лаборатории и сделать выводы по результатам анализа;
- Предложить инструменты для улучшения процесса подготовки персонала, оформить документы по данному процессу и реализовать инструменты их.
Согласно требованиям ГОСТ ИСО/МЭК 17025 [1, 2], руководство лаборатории должно гарантировать компетентность всех, кто работает со специальным оборудованием, проводит испытания и/или калибровки, оценивает результаты и подписывает протоколы испытаний и сертификаты о калибровке. За стажерами должен быть обеспечен соответствующий надзор. Специфические задачи следует поручать персоналу с учетом соответствующего образования, подготовки, опыта и/или проявляемого мастерства.
Одним из важных требований стандарта, приведённым в пункте 5.2.2 является то, что руководство ИЛ должно сформулировать цели образования, подготовки и формирования навыков персонала лаборатории. Лаборатория должна иметь политику и процедуры выявления потребностей в подготовке и осуществления подготовки персонала. Программа подготовки должна соответствовать имеющимся и предстоящим задачам лаборатории. Результативность проводимого обучения персонала должна быть оценена [1].
Потребностями в обучении персонала являются:
− новый сотрудник (под понятием «новый сотрудник» подразумевается человек, который осуществляет трудовую деятельность в лаборатории не более трёх недель с своего даты первого выхода на рабочее место);
− изменение во внешних или внутренних документах ИЛ (при внесении изменений во внутренние документы, если требуется, проводится обучение персонала с целью ознакомления);
− реализация корректирующего действия (если в ИЛ поступила претензия или в ходе внутренней проверки было выявлено несоответствие, инженером выполняется обучение с целью закрепления теоретических знаний по данному несоответствию и предупреждение его возникновения в будущем).
На данный момент в ИЛ процесс обучения включает этапы:
Подготовка к обучению;
Обучение;
Оценка результативности проведенного обучения;
Ознакомление с результатами.
С применением методологии IDEF0 можно подробно описать процесс подготовки персонала в ИЛ на сегодняшний день в общем виде (рис. 1).
Рис. 1. Диаграмма «AS-IS» процесса «Обучение персонала»
Описание к рисунку 1:
Персонал 1 («вход» процесса) — сотрудники, которых необходимо обучить в связи с потребностью (новый сотрудник, изменение в документах, корректирующее действие);
Персонал 2 («выход» процесса) — сотрудники, для которых проведено обучение;
Анализ подготовки процедуры персонала («выход процесса») — сохранение информации о проведённом обучении, и использование полученных результатов для планирования следующего обучения;
Регламентирующие нормативные документы (воздействующий фактор) — документы, с помощью которых выполняется подготовка персонала (внутренние инструкции, процедуры, либо внешние НД — ГОСТ, Федеральные законы, Приказы МЭК);
ИТР (средства выполнения процесса) — инженерно-технические работники ИЛ;
Материалы (средства выполнения процесса) — мультимедиа-файлы (презентации, видео), справочные материалы (копии НД для работы в процессе обучения).
На сегодняшний день процесс обучения проводится регулярно, в соответствии с планом-графиком обучения, который составляется на каждый год, либо по факту выполнения (новый сотрудник, изменение документа, корректирующее действие).
В процессе подготовки персонала сотрудником, ответственным за обучение, результативность обучения проверяется либо с помощью опроса, либо по тестам, разрабатываемыми на «скорую руку». При этом информация о выполненном действии заносится в отчёт, но результаты проверки результативности не всегда сохраняются.
Согласно ГОСТ ИСО/МЭК 17025 (п. 5.2.2) [1], результативность обучения персонала должна быть оценена. Т. е. результаты проведённого обучения должны быть чётко зафиксированы и легко идентифицируемы. Самый распространённый способ для создания типовых форм — применение программы Microsoft Office Excel. На основе электронной формы тестовых задний планируется создание полноценной информационной системы для обучения сотрудников. Процесс обучения персонала был рассмотрен с вводом средства осуществления процесса — информационной системы (рис. 2).
Рис. 2. Диаграмма «TO-BE» процесса «Обучение персонала»
В случае реализации дополнительного инструмента в процессе обучения персонала, создание электронных форм (в будущем — использование информационной системы) будет выполняться по следующему плану:
- Сбор информации по теме обучения.
- Составление вопросов с ответами в виде тестов.
- Передача информации по теме обучения и сведения о количестве сотрудников, которые будут выполнять тесты.
- Создание электронных форм (сохранение в сетевой папке с ограниченным доступом).
- Тестирование персонала.
- Проверка результатов (насколько корректно выполнено тестирование).
- Создание распечатанных форм для ознакомления сотрудников под подпись и(или) сохранение отчётов для закрепления документов электронно-цифровой подписью.
В работе были рассмотрены вопросы внедрения систем менеджмента качества как инструмента повышения эффективности деятельности компаний и улучшения качества продукции и услуг, проблемы теории и методики проектирования системы менеджмента качества, основополагающие исследования в области внедрения и совершенствования процессов СМК в испытательных лабораториях.
Решена проблема подготовки персонала — разработаны формы для тестирования с помощью программы Microsoft Excel. На основе электронных форм в дальнейшем будет создана и внедрена информационная система для тестирования персонала ИЛ.
Результаты данной работы будут полезны при оценке результативности других процессов в ИЛ. Теоретические положения могут быть использованы промышленными предприятиями при разработке и внедрении собственных внутренних стандартов и документов по СМК.
Литература:
- ГОСТ ИСО/МЭК 17025–2009 Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий. — М.: Стандартинформ, 2012. — 28с.
- ГОСТ ISO/IEC 17025–2019 Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий. — М.: Стандартинформ, 2019. — 25 с.
- Аль-Бусаиди С. С. С. Опыт внедрения системы менеджмента качества в испытательных лабораториях [Электронный ресурс]/С. С. С. Аль-Бусаиди, В. О. Буланова, С. В. Пономарев. — Режим доступа: https://www.sworld.com.ua/konfer34/ 112.pdf.
- Слободской А. Л. Обучение персонала организаций: учеб. пособие /А. Л. Слободской. — СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2013. — 124 с.
- Магура М. И. Организация обучения персонала компании: учеб. Пособие / М. И. Магура, М. Б. Курбатова // 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Бизнес-шк. «Интел-Синтез», 2003. — 264 с.