Жизнь и развитие человека во многом определяется семьей. От семьи зависит, вырастет ли ребенок гармонично развитой личностью.
Сегодня мы заново осмысливаем значение воспитания патриотизма. Перед дошкольными образовательными учреждениями в числе наиболее важных стоят задачи формирования базовой культуры личности ребенка, любви к Родине, бережного отношения к ее историческому и культурному наследию. Музейная педагогика является одной из форм патриотического, исторического и нравственного воспитания подрастающего поколения.
В своей работе по нравственно-патриотическому воспитанию детей я обращаюсь к семье, определив работу с ней, как приоритетное направление. Многолетний опыт работы позволил мне создать методику для реализации нравственно-патриотического воспитания дошкольников с опорой на семейные ценности и уникальность петербургской культуры и традиций. Практическим воплощением этого является долгосрочный проект: «О чем рассказывает город Санкт-Петербург», программа «Город на Неве».
Цель — вовлечение родителей в процесс нравственно-патриотического воспитания дошкольников через активное посещение музеев, выставок города семьями воспитанников.
Для реализации цели поставила следующие задачи:
- Выявление потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников.
- Повышение педагогической грамотности родителей по проблеме формирования начал патриотизма у старших дошкольников.
- Укрепление статуса и престижа семьи, уважительного отношения всех членов семьи между собой.
Теоретический анализ литературных источников показал, что музейная педагогика, возникшая на стыке педагогики, психологии, музееведения, искусства (как части общей культуры) и краеведения, создают условия для развития личности ребенка путем включения ее в многообразную деятельность, охватывающую эмоциональную, интеллектуальную, деятельную сферы.
На современном этапе музеи разрабатывают различные формы работы с дошкольной аудиторией и их родителями, предлагают ориентированные на определенный возраст детей маршруты, циклы экскурсий. При самостоятельном выборе тематики экскурсий необходимо руководствоваться возрастом, интересами, запросами, индивидуальными особенностями и способностями дошкольников, их подготовленностью посещения музея определенного профиля.
Работа по вовлечению родителей в деятельность детского сада по нравственно-патриотическому воспитанию через музейную среду проводилась в три этапа:
− выявление потребности родителей в воспитании и образовании детей;
− педагогическое просвещение родителей;
− партнерство педагогов и родителей в деятельности детского сада.
На первом этапе активно использовались информационно-аналитические формы: социально-педагогические опросы и анкетирование. Анализ анкет семей воспитанников показал, что семьи ориентированы на воспитание у детей любви к родителям, близким, дому, малой родине. А также стремление к образованию и культуре детей. Анкетирование позволило выяснить отношение родителей к музеям, и какие семейные традиции есть в семьях воспитанников.
Второй этап. Здесь использовались коллективные и индивидуальные формы: родительские собрания, консультации, устные журналы, встреча с интересными людьми. А также наглядно — информационные средства. Например, живой интерес к теме собрания: «Город, в котором я живу» появился у родителей в процессе демонстрации рисунков, рассказов детей о семье, родном районе, городе. Успешно прошло собрание, на котором использовались фотоматериалы, подготовленные родителями, «Улицы родного города, района». Это позволило родителям составить представление о том, какие краеведческие знания о родном городе, о его достопримечательностях, городских зданиях и учреждениях доступны дошкольникам.
Следующее родительское собрание на тему: «Значение музея в развитии ребенка» было проведено по просьбе родителей. Познакомила родителей с задачами развития детей через музейную педагогику, чтобы привлечь родителей к проведению активного отдыха в выходные дни. Итогом собрания было принято решение: составить программу выходного дня, которая получила название «Всей семьей в музей». На консультации «Как знакомить детей с природой» была организована выставка фотографий «Как мы ходили в поход в парк 300-я Санкт — Петербурга». Это фотоматериалы экскурсии в природу, целью которой является обогащение знаний детей о растительном и животном мире, о взаимодействии человека и природы.
На третьем этапе — формирование активной позиции и сознательного участия родителей в реализации задач нравственно-патриотического воспитания детей через музейную среду. Это может быть достигнуто при участии воспитателя, родителей и детей в различных формах совместной деятельности: открытые просмотры различных видов детской деятельности, совместные досуги и праздники, турпоходы, выставки совместного творчества. Например, совместная деятельность детей и родителей. Оформление рисунков «Мой любимый город», изготовление макетов к сюжетно-ролевой игре «Путешествие по городу Санкт — Петербургу». Организация маршрутов выходного дня. Семейный поход, который включает в себя места, посвященные памятным героическим событиям города, знаменитым людям. Темы: «Гордись своим именем улица», «Исторические достопримечательности», «Улицы района, города», «Памятные места героического прошлого города», «Мой любимый уголок».
Поисковая деятельность: подбор познавательной литературы, иллюстраций, фотографий по истории города.
Экскурсии с фотокамерой, видеосъемкой (практическая помощь родителей в оформлении фотоальбомов, в организации видео на экскурсиях, в сменной выставке «Где мы были»).
Хорошей традицией стало проведение выставок совместного творчества детей и родителей после посещения музеев и экскурсии. Родители принимают активное участие в организации презентаций детских коллекций. Перед первым посещением музея с родителями провела консультация на тему: «Идем в музей», на которой были продемонстрированы рисунки детей о правилах поведения в музее. Оформила для родителей папки с информацией: «Вам это интересно?», «Куда пойти с ребенком в выходной день?», «Город на островах», «Пробуждение интереса к живописи», «Декоративно-прикладное искусство детям». В раздевалке оформила информационный стенд «Чем мы будем заниматься в этом месяце?». Особенность работы с семьей, т. е. с разновозрастной аудиторией, состоит в сочетании различных видов деятельности: работа с документом, музейным предметом, эвристические задания, анализ-сравнение объектов, изучение, просмотр видеохроники, моделирование ситуаций. Появились экскурсии — спектакли, экскурсии — игра, музейные праздники.
Вышеперечисленные формы и методы реализуются в процессе совместной познавательной деятельности ребенка и родителей. Система работы с семейной аудиторией складывается из следующих компонентов: занятия на музейной экспозиции, прогулки по городу, загородные поездки, самостоятельный поиск и изучение материала. Любовь ребенка-дошкольника к Родине начинается с любви к родным, своему дому, детскому саду, городу.
При организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию на основе позитивного отношения к природе, прежде всего я учитываю региональный компонент (ближайшее природное окружение и экологическую ситуацию в регионе). Это экскурсии в парк 300-я Санкт -Петербурга, ЦПКиО имени Кирова, Зоологический музей (тема «Животные лесов Ленинградской области и России»), зоопарк, Ботанический сад Петра Великого, музей Мир воды Санкт-Петербурга.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальное самосознание, и мы начинаем, в том числе проявлять интерес к старинным праздникам, традициям, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству. Это экскурсии в Российский этнографический музей (темы: «На кануне рождества уродилась каледа», «Дорого яичко к Христову дню», «Едет масленица на льду, везет блины на меду»), Казанский собор. В этих экскурсиях детям показан пласт русской духовной культуры, традиции. Особое значение имело использование музейных предметов в музейной среде.
Экскурсии в музей игрушки, в Петербургский музей кукол. Эффект своеобразного погружения. Рассказ детям о детстве родителей, с какими игрушками играли мамы и папы. Это очень сближает детей и родителей
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности близких людей (дедушек, бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов). Проводилась встреча детей с ветеранами. Были организованы экскурсии на Марсово поле к вечному огню, в Военно-исторический музей истории артиллерии, инженерных войск и войск связи, Центральный военно-морской музей.
Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это гордость за свой народ и ощущение своей неразрывности с окружающим миром. Я регулярно организую проведение совместных для детей и родителей экскурсий выходного дня в разные тематические музеи (музей пожарной охраны, музей хлеба, музей гигиены, Мемориальный музей–квартира семьи актеров Самойловых, Мемориальный музей–квартира Римского–Корсакова, Государственный музей политической истории России, Центральный музей железнодорожного транспорта и другие).
Интерес к искусству у детей не возникает сам собой. Вызвать этот интерес не так уж сложно, но отбить его тоже очень легко. Поэтому делать первые шаги следует с большой осторожностью.
Воспитание патриотизма невозможно без формирования знаний о культуре и традициях своей Родины, своего родного города. Знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Приобщение детей к культурно-историческому наследию своей страны является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Посещение музеев оказывает огромное положительное влияние. Музей приобщает ребенка к миру общечеловеческих ценностей, к истории, формирует художественный вкус. Насыщение предметно — развивающей среды группы материалами, предметами, обеспечивающими инициирование интереса детей к познанию мира, искусства, посещению музеев, активизирует их творческую деятельность, коллекционирование. Опыт работы показал, что полноценное развитие ребенка во многом зависит от личности, культуры воспитателя, условий в семье, интеллекта родителей. Работа по вовлечению семьи в пространство детского сада и музейной среды дала свои положительные результаты.
Ты вспомнишь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспомнишь Родину такую, которую ты в детстве увидал.
К. Симонов
Литература:
- Белая К. Современный детский сад и другие формы взаимодействия с семьей К. Белая, Л. Волобуева, М. Цапенко. — М.: Чистые пруды, 2009.
- Вербенец А. М. Маленькие граждане в художественном музее Маленькие граждане большого города: Коллективная монография. СПб: Союз, 2007. С. 368 -382.
- Кутьина Н. Б. Воспитание культурой. СПб., 2004.
- Музейная педагогика: Из опыта работы Под ред. А. Н.Морозовой, О. В. Мельниковой, М.: ТЦ «Сфера», 2006.
- Тихонова О. Г. Дошкольнику о музейной культуре: Методическое пособие для воспитателей и педагогов ДОУ и родителей, М Аркти, 2006.